Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 2025

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доцент, как минимум, должен иметь ученую степень кан­дидата наук. Она присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, име­ющим высшее профессиональное образование.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой со­держится решение задачи, имеющее существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологичес­кие разработки, имеющие существенное значение для экономи­ки или обеспечения обороноспособности страны (п. 8 Положе­ния о порядке присуждения ученых степеней).

Вместе с тем при наличии условий, обозначенных в пунк­тах 13-16 Положения о порядке присвоения ученых званий, ученое звание доцента может быть присвоено без защиты дис­сертации, в виде исключения, лицам, имеющим высшее обра­зование, работникам искусств, специалистам физической куль­туры и спорта, высококвалифицированным специалистам, по­лучившим международное или всероссийское признание в кон­кретной области знаний.


2.5. Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов

Совокупность деловых качеств, необходимых для специа­листа высшей квалификации, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие спо­собности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Специалист, должен проявить:

1) творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для ее решения физические явления и процессы, применять новые виды микроэлектронной схемотех­ники, программируемых логических элементов, материалов, деталей и конструкций, эффективно использовать принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники;

2) достаточное знание физики, математики, радиоэлектро­ники, экономики и других наук в тех разделах, которые соот­ветствуют профили его работы, умение пользоваться современ­ными физическими, математическими, экономическими и экс­периментальными методами и приборами, включая ЭВМ;

3) широкую эрудицию в смежных областях знаний и умение взаимодействовать со специалистами смежных профилей - ста­вить перед ними задачи и критически относиться к предлагае­мым решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является проблема единства профессиональной подготовки и мировоззренческой ориентации специалистов, проблема разви­тия у них творческого мышления, умения самостоятельно углуб­лять свои знания и применять их в жизни.

Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобща­ется, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и кос­ности, к упорству в труде.


Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждо­му, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологи­ческой культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действи­тельности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний.

Основными и наиболее важными формами научно-иссле­довательской работы студентов в учебном процессе, охватыва­ющими всех студентов во время их обучения, являются учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и кур­совые работы, производственная и преддипломная практика и дипломное проектирование. Дипломное проектирование - зак­лючительный этап подготовки молодых специалистов в вузе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоя­тельно применить полученные знания и творчески работать.

В ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" закреплены многочисленные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публика­ции, в частности, в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предус­мотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования. В Законе не предус­мотрена обязанность студентов заниматься научно-исследова­тельской работой. Тем не менее они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая работа, дип­ломная работа, магистерская диссертация.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практичес­ких занятии, консультаций, так и в виде научно-исследователь­ской работы, курсовой работы, квалификационной работы (дип­ломного проекта или дипломной работы, магистерской диссер­тации).

Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

- выбрать тему и разработать план исследования;

- определить оптимальные методы исследования;

- отыскивать научную информацию и работать с литера­турой;

- собирать, анализировать и обобщать научные факты;

- теоретически проработать исследуемую тему, аргумен­тировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;


- оформить результаты научной работы.

Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, напри­мер, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выс­тупить с докладом на конференции или принять участие в кон­курсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной наукой, настолько сложны, что их решение требует исследова­тельских навыков и методов исследовательской работы, выбора наиболее эффективных решений той или иной научной про­блемы при решении наименьших затрат и времени.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования записано, что современный специалист высшей квалификации должен владеть не только необходимой суммой профессиональных знаний, но и опреде­ленными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.

Понятие "научно-исследовательская работа студентов" (НИРС) включает в себя два элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского тру­да, привитие им навыков этого туда;

2) собственно научные исследования, проводимые студен­тами под руководством профессоров и преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повыше­ния качества подготовки специалистов с высшим образова­нием.

Целью научной работы студентов является переход от ус­воения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа со­циально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основными задачами научной работы студентов явля­ются:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практичес­кой деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-ис­следовательскую, включаемую в учебный процесс и проводи­мую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студента­ми по учебным планам под руководством профессоров и препо­давателей. Формы этой работы:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

в) написание курсовых работ, содержащих элементы науч­ного исследования;

г) проведение научных исследований при выполнении дип­ломных работ;

д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.


Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает в себя:

а) работу в научных кружках и проблемных группах, со­здаваемых при кафедрах;

б) участие в научно-исследовательских работах по кафед­ральным темам;

в) выступления с докладами и сообщениями на научно-те­оретических и научно-практических конференциях, проводи­мых в вузе;

г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональ­ных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

д) подготовка публикаций по результатам проведенных ис­следований;

е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, филь­мов, наглядных пособий для учебного процесса;

ж) изучение и обобщение передового опыта и практики;

з) переводы научных работ, текстов (монографий, статей и др.).

Формы реализации УИРС и НИРС: реферат, доклад, сооб­щение на конференции или заседании научного кружка, кон­курсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

Основная форма организации НИРС - студенческий на­учный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельно­сти кружка является выполнение во внеучебное время научных исследований по определенной кафедрами тематике.

Научным руководителем кружка назначается преподава­тель кафедры. Он руководит исследовательской работой сту­дентов, обеспечивает подготовку ими научных докладов и сооб­щений, организует их заслушивание и обсуждение на заседа­нии кружка, представление лучших студенческих работ на кон­курсы и конференции, привлекает к работе со студентами про­фессоров и преподавателей кафедры, организует встречи чле­нов кружка с практическими работниками.

На первом заседании кружка избирается староста, а в не­которых вузах еще и секретарь кружка, которые организуют его заседания и ведут документацию.

Работа кружка учитывается в журнале, который имеет сле­дующие разделы: список членов кружка, учет посещаемости заседаний, план работы на учебный год, протоколы заседаний.

Другая форма организации НИРС - проблемно-исследо­вательские группы из 3-5 студентов, которыми руководят про­фессора, доценты и другие работники кафедры. Все они работа по одной и той же теме. Это дает возможность объединен­ными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить тру­доемкое исследование.


Контрольные вопросы и задания

1. Какой Федеральный закон РФ регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельнос­ти, органами власти и потребителями научной продукции?

2. Кто организует, руководит и выполняет научно-исследо­вательскую работу?

3. Расскажите об организационной структуре науки в Рос­сии.

4. Высший научный орган Российской Федерации.

5. Назовите основную цель деятельности Российской ака­демии наук.


6. Как происходит подготовка и аттестация научных и пе­дагогических кадров в Российской Федерации.

7. Какие научные степени и научные звания введены в Рос­сийской Федерации?

8. Какие качества необходимы специалистам высшей ква­лификации?

9. Цель и основные задачи научной работы студентов.

10. В чем отличие формы выполнения учебно-исследова­тельской работы от научно-исследовательской?

11. Дайте определение термина "научно-технический по­тенциал".

12. Раскройте содержание научно-технического потенциа­ла и перечислите его составляющие.

13. Дайте общую характеристику основным составляющим научно-технического потенциала.


Тема 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


3.1. Науки и их классификация.

3.2. Научное исследование и его сущность.

3.3. Этапы проведения научно-исследовательских работ.


3.1. Науки и их классификация

Наука - это исторически сложившаяся и непрерывно раз­вивающаяся система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития.

Предмет науки - формы движущейся материи, и их отра­жения в сознании человека. Исходя из фактов действительнос­ти, наука дает правильное объяснение их происхождению и раз­витию, раскрывает существенные связи между явлениями, вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения. В условиях научно-технической революции сложилась единая система: "наука - техника - производство".

Непосредственные цели науки - получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Основными задачами науки является:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического исполь­зования полученных знаний.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; прак­тики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следую­щие элементы:

1) объект (предмет) - это та совокупность связей и отно­шений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследовате­ля информации;

2) субъект - конкретный исследователь, научный работ­ник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих опре­деленные приемы, операции, методы для постижения объектив­ной истины и обнаружения законов действительности.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают следующие науки:

1) о природе - естественные;