Файл: Перечень вопросов для подготовки к экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

  1. Понятие философии и ее этимологический смысл, ее цель, назначение, и функции;

  2. Периодизация основных исторических этапов развития философии и их характеристика;

  3. Предпосылки возникновения философии. Предметная область и специфика философского знания;

  4. Понятие мировоззрения, его уровни и основные исторические типы;

  5. Основное значение структурных разделов философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, антропология, аксиология, этика, эстетика, логика;

  6. Специфика и основные методы философского познания. Единство и различие во взаимоотношении между философией и наукой;

  7. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философской антропологии;

  8. Критический смысл сомнения и его роль в рационалистической философской традиции;

  9. Сущность материализма и идеализма в их разновидности исторических форм;

  10. Понятие идеальности, субъективного и объективного идеализма. Свойства материальных и идеальных объектов;

  11. Понятие метафизики, ее основные вопросы и история возникновения;

  12. Онтология как древнейшее учение о бытии и ее основные понятия;

  13. Понятие субстанции и основные подходы фундаментального осмысления оснований сущности бытия;

  14. Цель, особенности и значение практической философии. Прагматическая концепция философии.

  15. Онтологическая концепция философской школы Парменида и апории Зенона Элейского;

  16. Проблема онтологии в средневековой философии и великий спор об универсалиях;

  17. Диалектика как учение о развитии, его основные представители и основные законы;

  18. Особенности постмодернистской философии.

  19. Понятие картины мира и ее основные виды. Представление о трех уровнях материи в естествознании;

  20. Пространство и время как фундаментальные формы бытия материи;

  21. Смысл и значение субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени;

  22. Проблема поиска первоначальной сущности бытия в античной философии;

  23. Обратная сторона технологического прогресса. Глобальные проблемы современности;

  24. Экзистенциальная версия антропологической модели бытия;

  25. Интегральные онтологические модели и их смысл;

  26. Понятие, смысл и значение гносеологии в структуре философского знания. Познание и его виды в гносеологии;

  27. Гносеологический смысл языка, понимания, значения и мудрости. Различие между мнением, знанием и информацией;

  28. Понятие и отличие между гносеологией и эпистемологией. Понятие субъекта и объекта в теории познания;

  29. Сущность индуктивного метода в гносеологии Ф. Бэкона и его основные формы заблуждения – «идолы познания»;

  30. Концептуальные особенности границ и возможностей познания в гносеологии И. Канта;

  31. Концепция сознания и бессознательного в учении З. Фрейда и концепция коллективного бессознательного в учении К.Г. Юнга;

  32. Основные формы чувственного и рационального познания;

  33. Сущность основных методов научного познания. Структура уровней научного познания и их формы;

  34. Сущность агностицизма и его основные разновидности. Проблема веры и знания;

  35. Сенсуализм и рационализм как основные особенности философского познания;

  36. Проблема истины, ее критерии и основные теории;

  37. Понятие методологии, метода и методики и их значение для научного и философского познания;

  38. Значение и понятие аксиологии в структуре философского знания. «Предметные» и «субъектные» ценности;

  39. Высшие ценности и ценности-средства. Иерархическая пирамида А. Маслоу и ее критика;

  40. Понятие ценности в познании и основные теории ценностей в философии;

  41. Соотношение в структуре философского познания значений «сущего» и «должного»;

  42. Проблема человека в средневековый период развития философской мысли и основные методы богословского познания;

  43. Проблема человека в эволюционной теории Ч. Дарвина;

  44. Марксистская антропология и ее особенности;

  45. Проблема человека в иррационалистической философской традиции А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;

  46. Особенности эволюционной и трудовой концепций антропогенеза;

  47. Концепции антропогенеза М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера, К. Лоренца и Пьера Тейяра де Шардена;

  48. Особенности соотношения понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»;

  49. Общество как целостная структура в системе философского знания и ее основные элементы;

  50. Социальная философия, ее объект, предмет и субъект. Основные сферы жизнедеятельности общества;

  51. Исторические формы социальных общностей. Основные модели общественного устройства;

  52. Формационная и цивилизационная концепции развития общества;

  53. Этика как философская дисциплина, ее предмет, цель и основные задачи;

  54. Основные этические концепции в философии периода античности: софисты, гедонисты, киники, стоики;

  55. Специфические особенности и назначение экологической этики, биоэтики, трансгуманизма и постгуманизма;

  56. Эстетика как философская дисциплина, ее категории, предмет, цель и основные задачи;

  57. Эстетика в современной системе гуманитарного знания и ее новая парадигма: постмодернистская эстетика и ее основные принципы.

  58. Особенности эстетических концепций в русской философской мысли;

  59. Классические, неклассические и постнеклассические типы рациональности в философии.

  60. Философский смысл и значение идеологии.