Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определение новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т.д.
Могут быть дифференцированы несколько типов результатов психолого-педагогического исследования:
Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики, их конкретизация, совершенствование, углубление, проверка, подтверждение, опровержение.
Практические рекомендации – новые методики, технологии, нормы, схемы и модели, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам, их уточнение, дополнение, разработка, проверка [6].
Любые результаты на завершающем этапе исследования оформляются в виде научной публикации. Следует отметить, что данные, полученные в одном и том же исследовании, могу быть представлены в различных печатных формах по той причине, что некоторые психолого-педагогические исследования могут быть значительно растянуты во времени, причем работы над ними ведется целым научным коллективом.
Научные публикации могут быть различных жанров и видов: реферат (автореферат), диссертация, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия. Студенты педагогического вуза могут ориентироваться на такие формы научной продукции, как доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа). В качестве оценки научных психолого-педагогических студенческих работ рассматриваются такие признаки, как самостоятельность подбора и изучения основной и дополнительной литературы по проблеме, критическое использование научной литературы, раскрытие различных точек зрения, определение собственного отношения к ним; обоснование выбора проблемы и темы исследования, актуальность темы, ее теоретическая значимость, связь работы с потребностями практики воспитания учащихся, самостоятельность опытноэкспериментальной работы, новизна подхода и результатов
, методологическая обоснованность, адекватная предмету методика исследования, наличие достаточно разработанного аппарата, грамотная интерпретация и обработка полученных данных, четкое оформление текста согласно требованиям ГОСТа, владение научным стилем изложения.
4. Основные методы психолого-педагогического исследования
В качестве одной из самых авторитетных и используемых классификаций методов психолого-педагогического исследования следует считать классификацию, разработанную Б.Г. Ананьевым. Все методы он дифференцировал на четыре категории:
- организационные;
- эмпирические;
- по способу обработки данных;
- интерпретационные.
1. В качестве интерпретационных методов автор обозначил следующие:
- сравнительный метод как соотнесение различных категорий участников исследования по возрастам, деятельности и т. п.;
- лонгитюдный — как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
- комплексный — как исследование одного объекта представителями разных наук.
2. В качестве эмпирических методов исследования были выделены:
- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
- эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
- психодиагностический метод;
- анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
- моделирование;
- биографический метод.
3. По способу обработки данных:
- методы математико-статистического анализа данных и
- методы качественного описания.
4. К интерпретационным методам могут быть причислены :
- генетический (фило- и онтогенетический) метод;
- структурный метод (классификация, типологизация и др.) [4].
Если соотнести методы исследования в педагогике и психологии с методами исследования в других науках, то могут быть выделены три типа методов:
- Эмпирические, при которых реализуется внешне действительной взаимодействие субъекта и объекта исследования.
- Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
- Интерпретационно-описательные, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Итогом использования эмпирических методов исследования следует считать информацию, позволяющую составить представление о состоянии объекта исследования, на основании использования тех или иных технических средств фиксации информации, анализа продуктов деятельности и т.д. [5]
Итогом использования теоретических методов становятся определенные представления о предмете в виде естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
В.В. Дружинин предлагает собственную классификацию методов психолого-педагогического исследования:
- дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат— теория, закон и др.;
- индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
- моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение от частного к частному, когда в роли аналога более сложного объекта выступает более простой и/или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния.
Наконец, интерпретационно-описательные методы — это определенные комбинации результатов использования теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы, с другой стороны, осуществляется анализ указанных данных в определениях других теорий с точки зрения соответствия гипотез результатам .
Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.
Заключение
Таким образом, психолого-педагогические исследования представляют собой необходимый компонент развития и совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования и др.
Психолого-педагогические исследования следует считать комплексной формой исследований, так как в их рамках осуществляется не только исследование методов, средств, методик организации образовательной деятельности и т.д., но и особенности психических, познавательных, эмоциональных, волевых процессов учащихся. Психолого-педагогические исследования могут быть фундаментальными, прикладными, а также разработками. Каждый из этих видов исследования является значимым для решения тех или иных задач и удовлетворения определенных запросов и потребностей общества и системы образования.
Психолого-педагогическое исследование должно быть грамотно спланировано проведено. Большое значение также имеет правильное оформление результатов психолого-педагогического исследования. При планировании психолого-педагогического исследования необходимо определить для себя тему направление исследовательской деятельности, сформулировать цель, задачи, предмет, объект и гипотезу предстоящего исследования. Эта деятельность происходит в процессе исследования имеющихся теоретических материалов, научных исследований по теме.
Результаты психолого-педагогических исследований представляются в виде научных публикаций и работа, а также в форме инновационных концепций и методик обучения, а также средств и приемов образовательной деятельности.
Список литературы
Могут быть дифференцированы несколько типов результатов психолого-педагогического исследования:
Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики, их конкретизация, совершенствование, углубление, проверка, подтверждение, опровержение.
Практические рекомендации – новые методики, технологии, нормы, схемы и модели, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам, их уточнение, дополнение, разработка, проверка [6].
Любые результаты на завершающем этапе исследования оформляются в виде научной публикации. Следует отметить, что данные, полученные в одном и том же исследовании, могу быть представлены в различных печатных формах по той причине, что некоторые психолого-педагогические исследования могут быть значительно растянуты во времени, причем работы над ними ведется целым научным коллективом.
Научные публикации могут быть различных жанров и видов: реферат (автореферат), диссертация, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия. Студенты педагогического вуза могут ориентироваться на такие формы научной продукции, как доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа). В качестве оценки научных психолого-педагогических студенческих работ рассматриваются такие признаки, как самостоятельность подбора и изучения основной и дополнительной литературы по проблеме, критическое использование научной литературы, раскрытие различных точек зрения, определение собственного отношения к ним; обоснование выбора проблемы и темы исследования, актуальность темы, ее теоретическая значимость, связь работы с потребностями практики воспитания учащихся, самостоятельность опытноэкспериментальной работы, новизна подхода и результатов
, методологическая обоснованность, адекватная предмету методика исследования, наличие достаточно разработанного аппарата, грамотная интерпретация и обработка полученных данных, четкое оформление текста согласно требованиям ГОСТа, владение научным стилем изложения.
4. Основные методы психолого-педагогического исследования
В качестве одной из самых авторитетных и используемых классификаций методов психолого-педагогического исследования следует считать классификацию, разработанную Б.Г. Ананьевым. Все методы он дифференцировал на четыре категории:
- организационные;
- эмпирические;
- по способу обработки данных;
- интерпретационные.
1. В качестве интерпретационных методов автор обозначил следующие:
- сравнительный метод как соотнесение различных категорий участников исследования по возрастам, деятельности и т. п.;
- лонгитюдный — как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
- комплексный — как исследование одного объекта представителями разных наук.
2. В качестве эмпирических методов исследования были выделены:
- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
- эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
- психодиагностический метод;
- анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
- моделирование;
- биографический метод.
3. По способу обработки данных:
- методы математико-статистического анализа данных и
- методы качественного описания.
4. К интерпретационным методам могут быть причислены :
- генетический (фило- и онтогенетический) метод;
- структурный метод (классификация, типологизация и др.) [4].
Если соотнести методы исследования в педагогике и психологии с методами исследования в других науках, то могут быть выделены три типа методов:
- Эмпирические, при которых реализуется внешне действительной взаимодействие субъекта и объекта исследования.
- Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
- Интерпретационно-описательные, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Итогом использования эмпирических методов исследования следует считать информацию, позволяющую составить представление о состоянии объекта исследования, на основании использования тех или иных технических средств фиксации информации, анализа продуктов деятельности и т.д. [5]
Итогом использования теоретических методов становятся определенные представления о предмете в виде естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
В.В. Дружинин предлагает собственную классификацию методов психолого-педагогического исследования:
- дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат— теория, закон и др.;
- индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
- моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение от частного к частному, когда в роли аналога более сложного объекта выступает более простой и/или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния.
Наконец, интерпретационно-описательные методы — это определенные комбинации результатов использования теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы, с другой стороны, осуществляется анализ указанных данных в определениях других теорий с точки зрения соответствия гипотез результатам .
Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.
Заключение
Таким образом, психолого-педагогические исследования представляют собой необходимый компонент развития и совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования и др.
Психолого-педагогические исследования следует считать комплексной формой исследований, так как в их рамках осуществляется не только исследование методов, средств, методик организации образовательной деятельности и т.д., но и особенности психических, познавательных, эмоциональных, волевых процессов учащихся. Психолого-педагогические исследования могут быть фундаментальными, прикладными, а также разработками. Каждый из этих видов исследования является значимым для решения тех или иных задач и удовлетворения определенных запросов и потребностей общества и системы образования.
Психолого-педагогическое исследование должно быть грамотно спланировано проведено. Большое значение также имеет правильное оформление результатов психолого-педагогического исследования. При планировании психолого-педагогического исследования необходимо определить для себя тему направление исследовательской деятельности, сформулировать цель, задачи, предмет, объект и гипотезу предстоящего исследования. Эта деятельность происходит в процессе исследования имеющихся теоретических материалов, научных исследований по теме.
Результаты психолого-педагогических исследований представляются в виде научных публикаций и работа, а также в форме инновационных концепций и методик обучения, а также средств и приемов образовательной деятельности.
Список литературы
-
Беркалиев Т.Н. Проблема выбора оснований к построению психолого-педагогических исследований // Человек и образование. – 2006. - № 4-5. – С. 74-78. -
Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с. -
Деникин А.В. Методология психолого-педагогических исследований // Мир образования – образование в мире. – 2013. - № 2 (50). – С.11-17. -
Середенко, П. В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. – 188 с. -
Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. - Великий Новгород: НовГУ, 2010 – 114 с. -
Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 – 239 с.