Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 2026

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, не­обходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основа­ниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это:

1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каж­дая из которых составляет отдельный закон.

Так, существуют определенные закономерности преступ­ности в мировом масштабе:

1) ее абсолютный и относительный рост;

2) отставание социального контроля над нею.

Положение - это научное утверждение, сформулирован­ная мысль. Примером научного положения является утверж­дение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипо­тезы, диспозиции и санкции.

Учение - это:

1) совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности;

2) система воззрений какого-либо ученого или мыслителя, например учение Дарвина.

Идея - это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории;

3) мысль, замысел;

4) основная мысль чего-либо, например художественного или научного произведения и т.д.

Концепция - это определенный способ понимания, трак­товки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точ­ка зрения, руководящая идея для их освещения. Термин "кон­цепция" употребляется и для обозначения основного замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, техни­ческой, политической и других видах деятельности.

Эмпирический уровень исследования характеризуется пре­обладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теорети­ческого познания присутствуют, но имеют подчиненное значе­ние.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предоп­ределяется, направляется теорией.

Структуру эмпирического уровня исследования составля­ет факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости). Понятие "факт" употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объек­тивной реальности (факт действительности) либо к сфере со­знания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истинна);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Например, в юридических науках к фактам действительности можно отнести нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество и т.д., а к фактам сознания - правосознание граждан, законодателя, пра­воприменителей.


Эмпирическое обобщение - это логический процесс пере­хода от единичного к общему, от общего к более общему знанию. Например, переход от понятия "теплота" к понятию "энергия", а также результат этого процесса: обобщенное понятие, сужде­ние, закон науки, теория.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К. Маркс писал, что "преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации та­кую же закономерность, как явления природы".


3.3. Этапы проведения научно-исследовательских работ

Для успеха научного исследования его необходимо правиль­но организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий за­висят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на экономические или технические темы, то вна­чале разрабатывается основной предплановый документ - тех­нико-экономическое обоснование, а затем осуществляются тео­ретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.

Применительно к работам на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследова­ний;

3) работа над рукописью и ее оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Представляется необходимым сначала дать общую харак­теристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований.

Первый этап (подготовительный) включает в себя: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разра­ботку плана или программы научного исследования; подготов­ку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обо­сновываются причины ее разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведен­ных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изу­чены и каковы получены результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они не­достаточны. Особое внимание уделяется не решенным вопро­сам, обоснованию актуальности и значимости работы. Разраба­тывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.


Второй этап (исследовательский) состоит из систематичес­кого изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов, проведения теоретических и эмпиричес­ких исследований, обработки, обобщения и анализа полученных данных, объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических реко­мендаций и предложений.

Третий этап включает в себя: определение композиции (по­строения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и ее редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов иссле­дования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы (например, дипломные рабо­ты студентов) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность и в учебный процесс.


Контрольные вопросы и задания

1. Каковы цель и задачи науки?

2. Дайте классификацию наук.

3. Дайте понятие фундаментальным, прикладным и поис­ковым исследованиям.

4. Раскройте содержание проблемы, гипотезы и теории как структурных компонентов теоретического познания.

5. Раскройте содержание понятия, категории, закона, кон­цепции, аксиомы, принципов как структурных компонентов те­ории познания.

6. Перечислите этапы научно-исследовательской работы и дайте общую характеристику каждому из них.


Тема 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


4.1. Методы и методология научного исследования.

4.2. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования.

4.3. Специальные методы научного исследования.


4.1. Методы и методология научного исследования

Метод научного исследования - это способ познания объек­тивной действительности. Способ представляет собой опреде­ленную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитар­ного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-эко­номические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эм­пирического и теоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, опи­сание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседо­вание, тестирование, эксперимент, моделирование.

К методам теоретического уровня причисляют аксиомати­ческий, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формали­зацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, син­тез, индукцию, дедукцию, аналогию).

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;


2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитар­ных, естественных и технических науках;

3) специальные - для конкретной науки, области научного познания.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничи­вать понятия техники, процедуры и методики научного иссле­дования.

Под техникой исследования понимают совокупность специ­альных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий, способ организации исследования.

Методика - это совокупность способов и приемов иссле­дования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных ме­тодов, общего уровня квалификации исследователя.

Любое научное исследование проводится соответствующи­ми приемами и способами и по определенным правилам. Уче­ние о системе этих приемов, способов и правил называют мето­дологией. В литературе под этим понятием подразумевается совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере дея­тельности (науке, политике и т.д.) и учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. Экономические науки также пользуются определенной методологией. Ученые-экономисты толкуют методологию как примене­ние обусловленных принципами материалистической диалек­тики системы логических приемов и специальных методов ис­следования явлений.

Следует заметить, что понятие "методология" несколько уже понятия "научное познание", поскольку последнее не огра­ничивается исследованием форм и методов познания, а изучает вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его истинности, границы познавательной деятельности.


В конечном счете философы и экономисты под методоло­гией научного исследования понимают учение о методах (мето­де) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и при­емов, предназначенных для успешного решения познаватель­ных задач. Соответственно, методология экономической науки может быть определена как учение о методах исследования при­меняемых в этой отрасли науки.

Имеются следующие уровни методологии:

1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят фило­софские и общенаучные методы познания;

2) частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;

3) методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, час­тные и специальные методы познания.


4.2. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования

Среди всеобщих методов научного исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими сис­темами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г. Гегеля - с идеализмом.

Российские ученые-экономисты для исследования изучае­мых явлений и процессов общественной жизни применяют ди­алектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение - присущи развитию природы, общества и мышле­ния. При изучении предметов и явлений диалектика рекомен­дует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектичес­ких законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые яв­ления и процессы, опираясь на философские категории: обще­го, особенного и единичного; содержания и формы; сущности явления; возможности и действительности; необходимого и слу­чайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления:

а) всесторонне;

б) во всеобщей связи и взаимозависимости;

в) в непрерывном изменении, развитии;

г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эм­пирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, ин­дукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследо­вания на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются клас­сификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.