Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 2024

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкретно-социологические методы основаны на примене­нии методов конкретной социологии для изучения социальных явлений. Конкретно-социологические исследования - это на­учное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, при­меняемым в социально-экономических науках, относятся изу­чение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и др.

Важное значение имеют не только методы получения све­дений о социальных явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное или монографичес­кое обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.).

Рассмотрим наиболее распространенные методы конкрет­но-социологических исследований государственно-правовых явлений.

Изучение документов (документальный метод). Документ - это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо знаковой системы.

Существуют различные классификации документов.

По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют "служебный" характер, поскольку они составлены государственными и муниципальными органами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями. К неофициальным относятся в основном личные документы, касающиеся жиз­ни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобиогра­фии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации до­кументы делят на текстовые и нетекстовые. В текстовых доку­ментах информация закреплена посредством письменных зна­ков (букв), а в нетекстовых документах - с помощью неречевых знаков. К последним можно отнести кино-, видео-, фото- и фоно-документы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения, посколь­ку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, непол­ными. Поэтому документ следует проанализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?


б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

При изучении документов может быть использован коли­чественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определен­ных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изу­ченных документов. Индикаторами, т.е. конкретными указате­лями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть:

1) употребленные в тексте понятия, события, наименова­ния, имена собственные, устойчивые словосочетания;

2) предложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.);

3) совокупность высказываний на определенную тему.

Для количественного анализа составляют вопросник, содер­жащий набор вопросов на определенную тему, ответы на кото­рые могут быть получены из документов.

Большое значение в сборе первичной информации со слов опрашиваемого имеет метод опроса. Метод опроса может про­водиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно, в форме беседы с опрашивае­мым лицом. Эти методы широко используются, например, при изучении положения товарного рынка по следующим парамет­рам: количество и качество товара, конкурентоспособность то­вара, ассортимент продукции на торговом предприятии.

Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполне­нию анкеты и ее возврату, гарантия анонимности и высказыва­ется благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей воп­росы по социально-демографической характеристике респон­дентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты;

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать рес­пондента и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информацию, ради которой проводят исследование;

5) заключительных вопросов, предоставляющих возмож­ность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследо­вания.

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены кон­трольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правдивости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные воп­росы. Вторые предназначены для проверки того, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компетентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в се­редине - сложные, трудные, деликатные. Затем сложность воп­росов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводя­щих вопросов.


Следует продумать содержание, форму и порядок не толь­ко вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа "да - нет" (иногда с добавлением "не знаю");

б) со шкальными ответами, например, для оценки интен­сивности какого-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке "другое (иное)".

Для проверки правильности составления анкеты проводит­ся пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется сре­ди специально подобранных, типичных респондентов. Если ока­жется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших "не знаю (затрудняюсь ответить)" или вообще отсутствуют от­веты на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратив­шихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респон­дентам (возвращается около 90%).

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выбороч­ный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генеральной совокупностью, обсле­дуют только выделенную по определенным правилам ее часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные резуль­таты распространяют на генеральную совокупность.

Выборки бывают вероятностными и целенаправленными.

При вероятностной выборке каждый элемент генераль­ной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примера­ми простой случайной выборки являются жеребьевка, лотерей­ный метод. Механическая выборка состоит в том, что все эле­менты генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число рес­пондентов. При серийной выборке генеральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по определенному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов пропорционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой выборки заключается в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории вероятности. Имеются следующие ее виды: стихийная (например, почтовый опрос), основного массива (опрашивают 60-70% от генеральной совокупности), квотная (в качестве квот могут быть данные о признаках элементов генеральной совокуп­ности, например образование, возраст).


Выборка должна быть характерной, т.е. выборочная сово­купность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать содержание и зако­номерности изучаемого явления. Разность между данными ге­неральной и выборочной совокупности называется ошибкой выборки. По мнению социологов, повышенная надежность ис­следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная - от 3 до 10%, приближенная - от 10 до 20%, ориентировочная - от 20 до 40%.

Интервью - это беседа исследователя с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Исследователь, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

Интервью может быть стандартизированным или свободным.


Стандартизированное интервью осуществляется по закрытым вопросам, и исследователю остается лишь пометить от­вет подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т.д.).

Свободное интервью - это беседа с респондентом по опре­деленному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:

- панельное, т.е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени;