Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени
Коста Левановича Хетагурова»
Факультет психолого-педагогический
Кафедра педагогического образования
Реферат
по дисциплине «Основы научных исследований»
на тему:
«Особенности психолого-педагогических исследований»
Исполнитель:
Курс:2
Форма обучения: очная
Направление 44.03.01 «Дошкольное образование»:
Ф.И.О: Жарикова Мария Сергеевна
Преподаватель:
Кокаева Ирина Юрьевна
Владикавказ 2022 г.
Содержание:
Введение 3
1.Общее понятие о психолого-педагогическом исследовании 4
2.Особенности планирования и проведения психолого-педагогического исследования 6
3. Оформление и представление результатов психолого-педагогического исследования 9
4. Основные методы психолого-педагогического исследования 11
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Современная психология и педагогика – это динамично развивающиеся области теории и практики. Это обуславливает необходимость постоянного проведения практических научных исследований, которые направлены на накопление новейших достоверных данных о развитии человека, об эффективных методиках обучения, о том, как наиболее эффективно выстраивать взаимодействие между учеником и педагогом. Соответственно, актуальными являются представления о психолого-педагогических исследованиях: о том, как правильно планировать данные исследования, какие методы позволяют осуществлять исследование максимально продуктивно, получая при этом наиболее достоверные знания. На основе знаний, полученных в психолого-педагогических исследованиях, в дальнейшем строится практика деятельности конкретных специалистов и образовательных учреждений в целом.
Таким образом, умение осуществлять психолого-педагогическое исследование можно считать одним из профессиональных важных качеств специалиста, работающего в сфере образования. Такие исследования могут носить как общетеоретический характер, так и быть направлены на решение конкретных практических задач.
Цель данной работы: проанализировать современные научные представления о психолого-педагогических исследованиях.
Задачи исследования:
Рассмотреть общее понятие «психолого-педагогическое исследование»;
Проанализировать особенности подготовки и проведения психолого-педагогического исследования, особенности обработки, представления и внедрения результатов.
Общее понятие о психолого-педагогическом исследовании
По причине сложности и многоаспектности образовательного процесса для его эффективного осуществления и выстраивания требуется проведения весьма разнообразных — и по своей тематике, и по предметной направленности исследований.
Большое значение придается психологическим исследованиям. В психологических исследованиях осуществляется поиск максимально продуктивных в конкретных условиях механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, раскрытия их творческих способностей и возможностей, факторов самореализации, изучаются базовые установки позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для мониторинга эффективности и итогов обучения и воспитания.
Увеличивается необходимость проведения социологических исследования, которые позволяют определить потребности населения, установить особенности отношения семи и социума к определенным инновациям, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы [3].
Исследования валеологической и медицинской направленности ориентированы на выработку таких стратегий построения образовательного процесса, которые позволяют максимально сохранить и укрепить здоровье обучающихся.
Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.
В качестве педагогического исследования рассматривается процесс и итог научной деятельности, ориентированной на получение новых данных о тенденциях и факторах образовательной деятельности, структуре и механизмах организации образовательного процесса, содержании, принципах, технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления, согласно представлениями В. М. Полонского.
Однако практически все прикладные исследования, направленные на изучение организации и протекания образовательного процесса и деятельности образовательных организаций имеют комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер. Даже в условиях знаниевой концепции обучения нельзя было исследовать образовательный процесс автономно, не изучая и не развивая внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. В людом случае в фокусе внимания находится процесс воспитания и формирования гармоничной, разносторонней личности, о становлении эмоционально-волевой сферы, о выработке точки зрения и мировоззрения, учете индивидуальных особенностей. Конструировать подлинное исследование в образовательной сфере без включения в него определенного психологического компонента невозможно [6].
На современном этапе развития образовательной системы, когда на первый план выходят задачи личности, любое эффективное исследование в образовательной сфере должно иметь психолого-педагогический характер, анализировать и описывать целостность внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и методы выработки мотивации, убеждений, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.
Однако следует отметить, что педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: оно направлено на изучение образовательного процесса, особенностей организации обучения и воспитания, управления процессом, обязательными субъектами которого выступают педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
Таким образом, исследование, которое ориентировано на конструирование личностно ориентированных, индивидуализированных или направленных на работу с коллективом позиций и подходов, более эффективных психологических технологий и способов деятельности (например, методик исследования творческих возможностей и способностей личности и уровня ее реализации) можно с уверенностью отнести к психолого-педагогическим [4].
Особенности планирования и проведения психолого-педагогического исследования
Первым этапом психолого-педагогического исследования, как и любого другого научного исследования следует считать его планирование. Психолого-педагогическое исследование может содержать в своей структуре несколько этапов:
- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
- теоретический анализ уже накопленных данных накопленных как современной наукой, так и полученных в процессе ее исторического развития;
- организация опытно-экспериментального исследования;
- литературное оформление накопленных данных и окончательная формулировка темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.
Выбор темы исследования в значительной мере детерминируется запросами и потребностями конкретного социума. Уровень социальной значимости имеет важное значение для материально-технического обеспечения процесса исследования той или иной научной проблемы и оценки результата деятельности ученых. Определение темы исследования также соотносится со специфическими характеристиками конкретной научной области, уровнем ее развития и состоянием.
Цели деятельности учителя-практика и педагога-психолога, исследующего закономерности в сфере образования, разные. Цель педагога: обеспечение высокого качества и продуктивности образовательной деятельности, что может проявляться такими результатами, как присвоение его ученикам призовых мест на городских, республиканских или международных предметных олимпиадах, в поступлении выпускников в вузы и др. Цель научного исследования может быть разделена на три главных задачи, а именно: психолого-педагогическая диагностика, объяснение причинно-следственных отношений между достигнутым результатом и применяемыми средствами, а также прогноз результатов на будущее. Учитель, методист или директор школы должны уделять большое внимание всем областям учебно-воспитательной деятельности.
Педагогу-исследователю, напротив, целесообразно сконцентрироваться более глубоко на одном из выделенных направлений и осуществлять деятельности не со всеми обучающимися, а только с конкретной категорий детей, совершенствуя экспериментальные методики образовательной деятельности [1].
Начинающему исследователю следует в первую очередь выбрать для себя область научного исследования, сконцентрироваться именно на том, которое имеет наибольшее значение и ценность на конкретном этапе развития науки и образования. В выбранной области исследователю следует ознакомиться с уже имеющимися научными исследованиями. Затем полученную информацию целесообразно соотнести с имеющимся жизненным опытом, определить вероятные стратегии предстоящего исследования, изложить весь собранный материал в форме реферата. В ходе выполнения данной деятельности следует размышлять над темой исследования. Со временем, по мере накопления материала, знакомства с новыми концепциями и теориями тема исследования будет систематически обновляться, изменяться. Это можно считать естественной закономерностью осуществления научного исследования, в том числе психолого-педагогического. Однако, несмотря на это, с темой необходимо определиться в начале исследования. Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования должны быть сформулированы в самом первоначальном виде именно на этом этапе исследования. На протяжении всей работы они будут уточняться, все более приближаясь к идеалу.
В процессе опытно-экспериментального исследования исследователь анализирует те теоретические тезисы, которые сформировались у него в процессе изучения теоретического материала по исследуемой проблеме. В данном случае исследователь может получить подтверждение тех предположений, которые были сформулированы на более ранних этапах развития науки и практики, а также получены более глубокие знания об уже изученных феноменах. Также в ходе экспериментального исследования определенные гипотезы и тезисы могут быть также опровергнуты, и сформулирована иная гипотеза [2].
Опытно-экспериментальное исследование в сфере образования, обычно, реализуется в течение достаточно продолжительного промежутка времени, а также содержит в своей структуре целый комплекс разнообразных методов и методик исследования (наблюдение, опрос, диагностирование). Главной сложностью в данном случае можно считать обоснование методики опытно-экспериментальной деятельности, так как может быть подтверждена недостоверная гипотеза в том случае, когда эксперимент спланирован некорректно.
Экспериментальная работа может быть как долговременной, так и кратковременной, в нее может быть включено большое количество участников.
3. Оформление и представление результатов психолого-педагогического исследования
В современных условиях научные исследования дифференцируются на фундаментальные, прикладные и на разработки. Фундаментальные исследования направлены на изучение теоретических основ и тенденций педагогики, ее методологии. Прикладные исследования направлены на достижение конкретных теоретических и прикладных целей, они интегрируют теорию и практику. Разработки непосредственно обслуживают практику, к ним можно причислить образовательные программы, методические пособия, учебники, дидактические материалы.
В рамках каждого психолого-педагогического направления могут быть реализованы и фундаментальные, и прикладные исследования, и разработки. Наиболее значимым параметром психолого-педагогического исследования следует считать его результат – сочетание новых тезисов, практических и теоретических умозаключений, сформулированных на основании целей и задач проводимого исследования. Ценность любого исследования определяется именно полученным результатом [5].
Результат исследования должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания. Результатом законченных психолого-педагогических исследований может стать конструирование новых подходов в образовательной деятельности, воспитании, создание инновационных методик и технологий обучения; обнаружение закономерностей образовательной деятельности,