ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 659
Скачиваний: 4
Законодательное оформление новой структуры было завершено царским указом от 28 апреля 1827 г. об учреждении корпуса жандармов. Вся территория Российской империи была поделена на пять жандармских округов, каждый из которых охватывал от восьми до одиннадцати губерний. Округ в свою очередь подразделялся на 4—6 отделений (всего их было 26). Во главе округа стоял жандармский генерал, во главе отделения — жандармский штаб-офицер в чине от майора до полковника.
В 1832 г., после подавления польского восстания, на территории входившего в состав Российской империи Царства Польского был образован шестой жандармский округ, находившийся в двойном подчинении — шефа корпуса жандармов и наместника.
1 июля 1836 г. корпус жандармов был реорганизован в Отдельный корпус жандармов Новое ведомство задумывалось и создавалось как элитное соединение. На должности нижних чинов отбирались наиболее грамотные солдаты различных родов войск в возрасте не моложе 25 лет. Ограничений по национальному признаку практически не было.
Основные задачи:
1. Обратить особенное внимание на могущие произойти без изъятия во всех частях управления и во всех состояниях и местах злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки.
2. Наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены.
3. Сноситься с теми местными властями, в ведении которых замечены беспорядки, предварять их и только в тех случаях, если все его «домогательства» «будут тщетны», сообщать о них в Третье отделение.
Основные функции:
Позже были определены и вполне конкретные функции ведомства:
«1) Все распоряжения и известия по всем случаям высшей полиции.
2) Сведения о числе существующих в государстве сект и расколов.
3) Известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам остаются в зависимости министров: финансов и внутренних дел.
4) Сведения подробные о всех лицах, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предмету расхождения.
5) Высылка и размещение людей, подозреваемых и вредных.
6) Заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются государственные преступники.
7) Все постановления и распоряжения об иностранцах.
8) Ведомости о всех без исключения происшествиях.
9) Статистические сведения, до полиции относящиеся».
Для обеспечения выполнения возложенных на них функций канцелярии жандармских управлений были разделены на следующие части: общего руководства, розыскную, следственную, политической благонадежности и денежную.
С развитием в Российской империи железнодорожного транспорта в стране появилось первое жандармское полицейское управление железной дороги (1861), а к 1895-му их число возросло до 21. Управления имели жандармские отделения на всех узловых железнодорожных станциях. Примечательно, что первоначально эти управления находились в ведении министра путей сообщения, однако в 1866 г. П.А. Шувалов добился передачи их под свое начало.
Основной целью, которую преследовал П.А. Шувалов, перестраивая работу спецслужбы в соответствии с установками второй инструкции, были подавление свободомыслия, недопущение формирования оппозиции, тем более предпосылок к открытому протесту против существующей власти.
Тем не менее реформы, проведенные П.А. Шуваловым, оказались достаточно эффективными и позволили Отдельному корпусу жандармов просуществовать до Февральской революции 1917 г., после которой он был ликвидирован.
1.2. Органы цензуры в первой половине XIX века
В России цензура как государственный институт появляется в начале XIX в. Это проявляется в издании специальных законов в данной области, и создании специальных учреждений, осуществляющих цензорскую деятельность.
В 1804 году был издан первый указ о цензуре. Он ввел предварительную цензуру всех изданий, которая осуществлялась министерством народного просвещения. В 1811 году создан особый комитет по цензуре при министерстве полиции, который осуществлял цензуру уже выпущенных изданий и надзор за цензорами.
В 1817 году осуществлена децентрализация цензуры, вводилась ведомственная («множественная») цензура: издания предварительно рассматривались в ведомствах, а затем в министерстве.
«Новый цензурный устав» был принят в 1826 году. Устав вводил мелочную регламентацию деятельности цензуры, в связи чем его было сложно применять на практике.
Следующий цензурный устав издается 22 апреля 1828 года.
1.3. Правовые основы защиты информации
Манифест от 1 января 1807 года «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах распространения торговых предприятий». Устанавливал основные формы торговых предприятий.
Положения манифеста:
-
Компании, чья деятельность признавалась полезной, получала право на монопольную деятельность в данной области в течение определенного срока.
-
Такие компании освобождались от налоговых сборов, им предоставлялись субсидии от правительства.
-
Для поддержки компании правительство приобретало небольшие пакеты акций компании, которые впоследствии передавались в пользу компании.
6 декабря 1836 года был утвержден закон «Положение о компаниях на акциях». Цели издания закона были следующие: создание минимально необходимых правовых условий для развития в России акционерного предпринимательства, создание крупных промышленных, транспортных, торговых предприятий в акционерной форме, сохранение за правительством эффективных средств воздействия на этот процесс, государственное попечительство: предупреждение спекулятивных сделок с акциями и образование фиктивных компаний. В Западной Европе аналогичное законодательство было оформлено в 40-50-е годы века.
8 сентября 1802 года создается манифест об учреждении министерств в России: военно-сухопутных, военно-морских, иностранных, внутренних, коммерции, финансов, юстиции и государственное казначейство. Манифест определил общую структуру министерств: возглавлялись министрами, каждый министр имел канцелярию, товарищ министра (зам), министры подчинялись лично императору, министры составляли Комитет министров. В конце каждого года министр предоставлял императору письменный отчет о деятельности министерства.
Расширение торгово-промышленной деятельности. Акционерное предпринимательство и значение для его развития Указа от 1 августа 1805 г. и Манифеста "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению торговых предприятий" от 1 января 1807 г.
Манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению торговых предприятий» от 1 января 1807 г.
-
Желаем, чтобы верноподданное наше купечество, особливо для
преобладания во внешней торговле, впредь производило своп торг
в образе товариществ. Но никто к сему не принуждается законом,
который только указывает новую стезю.» -
Устанавливалось два рода «купеческих товариществ» (или. как они назывались иначе, торговых домов), которые должны были действовать на основе особых договоров между «товарищами», а именно «товарищество полное» и «товарищество на вере».
-
«Товарищество полное» представляло собой объединение предпринимателей (товарищей), действовавших совместно, с солидарной ответственностью по делам предприятия всем своим имуществом. Поэтому участник одного торгового дома не мог одновременно участвовать в другом.
-
Для «товарищества на вере» было характерно участие в предприятии помимо «товарищей» одного или нескольких вкладчиков. Вкладчики в отличие от товарищей отвечали за действия товарищества только суммой своих взносов. Вместе с тем они лишались права принимать какие-либо обязательства от имени торгового дома.
-
Устанавливался порядок обязательной регистрации торговых домов при их организации в магистрах и думах.
-
«Сверх того бывает товарищество по участкам, которое слагается
из многих лиц, складывающих воедино определенные суммы, коих известное число дает складочный капитал»«. Таким образом, возможность возникновения акционерных компаний, которые подразумевались под «товариществами по участкам», предусматривались как исключение.
Законодатель видел в акционерных компаниях средство решения лишь некоторых особо важных задач государственного хозяйства. Поэтому вопрос об особенностях акционерных компаний, также и вопрос о порядке их учреждения, в манифесте не затрагивался. Указывалось только, что компании возникают с разрешения верховной власти на, основании частных законодательных актов. Изъятие акционерных компаний из сферы обычной торгово-промышленной купеческой деятельности означало, в частности, освобождение акционеров от необходимости вступления в купеческие гильдии, а в связи с этим от платы гильдейских налогов (пошлин) и несения других личных и имущественных повинностей, связанных с купеческим званием по закону.
По мысли законодателя акционерная форма организации предприятий давала возможность участия в них в качестве капиталистов
В уставы включались следующие данные: цель предприятия, размер акционерного капитала, порядок его сбора (единовременно или постепенно), органы управления компании (общее собрание акционеров, правление, директора), права акционеров, срок существования компании и испрашиваемые привилегии. Иногда вместо устава готовились следующие документы: правила управления делами компании и договор (условия) между акционерами.
Таким образом, российское законодательство предусматривало два вида капиталистических объединений:
-
торговый дом:
-
акционерную компанию.
Основное различие между ними заключалось в том, что участие в торговом доме влекло за собой полную имущественную ответственность каждого из товарищей по всем делам фирмы, тогда как участие в акционерной компании вызывало лишь ограниченную ответственность акционеров в пределах их вклада в основной капитал предприятия. Основным следствием этого было сужение круга товарищей до небольшого числа лично знакомых и вполне доверяющих друг другу лиц. Наоборот, круг акционеров мог быть как угодно широк, для чего обеспечивался возможно более легкий переход акций из рук в руки, в частности, их обращение на бирже.
Относительно акционерных компаний общему законодательству России были известны термины: «товарищество по участкам», ''компания на акциях», «акционерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях» (с 1836 г.). Во всех случаях эти термины трактовались как тождественные. Однако в практике акционерного учредительства постепенно стали различаться «акционерные общества» (реже «акционерные компании») и «паевые товарищества».
«Паевые товарищества» - торгово-промышленные компании со сравнительно узким и устойчивым кругом пайщиков (акционеров). Как правило, утверждались для продолжения и развития деятельности предприятий, ранее находившихся в индивидуальной или семейной собственности (часто в форме торгового дома). Их пайщики были либо члены одной семьи, либо лично известные друг другу капиталисты. Для сохранения влияния на дела фирмы прежних владельцев обычно предусматривалось, чтобы паи (акции) выпускались именными, причем высокого номинала, а их перепродажа ограничивалась (преимущественным правом покупки паев пользовались другие пайщики, а порядок определения продажной цены устанавливался уставом). По составу участников паевые товарищества напоминали торговые дома.
Как ни мало в манифесте от 1 января 1807 г. говорилось собственно об акционерных компаниях, на следующие 30 лет он стал юридической основой при их учреждении в России. Ссылки на него содержатся во многих проектах образования акционерных компаний в России.
В 1831 г. в процессе кодификации российских законов, названные ранее положения манифеста в полном составе вошли в специальную главу «О ТОВАРИЩЕСТВЕ» десятого тома Свода законов Российской империи. Здесь указывалось, что «роды товарищества суть:
1) товарищество полное;
2)товарищество на вере или по вкладам;
3) товарищество по участкам или компания».
«Торговые компании учреждаются или на общих правилах торгового товарищества, или с особыми преимуществами, правительством утвержденными. Сии последние именуются компаниями, состоящими под высочайшим покровительством, или компаниями, высочайше утверждёнными”.
«Род и свойство компании», а также ее «преимущества... и время их действия», определялись «актом, при образовании ее постановленным и обнародованным».
Учреждение акционерных компаний, если не испрашивались «особенные преимущества», возможно было и без утверждения царем.
Акты (уставы или правила) об образовании компаний по установившемуся порядку утверждались министрами, решение которых должно было быть одобрено Комитетом министров. Вопрос об учреждении компании решался Комитетом министров и санкционировался царем. От этого порядка были отступления. До 1840-х гг. в России возникло несколько акционерных компаний на основании уставов, утвержденных местными властями.
Уставы акционерных компаний, утвержденные до конца 1836 г. (до закона от 6 декабря 1836 г. «Положение о компаниях на акциях»), опубликовывались Сенатом в «Санкт-Петербургских сенатских ведомостях». Уставы, опубликованные в этот период, вошли в соответствующие по хронологии первые 11 томов второго «Полного собрания законов Российской империи». Официально напечатанные уставы получили значение образцов.
«Положение о компаниях на акциях» закон от 6 декабря 1836 г.
-
Для законодателя необходимо различать предприятия «представляющие и не представляющие особенного повода к сомнению в успехе».
-
Не предполагалось разрешать компании, «... могущие ослабить и даже прекратить какой-нибудь привычный и по обстоятельствам необходимый промысел, которым занимается большое число народа и который составляет исключительное средство содержания и единственный способ к платежу государственных повинностей. Достоинство государства (правительства) требует, чтобы оно было дальновиднее частных лиц и не допускало предприятие прежде, нежели приобретена будет достоверность, что оно может совершиться с выгодою и без разорения вкладчиков».
-
Необходимо предусмотреть меры, исключающие злоупотребление со
стороны учредителей, устанавливающие строгую отчетность компаний, а
также обеспечивающие возможность «к свободному участию в учреждаемых
компаниях для каждого». -
Требования к учредителям: «... чтобы в числе учредителей были единственно лица, пользующиеся известностью и доверим, ибо на сем преимущественно основаны быть могут вся надежда успеха предприятия, все обеспечение акционеров и все доверие правительства и частных лиц.»
-
Опасно стеснять предпринимательскую деятельность предоставлением
отдельным компаниям исключительных привилегий. «Всякая привилегия -
есть некоторый род монополии».
-
Дела об основании акционерных компаний рассматривались в том ведомстве, куда в соответствии с родом деятельности компании поступило прошение об ее учреждении. Окончательное рассмотрение дела в Комитете
министров и, если «испрашиваются исключительные привилегии», в Государственном Совете. Устав каждой компании подлежал утверждению императором и , следовательно, представлял собой самостоятельный сепаратный законодательный акт.