Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 2028

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) об обществе - гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании - логика, гносеология, эписте­мология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высше­го профессионального образования выделены следующие науки:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, экономика, статистика, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ве­теринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе тех­нические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой либо ста­вят ее в один ряд с естественными, техническими и обществен­ными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обна­ружение законов движения действительности, она лишь пользу­ется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и метода­ми исследований всеобщих законов и характеристик всего бес­конечного в пространстве и времени объективного материаль­ного мира.

В Номенклатуре специальностей научных работников, ут­вержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математи­ческие, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономичес­кие, философские, филологические, географические, юридичес­кие, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветери­нарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о Земле.

Есть и другая классификация наук. Например, в зависимо­сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые объясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.


В ходе общественного разделения труда выделилось пять взаимосвязанных научных сфер: академическая, вузовская, отраслевая, производственная и вневедомственная.

В академических и вузовских структурах, прежде всего про­водящих фундаментальные исследования по важнейшим на­правлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для разработки принципиаль­но новых видов техники и технологии, а также выполняют с участием отраслевой и заводской науки поисковые и высоко­эффективные прикладные научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы отраслевого и межотраслевого ха­рактера.

К отраслевым научным учреждениям относят головные научно-исследовательские институты, конструкторские орга­низации, а также опытные производства и станции, подчиняю­щиеся непосредственно министерствам и ведомствам, научно-технические центры, межотраслевые научно-технические ком­плексы, научно-производственные объединения, селекционные центры, зональные сельскохозяйственные станции и др. Эти учреждения определяют научно-технический уровень произ­водства в отрасли, создают высокоэффективные комплексы машин, оборудования, приборов и материалов, разрабатывают технологические процессы, получают новые сорта растений, породы животных и т.д. Отраслевые научные учреждения под­чиняются соответствующим органам управления, отвечающим за проведение единой научно-технической политики.

Производственная наука развивается в центральных завод­ских лабораториях, специальных и опытно-конструкторских бюро, отделах главного конструктора, экспериментальных и опытных цехах и пр. Цели производственной науки – повышать технический уровень и улучшать организацию производства, совершенствовать технологию, получать продукцию высокого качества, обеспечивать ее конкурентоспособность и своевремен­но обновлять.

В последние годы получает развитие вневедомственная наука. Она реализуется преимущественно в малых формах: консультативных структурах, научно-технических организа­циях, научных и инженерных обществах, научных кооперати­вах, центрах экспертизы, научно-технического творчества молодежи и др.


3.2. Научное исследование и его сущность

Формой существования и развития науки является науч­ное исследование. В ст. 2 Федерального закона "О науке и госу­дарственной научной политике" дано следующее понятие: на­учная (научно-исследовательская) деятельность - это деятель­ность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практи­ку полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом - струк­тура системы, взаимодействие ее элементов, различные свой­ства, закономерности развития и т.д.


Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные иссле­дования: бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследования финансируются из средств бюдже­та РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследо­вания финансируются организациями-заказчиками по хозяй­ственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных правовых актах о науке научные исследо­вания делят по целевому назначению: на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

В Федеральном законе от "О науке и государственной на­учно-технической политике" даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования - это экспери­ментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строе­ния, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельнос­ти людей.

Научные исследования в сфере социально-экономичес­ких наук зачастую представляют собой сочетание двух на­званных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.

Поисковыми называют научные исследования, направлен­ные на определение перспективности работы над темой, отыс­кание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундамен­тальных и прикладных исследований.

По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описа­тельное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследование и исследование смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования: те­оретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с использо­ванием логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анали­зируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно явля­ется подчиненным. Структурными компонентами теоретичес­кого познания являются проблема, гипотеза и теория.


Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чер­тами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в по­знании противоречия;

4) пути решения проблемы неизвестные.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза - это предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать впол­не доказанным. Потребность в гипотезе возникает в науке, ког­да неясна связь между явлениями, причина их, хотя и извест­ны многие обстоятельства, предшествующие или сопутствую­щие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и на­стоящего сделать вывод о будущем развитии явления. Однако выдвижение гипотезы на основе определенных факторов - это первый шаг.

Сама гипотеза требует проверки и доказательства предпо­ложения о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требова­ниям:

1) соответствие фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с дан­ными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с уже имеющимся научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы дол­жно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обла­дать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произ­вольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и про­гнозные. Описательная гипотеза - это предположение о суще­ственных свойствах объектов, характере связей между отдель­ными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причин­но-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически обобщенное знание, концептуаль­ная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следу­ющими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объяс­няет их, т. е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.


Все содержащиеся в теории положения и выводы обосно­ваны, доказаны.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, фи­зические, химические, психологические, этические и прочие теории. Есть и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, прин­ципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и свя­зей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в каче­стве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, категории, научные термины, суждения, принципы, аксиомы законы, научные по­ложения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и не­обходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория - это общее, фундаментальное понятие, отра­жающее наиболее существенные свойства и отношения пред­метов и явлений. Категории бывают философскими, общенауч­ными и относящимися к отдельной отрасли науки.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозна­чающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий, которые используются в определен­ной науке, образует ее понятийный аппарат. Так, например, в юридических науках применяются специальные юридические понятия и существует свой понятийный аппарат. Юридические понятия могут быть закреплены в нормах права или не закреп­лены в нем, но могут иметь правовое значение (например, поня­тия нормы права, юридического факта, правоотношения).

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отри­цается что-либо, например: "все планеты вращаются вокруг Солнца", "если число делится на десять, то оно делится и на пять".

Принцип - это руководящая идея, основное исходное по­ложение теории, учения, мировоззрения, теоретической про­граммы. Принципы бывают теоретическими и методологичес­кими. Например, при проведении теоретических исследований в области права следует руководствоваться, четырьмя принци­пами законности: верховенства закона, всеобщности, целесооб­разности и реальности законности. Следует учитывать методо­логические принципы диалектического материализма: отно­ситься к действительности как к объективной реальности, от­личать существенные признаки изучаемого объекта от второ­степенных, рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении.

Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым в данной теории и из которого выводят все ос­тальные предположения по заранее фиксированным правилам. Аксиомы очевидны без доказательств. Общеизвестной, напри­мер, является аксиома о параллельных линиях (не пересекают­ся), которая принята в геометрии без доказательств.