Файл: Блок 3 гр война до нач ВОВ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 509

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2.4.Определение состава сведений, являющихся государственной тайной. Учреждение цензуры

Состав защищаемой информации определялся, исходя из потребностей военного времени и потребностей преобразования государственной, политической и экономической деятельности в стране.

В первые недели после Октябрьской революции в основном засекречивались сведения о морально-политическом состоянии частей, чтобы этими сведениями не воспользовались контрреволюционные силы.

В годы гражданской войны особое внимание уделялось защите военных сведений.

В январе 1918 г. приказом наркомов обороны, почт и телеграфа «О военном почтово-телеграфном контроле» учреждалась специальная военная цензура. В декабре 1918 г. издан приказ РВСР № 436 «О военной цензуре».

В нем определены задачи военной цензуры:

  1. Предварительный осмотр всех произведений печати, фото-, кинодокументов, предназначенных для выхода в свет, содержащих военные сведения.

  2. Контроль международных телефонных переговоров.

  3. Цензура обязана информировать правительственные учреждения о всех сведениях, которые могут быть полезны в деле борьбы со злоупотреблениями, наносящими вред военным интересам и интересам безопасности республики.

Этим же приказом установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну.


1.2.5. Ответственность за разглашение государственной тайны

При отсутствии уголовного законодательства в этот период допускалось применение законов Российской империи.

Ст. 5 Декрета СНК о суде № 1 от 7 декабря 1917 г. В ней указывалось, что местные суды в своих решениях от имени Рос. Республики могут руководствоваться законами Рос. Империи, если они не отменены революцией и не противоречат революционному правосознанию.

Отменил это положение Декрет ВЦИК от 30 ноября 1918 г., запретивший делать ссылки на документы Российской империи, а руководствоваться только декретами Советской власти.

6 октября 1918 г. Кассационный отдел ВЦИК принял постановление «О подсудности революционных трибуналов». Впервые содержится попытка дать понятие контрреволюционного преступления. К ним отнесены: саботаж, антисоветская агитация и пропаганда, шпионаж.

Ответственность за разглашение ГТ устанавливалась перед рев. трибуналами и рев. воен. трибуналами в соответствии с нормами военного времени вплоть до высшей меры наказания.


2. Становление системы защиты государственных секретов в первой половине 20-х годов

2.1. Организация системы органов защиты информации

С окончанием гражданской войны развернулись работы по восстановлению разрушенного хозяйства, мирному экономическому строительству, что повлияло и на формирование системы защиты государственной тайны. На смену политике военного коммунизма пришла новая экономическая политика (НЭП). Усилилась борьба с негативными явлениями в государстве (бюрократизм, организованная преступность и др.).


Продолжалось совершенствование системы органов защиты информации. СЗГС строилась по отраслевому принципу, что обуславливалось общей структурой органов государственного управления. К середине 1920-х г.г., в основном, сложилась система органов ЗГС, которая существовала весь довоенный период.

Общая структура системы органов защиты информации практически не изменилась.

1 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) постановило ре­организовать Всероссийскую чрезвычайную комиссию. Не­обходимость пересмотра карательной политики ВЧК была подтверждена делегатами 11-й Всероссийской конференции РКП(б).

Выступивший 23 декабря 1919 г. на IX Всероссийском съезде Советов В. Ленин предложил «...подвергнуть ВЧК ре­форме, определить ее функции и компетенцию и ограничить ее работу задачами политическими».

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР, избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР) – высший орган государственной власти (вместо Всероссийского Центрального исполнительного комитета РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституция СССР была принята в январе 1924 г.). Функции ЦИК СССР в сфере ЗГС те же вплоть до Конституции 1936 г.

Правительство (СНК РСФСР) стало именоваться СНК СССР. Функции в сфере защиты государственных секретов не изменились. Изменения произошли в системе межведомственных органов защиты информации.

9 Всероссийский съезд Советов 28 декабря 1921г. указал на возможность в связи с укреплением государственной власти реорганизовать ВЧК и ее органы на местах.

6 февраля 1922г. (в соответствии с постановлением ВЦИК) органы ВЧК упразднены. Их функции перешли в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. Официально права ГПУ были значительно сокращены по сравнению с ВЧК. ВЦИК изъял у органов ГПУ внесудебные полномочия, усилился надзор и контроль за их работой со стороны органов Советской власти и юстиции. ГПУ имело право на проведение расследования, но не могло выносить приговор без суда и ссылать в заключение в административном порядке. С лета-осени 1922г. ВЦИК стал расширять права ГПУ. В августе и октябре 1922г. ГПУ получило право на высылку и заключение в тюрьму.

Перед органами ГПУ были поставлены следующие задачи:

  1. Предупреждение и подавление открытых контрреволю­ционных выступлений, как политических, так и эконо­мических.

  2. Борьба со всякого рода бандитскими и вооруженными восстаниями.

  3. Раскрытие контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяй­ственных органов республики.

  4. Охрана государственных тайн и борьба со шпионажем во всех видах его проявлений (осведомительным, вреди­тельским, политическим, военным и экономическим).

  5. Охрана железнодорожных и водных путей сообщения, борьба с хищениями грузов и преступлениями, направ­ленными к разрушению транспорта или понижению его провозоспособности.

  6. Политическая охрана границ РСФСР, борьба с эконо­мической и политической контрабандой и незаконным переходом границ.

  7. Выполнение специальных заданий ВЦИК и СНК по охране революционного порядка.


1 декабря 1922 г. был утвержден новый штат центрально­го аппарата ГПУ.

В структуру ГПУ вошли следующие подразделения:

  • Секретно-оперативное управление;

  • Экономическое управление;

  • Административно-организационное управление;

  • Штаб войск ГПУ;

  • Специальный отдел;

  • Юридический отдел;

  • Отдел снабжения;

  • Специальное отделение, обеспечивавшее охрану руко­водителей страны;

  • Секретариат Коллегии ГПУ и Курсов ГПУ.

Высшим органом ГПУ являлась Коллегия при председа­теле ГПУ, имевшая право издавать приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями. Местные органы ГПУ были переданы в подчинение губисполкомам.

ВЦИК наделил органы ГПУ правами ор­ганов дознания и предварительного следствия. Они имели право ареста, обыска (уездные уполномоченные прав ареста и обыска не имели), выемки, право использовать в оператив­но-служебной деятельности гласные и негласные средства и методы, в том числе агентуру, проводить розыскные и иные оперативные мероприятия (наблюдение за преступными или подозреваемыми лицами, группами и организациями и т. д.), негласно просматривать почтово-телеграфную и иную коррес­понденцию, как внутреннюю, так и заграничную, выдавать разрешение на выезд за границу и въезд в РСФСР иностран­ных и российских граждан, высылать из пределов РСФСР неблагонадежных иностранных граждан, истребовать от уч­реждений, предприятий и организаций различного рода све­дения, справки, выписки из отчетов, докладов и др.

Сотрудники ГПУ, как и ранее ВЧК, в вопросах снабжения продовольствием, обмундированием и т. п. приравнивались к военнослужащим Красной Армии.

30 декабря 1922 г., после образования СССР ГПУ стал общесоюзным органом (с 15 ноября 1923г. по решению ЦИК СССР – ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР).

ОГПУ было подотчетно и подконтрольно СНК. Председатель ОГПУ назначался Президиумом ЦИК СССР и входил с совещательным голосом в состав СНК СССР. ОГПУ подчинялись пограничные войска.

В структуре ОГПУ имелась Коллегия, которая состояла из ответственных сотрудников – руководителей отделов и управлений. Ведению Коллегии подлежали вопросы административного, общеоперативного и судебно-следственного характера.

В 1921-22г.г. был расширен контрразведывательный отдел и на его основе было создано отделение контрразведки (КРО) – предшественник Второго главного управления КГБ.

Основные функции ОГПУ при СНК СССР в сфере защиты государственных секретов:

  1. Борьба со шпионажем.

  2. Охрана государственной безопасности и государственных границ.

  3. Создание, организация и контроль системы защиты государственных секретов.

Функции надзора за законностью действий ОГПУ возлагались на прокурора Верховного Суда СССР.

Правовое положение органов ОГПУ было закреплено в Конституции (Основной Закон) СССР 1924г. (гл. 9 ст. 61-63).


ЦИК СССР постановлением от 15 ноября 1923г. предоставлял органам ОГПУ право рассматривать на заседании Коллегии ОГПУ дела против государственной безопасности (диверсии, взрывы, поджоги и др.) с применением всех мер репрессии.

Расширялась сфера внесудебной деятельности Коллегии ОГПУ. Из органа коллективного рассмотрения наиболее важных вопросов оперативно-служебной деятельности она превращалась по существу во внесудебный орган.

Вторым внесудебным органом явилось Особое совещание при ОГПУ, образованное постановлением ЦИК СССР 28 марта 1924г. для осуществления административных высылок, ссылок заключенных.

В начале 1920-х г.г. укрепление государственной власти позволило правительству заняться вопросами восстановления Российской криптографической службы, которая почти полностью была разрушена после революционных событий 1917г.

5 мая 1921г. постановлением СНК № 672 был создан Специальный отдел (Спецотдел) при ВЧК-ГПУ-ОГПУ (как криптографическая служба). Это подразделение фактически не подчинялось руководству органов государственной безопасности, а находилось в ведении партии. Отдел пользовался значительной автономией.

Он являлся высшим органом, руководящим шифровальной работой в стране. Его распоряжения по шифровальному делу были обязательны к исполнению всеми учреждениями, организациями и предприятиями страны как внутри страны, так и за границей.

Основные направления работы спецотдела:

  1. Детальное изучение архивов дешифровальных служб дореволюционной России с целью изучения шифров, руководств по их использованию, описания методов дешифрования и материалов перехвата. Среди архивных документов были копии и подлинники шифров Болгарии, Германии, Китая, США, Японии, отчеты о работе по их вскрытию, различные учебные пособия.

  2. Разработка учебных курсов по криптографии, организация обучения. При Спецотделе были созданы полугодовые курсы, где изучались основы криптографии, решались учебные задачи по дешифрованию.

  3. Проведение работ по вскрытию иностранных шифров. С 1921г. было осуществлено дешифрование переписки представителя Германского правительства в Москве, турецких дипломатических шифртелеграмм, в 1924г. вскрыты польские шифры.

  4. Организация дешифровальной работы в Армии.

  5. Личный состав спецотдела проходил по гласному и негласному штату. К негласному относились криптографы и переводчики. Гласный состав был представлен секретарями, курьерами и машинистками.

В отделе строго соблюдался режим секретности. Сотрудникам запрещалось говорить, в каком учреждении они работают и где оно находится. Спецотдел использовал опыт Департамента полиции Российской империи и опыт иностранных спецслужб. Источниками информации служили копии всех телеграмм, которые получали или отправляли посольства зарубежных стран, другая дипломатическая корреспонденция. Одни и те же данные часто поступали по разным каналам. Способ многоканального получения материалов широко использовался Спецотделом.Дешифровальная секция спецотдела была разбита на отделения по географическому и языковому принципу.


30 августа 1922г. постановлением Секретариата ЦК РКП на спецотдел была возложена дополнительная задача – руководство секретным делопроизводством.

Практически спецотдел занимался всеми вопросами защиты информации и являлся специальным органом руководства и контроля СЗГС в стране.

Руководство СЗГС в с.р., а.р., областных и краевых центрах осуществляли Специальные отделения Полномочных представительств ОГПУ в с.р., а.р., областных и краевых центрах. В УССР – Спецотделение ГПУ УССР.

Их функции:

  1. Непосредственное наблюдение за шифровальной работой и руководство ею во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся в пределах данного округа, края, республики.

  2. Обследование и проверка деятельности шифровальных органов учреждений, организаций и предприятий, находящихся в пределах действия соответствующего Полномочного представительства ОГПУ.

  3. Контроль СЗГС и секретного делопроизводства.

В данный период осуществлялось активное совершенствование состава и структуры подразделений ЗГС в рамках отдельных ведомств. Характерная особенность данного периода – ведомственная рационализация системы защиты информации. Все работы по совершенствованию СЗГС сводились, в основном, к совершенствованию секретного делопроизводства, созданию подразделений защиты информации.

В 1921г. в центральных и местных учреждениях создаются шифровальные бюро, переименованные в 1920-е г.г. в шифровальные части.

Для организации и ведения секретного делопроизводства во всех центральных и местных учреждениях предусматривалось создание секретных частей (в соответствии с постановлением Секретариата ЦК РКП от 30.08.22г.).

Подразделения секретного делопроизводства в отдельных учреждениях:

  1. ВЦИК (ЦИК): в 1922-24г.г. – подотдел канцелярии общего отдела; с января 1925г. – секретная часть; в подведомственных учреждениях – секретные части.

  2. ВСНХ: зав. секретным делопроизводством АХО УД; с 1924г. – зав. секретным делопроизводством УД; с января 1925г. – секретная часть; на местах – зав. секретным делопроизводством.

  3. Наркомат юстиции: секретный подотдел; на местах – секретно-шифровальные части.

  4. НКИД: часть дипломатических курьеров (первое отделение – отправка секретных документов; второе отделение – получение секретных документов).

В некоторых ведомствах, особенно на местах, секретные части вели и шифрпереписку.

Пересылка секретной иногородней корреспонденции осуществлялась через фельдъегерские корпуса ГПУ и Военного ведомства; зарубежной корреспонденции – через часть дипломатических курьеров НКИД.

В 1922г. учреждается специальный цензурный комитет – Главлит. Он должен был осуществлять предупредительный контроль за содержанием публикуемых материалов, предупреждать появление публикаций, содержащих защищаемые сведения.