ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.06.2021
Просмотров: 2025
Скачиваний: 11
Доцент, как минимум, должен иметь ученую степень кандидата наук. Она присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющее существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны (п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней).
Вместе с тем при наличии условий, обозначенных в пунктах 13-16 Положения о порядке присвоения ученых званий, ученое звание доцента может быть присвоено без защиты диссертации, в виде исключения, лицам, имеющим высшее образование, работникам искусств, специалистам физической культуры и спорта, высококвалифицированным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной области знаний.
2.5. Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов
Совокупность деловых качеств, необходимых для специалиста высшей квалификации, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний, широкий кругозор, творческие способности и инициативность, развитое чувство ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки. Специалист, должен проявить:
1) творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для ее решения физические явления и процессы, применять новые виды микроэлектронной схемотехники, программируемых логических элементов, материалов, деталей и конструкций, эффективно использовать принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники;
2) достаточное знание физики, математики, радиоэлектроники, экономики и других наук в тех разделах, которые соответствуют профили его работы, умение пользоваться современными физическими, математическими, экономическими и экспериментальными методами и приборами, включая ЭВМ;
3) широкую эрудицию в смежных областях знаний и умение взаимодействовать со специалистами смежных профилей - ставить перед ними задачи и критически относиться к предлагаемым решениям. Одной из центральных проблем Высшей школы является проблема единства профессиональной подготовки и мировоззренческой ориентации специалистов, проблема развития у них творческого мышления, умения самостоятельно углублять свои знания и применять их в жизни.
Наука приучает всех, кто к ней по-настоящему приобщается, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и косности, к упорству в труде.
Чтобы успешно двигаться в науке, максимально сократить возможные блуждания и безуспешные поиски, сегодня каждому, кто занимается решением тех или иных проблем теории и практики, необходимо овладеть соответствующей методологической культурой. Определяющим элементом этой культуры является диалектико-материалистическое понимание действительности, на основе которого складывается характерная для каждой области система знаний.
Основными и наиболее важными формами научно-исследовательской работы студентов в учебном процессе, охватывающими всех студентов во время их обучения, являются учебно-исследовательская работа, курсовое проектирование и курсовые работы, производственная и преддипломная практика и дипломное проектирование. Дипломное проектирование - заключительный этап подготовки молодых специалистов в вузе, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоятельно применить полученные знания и творчески работать.
В ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" закреплены многочисленные права студентов вузов, в том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в частности, в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования. В Законе не предусмотрена обязанность студентов заниматься научно-исследовательской работой. Тем не менее они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., учебные занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практических занятии, консультаций, так и в виде научно-исследовательской работы, курсовой работы, квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации).
Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:
- выбрать тему и разработать план исследования;
- определить оптимальные методы исследования;
- отыскивать научную информацию и работать с литературой;
- собирать, анализировать и обобщать научные факты;
- теоретически проработать исследуемую тему, аргументировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;
- оформить результаты научной работы.
Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, например, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выступить с докладом на конференции или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современной наукой, настолько сложны, что их решение требует исследовательских навыков и методов исследовательской работы, выбора наиболее эффективных решений той или иной научной проблемы при решении наименьших затрат и времени.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования записано, что современный специалист высшей квалификации должен владеть не только необходимой суммой профессиональных знаний, но и определенными умениями творческого решения практических задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научно-исследовательской работе.
Понятие "научно-исследовательская работа студентов" (НИРС) включает в себя два элемента:
1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда;
2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.
НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием.
Целью научной работы студентов является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.
Основными задачами научной работы студентов являются:
а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;
б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;
г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практической деятельности.
Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).
Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы:
а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;
б) выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;
в) написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;
г) проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;
д) выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.
Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает в себя:
а) работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах;
б) участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;
в) выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых в вузе;
г) участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;
д) подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;
е) разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса;
ж) изучение и обобщение передового опыта и практики;
з) переводы научных работ, текстов (монографий, статей и др.).
Формы реализации УИРС и НИРС: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.
Основная форма организации НИРС - студенческий научный кружок при кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является выполнение во внеучебное время научных исследований по определенной кафедрами тематике.
Научным руководителем кружка назначается преподаватель кафедры. Он руководит исследовательской работой студентов, обеспечивает подготовку ими научных докладов и сообщений, организует их заслушивание и обсуждение на заседании кружка, представление лучших студенческих работ на конкурсы и конференции, привлекает к работе со студентами профессоров и преподавателей кафедры, организует встречи членов кружка с практическими работниками.
На первом заседании кружка избирается староста, а в некоторых вузах еще и секретарь кружка, которые организуют его заседания и ведут документацию.
Работа кружка учитывается в журнале, который имеет следующие разделы: список членов кружка, учет посещаемости заседаний, план работы на учебный год, протоколы заседаний.
Другая форма организации НИРС - проблемно-исследовательские группы из 3-5 студентов, которыми руководят профессора, доценты и другие работники кафедры. Все они работа по одной и той же теме. Это дает возможность объединенными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить трудоемкое исследование.
Контрольные вопросы и задания
1. Какой Федеральный закон РФ регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной продукции?
2. Кто организует, руководит и выполняет научно-исследовательскую работу?
3. Расскажите об организационной структуре науки в России.
4. Высший научный орган Российской Федерации.
5. Назовите основную цель деятельности Российской академии наук.
6. Как происходит подготовка и аттестация научных и педагогических кадров в Российской Федерации.
7. Какие научные степени и научные звания введены в Российской Федерации?
8. Какие качества необходимы специалистам высшей квалификации?
9. Цель и основные задачи научной работы студентов.
10. В чем отличие формы выполнения учебно-исследовательской работы от научно-исследовательской?
11. Дайте определение термина "научно-технический потенциал".
12. Раскройте содержание научно-технического потенциала и перечислите его составляющие.
13. Дайте общую характеристику основным составляющим научно-технического потенциала.
Тема 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.1. Науки и их классификация.
3.2. Научное исследование и его сущность.
3.3. Этапы проведения научно-исследовательских работ.
3.1. Науки и их классификация
Наука - это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития.
Предмет науки - формы движущейся материи, и их отражения в сознании человека. Исходя из фактов действительности, наука дает правильное объяснение их происхождению и развитию, раскрывает существенные связи между явлениями, вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения. В условиях научно-технической революции сложилась единая система: "наука - техника - производство".
Непосредственные цели науки - получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.
Основными задачами науки является:
1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
3) систематизация полученных знаний;
4) объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:
1) объект (предмет) - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации;
2) субъект - конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;
3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают следующие науки:
1) о природе - естественные;