Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 2027

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3. Подготовка научных и научно-педагогических работников

В ст. 21 Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании" запи­сано, что подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре вузов, научных учреж­дений или организаций, а также путем прикрепления к указан­ным учреждениям или организациям соискателей для подготов­ки и защиты диссертаций на соискание ученой степени канди­дата наук или доктора наук либо путем перевода педагогичес­ких работников на должности научных работников для подго­товки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Однако в настоящее время подготовка научно-педагогических кадров осуществляется еще и в магистратуре, поскольку, со­гласно Положению о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Фе­дерации, утвержденному постановлением Госкомвуза от 10 ав­густа 1993 г., подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

Основная образовательная программа подготовки магист­ра предусматривает научно-исследовательскую работу студен­та в объеме 2034 часов, в том числе научно-исследовательскую практику - 378 часов, научно-педагогическую практику - 378 часов, подготовку магистерской диссертации - 756 часов.

Программа магистерской подготовки в вузе состоит из двух частей: образовательной и научно-исследовательской.

К научно-исследовательской части программы предъявля­ются следующие требования:

- магистр должен уметь определять проблему, формули­ровать гипотезы и задачи исследования;

- разрабатывать план исследования;

- выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;

- вести библиографическую работу с привлечением совре­менных информационных технологий;

- представлять итоги научного исследования в виде отче­тов, рефератов, научных статей.

В завершающем семестре магистратуры предусматрива­ется сдача выпускных экзаменов и защита магистерской диссертации, являющейся самостоятельным научным исследова­нием. Результаты выпускных магистерских экзаменов могут быть засчитаны вузом в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магис­терской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.

В аспирантуру вузов, научных учреждений или организа­ций на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессиональ­ного образования в Российской Федерации, утвержденному Минобразованием России от 27 марта 1998 г., поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходи­мому аспиранту для выполнения диссертационного исследова­ния. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские эк­замены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от со­ответствующих вступительных экзаменов.


Приемная комиссия по результатам вступительных экза­менов принимает решение по каждому претенденту, обеспечи­вая зачисление на конкурсной основе лиц, наиболее подготов­ленных к научной и педагогической работе. Зачисление в аспи­рантуру производится приказом руководителя вуза (научного учреждения, организации).

Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной форме не более трех лет, по заочной форме - четырех лет.

За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены, по фило­софии, иностранному языку и специальной дисциплине; завер­шить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).

Согласно Государственному образовательному стандарту послевузовского профессионального образования в основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты: образовательно-про­фессиональные дисциплины, факультативные дисциплины, педагогическая практика, научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Всего на научно-ис­следовательскую работу, включая подготовку и защиту диссер­тации, отводится 120 недель (6480 часов).

Научно-исследовательская часть программы подготовки аспиранта должна:

- соответствовать основной проблематике научной специ­альности, по которой защищается кандидатская диссертация;

- обладать актуальностью, научной новизной, практичес­кой значимостью;

- использовать современные теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;

- применять современную методику научных исследова­ний;

- использовать современные методы обработки и интер­претации исходных данных с применением компьютерных тех­нологий;

- содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищае­мыми в кандидатской диссертации.

Каждому аспиранту утверждаются тема диссертации и научный руководитель из числа докторов наук или профессо­ров. В отдельных случаях по решению ученого совета вуза или научно-технического совета научного учреждения, организации научным руководителем может быть назначен кандидат наук, как правило имеющий ученое звание доцента (старшего науч­ного сотрудника).

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются государственной стипендией. Иногородним предоставляется общежитие. Аспиранты очного обучения пользуются ежегодно каникулами продолжительнос­тью два месяца. Аспиранты, обучающиеся по заочной форме, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранени­ем среднего заработка, а также на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой зарплаты.


Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабора­ториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также имеют право на командировки.

Специалисты могут сдать кандидатские экзамены и подго­товить диссертацию вне аспирантуры на правах соискателя. Для этого соискатель прикрепляется к вузу (научному учреждению, организации), имеющему аспирантуру по соответствующей спе­циальности. Прикрепление для подготовки и сдачи кандидатс­ких экзаменов может проводиться на срок не более двух лет, а для подготовки кандидатской диссертации - на срок не более трех лет. Порядок подготовки кандидатских диссертаций в фор­ме соискательства установлен Положением о подготовке науч­но-педагогических и научных кадров в системе послевузовско­го профессионального образования в Российской Федерации.

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, для подго­товки докторских диссертаций могут поступить в докторантуру, перевестись на должность научного сотрудника либо прикрепить­ся к вузу (научному учреждению, организации), имеющему док­торантуру по соответствующей научной специальности.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. В срок до трех лет докторант обязан выполнить план подготов­ки диссертации и представить ее на кафедру (в отдел, лабора­торию, сектор, совет) для получения соответствующего заклю­чения. С целью оказания помощи в проведении исследований ему может быть назначен научный консультант из числа док­торов наук.

Сотрудники вузов могут переводиться на должности науч­ных сотрудников сроком до двух лет. В период пребывания в этой должности научный сотрудник обязан завершить работу над докторской диссертацией и представить ее на кафедру. По истечении года он должен предъявить ученому совету вуза от­чет о работе над диссертацией, по результатам которого совет принимает решение с рекомендацией о продлении его пребы­вания в должности научного сотрудника на следующий годич­ный срок или о возвращении на прежнее место работы.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской дис­сертации может проводиться на срок не более четырех лет. Со­искатели представляют на утверждение кафедры (отдела, сек­тора, лаборатории) согласованный с научным консультантом план подготовки диссертации. Они периодически отчитывают­ся и ежегодно аттестуются кафедрой вуза или отделом (секто­ром, лабораторией) научного учреждения.


2.4. Ученые степени и ученые звания

Субъектами научной и (или) научно-технической деятель­ности в Российской Федерации являются физические и юриди­ческие лица. В Федеральном законе "О науке и государствен­ной научно-технической политике" физические лица разделе­ны на три группы: научные работники (исследователи), специ­алисты научной организации (инженерно-технические работ­ники) и работники сферы научного обслуживания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой ква­лификацией и профессионально занимающиеся научной и на­учно-технической деятельностью. Специалистами научной орга­низации являются граждане, имеющие среднее профессиональ­ное или высшее профессиональное образование и способствую­щие получению научного и научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания - это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.


Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются на­учно-технические, научные и инженерно-технические работни­ки, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего ка­федрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и асси­стента.

Должности профессора и доцента следует отличать от сход­ных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.

Согласно ст. 22 Федерального закона "О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании" в Российской Феде­рации установлены ученые звания профессора и доцента.

Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утверж­денный постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., установил следующие ученые звания для научно-технических и научных работников:

- профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессиональ­ного образования;

- доцента по кафедре образовательного учреждения выс­шего профессионального и дополнительного профессионально­го образования;

- профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

- доцента по специальности согласно номенклатуре спе­циальностей научных работников.

Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения ученых зва­ний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г., ученое звание профессора по кафедре мо­жет быть присвоено докторам наук, замещающим по трудово­му договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, про­ректора, ректора вуза или учреждения повышения квалифи­кации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессио­нальном уровне, а также на момент представления аттестаци­онных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

52

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее де­сяти лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в ву­зах или учреждениях повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного по­собия) или не менее трех учебно-методических работ, опубли­кованных за последние три года;

г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликован­ных за последние три года;

д) подготовили в качестве научных руководителей или на­учных консультантов, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому догово­ру должности ведущего научного сотрудника, главного научно­го сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследова­тельским отделом (отделением, сектором, лабораторией), уче­ного секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях вузов или учреждений повышения квалификации и соответствующим требованиям п. 11 Положения.


Одно из основных условий присвоения ученого звания про­фессора - наличие у работника ученой степени доктора наук. В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г., ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ на основании ходатайства диссерта­ционного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандида­та наук. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук представляет собой научно-квалификационную работу, в кото­рой на основании выполненных автором исследований разра­ботаны теоретические положения, совокупность которых мож­но квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложе­ны научно обоснованные технические, экономические или тех­нологические решения, внедрение которых вносит значитель­ный вклад в развитие экономики страны и повышение ее оборо­носпособности.

Однако ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено без защиты докторской диссертации кандидатам наук (в виде исключения), работникам искусств, специалистам фи­зической культуры и спорта, крупным специалистам, получив­шим международное или всероссийское признание в конкрет­ной отрасли знаний, если их деятельность соответствует требо­ваниям п. 6-10 Положения о порядке присвоения ученых зва­ний.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому дого­вору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, про­ректора, ректора вуза или учреждения повышения квалифи­кации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент пред­ставления аттестационных документов:

а) успешно работают в указанных должностях в течение года;

б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в вузах или учреждениях повышения квалификации;

в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного по­собия) или не менее двух учебно-методических работ, опубли­кованных за последние три года;

г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликован­ных за последние три года.

Ученое звание доцента по специальности может быть при­своено докторам, кандидатам наук, замещающим по трудовом договору должности старшего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-иссле­довательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в науч­ных организациях, научных подразделениях вузов и учрежде­ниях повышения квалификации и соответствующим требова­ниям п. 17 Положения от 29 марта 2002 г.