ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 509
Скачиваний: 2
1.2.4.Определение состава сведений, являющихся государственной тайной. Учреждение цензуры
Состав защищаемой информации определялся, исходя из потребностей военного времени и потребностей преобразования государственной, политической и экономической деятельности в стране.
В первые недели после Октябрьской революции в основном засекречивались сведения о морально-политическом состоянии частей, чтобы этими сведениями не воспользовались контрреволюционные силы.
В годы гражданской войны особое внимание уделялось защите военных сведений.
В январе 1918 г. приказом наркомов обороны, почт и телеграфа «О военном почтово-телеграфном контроле» учреждалась специальная военная цензура. В декабре 1918 г. издан приказ РВСР № 436 «О военной цензуре».
В нем определены задачи военной цензуры:
-
Предварительный осмотр всех произведений печати, фото-, кинодокументов, предназначенных для выхода в свет, содержащих военные сведения.
-
Контроль международных телефонных переговоров.
-
Цензура обязана информировать правительственные учреждения о всех сведениях, которые могут быть полезны в деле борьбы со злоупотреблениями, наносящими вред военным интересам и интересам безопасности республики.
Этим же приказом установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну.
1.2.5. Ответственность за разглашение государственной тайны
При отсутствии уголовного законодательства в этот период допускалось применение законов Российской империи.
Ст. 5 Декрета СНК о суде № 1 от 7 декабря 1917 г. В ней указывалось, что местные суды в своих решениях от имени Рос. Республики могут руководствоваться законами Рос. Империи, если они не отменены революцией и не противоречат революционному правосознанию.
Отменил это положение Декрет ВЦИК от 30 ноября 1918 г., запретивший делать ссылки на документы Российской империи, а руководствоваться только декретами Советской власти.
6 октября 1918 г. Кассационный отдел ВЦИК принял постановление «О подсудности революционных трибуналов». Впервые содержится попытка дать понятие контрреволюционного преступления. К ним отнесены: саботаж, антисоветская агитация и пропаганда, шпионаж.
Ответственность за разглашение ГТ устанавливалась перед рев. трибуналами и рев. воен. трибуналами в соответствии с нормами военного времени вплоть до высшей меры наказания.
2. Становление системы защиты государственных секретов в первой половине 20-х годов
2.1. Организация системы органов защиты информации
С окончанием гражданской войны развернулись работы по восстановлению разрушенного хозяйства, мирному экономическому строительству, что повлияло и на формирование системы защиты государственной тайны. На смену политике военного коммунизма пришла новая экономическая политика (НЭП). Усилилась борьба с негативными явлениями в государстве (бюрократизм, организованная преступность и др.).
Продолжалось совершенствование системы органов защиты информации. СЗГС строилась по отраслевому принципу, что обуславливалось общей структурой органов государственного управления. К середине 1920-х г.г., в основном, сложилась система органов ЗГС, которая существовала весь довоенный период.
Общая структура системы органов защиты информации практически не изменилась.
1 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) постановило реорганизовать Всероссийскую чрезвычайную комиссию. Необходимость пересмотра карательной политики ВЧК была подтверждена делегатами 11-й Всероссийской конференции РКП(б).
Выступивший 23 декабря 1919 г. на IX Всероссийском съезде Советов В. Ленин предложил «...подвергнуть ВЧК реформе, определить ее функции и компетенцию и ограничить ее работу задачами политическими».
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР, избрал Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР) – высший орган государственной власти (вместо Всероссийского Центрального исполнительного комитета РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституция СССР была принята в январе 1924 г.). Функции ЦИК СССР в сфере ЗГС те же вплоть до Конституции 1936 г.
Правительство (СНК РСФСР) стало именоваться СНК СССР. Функции в сфере защиты государственных секретов не изменились. Изменения произошли в системе межведомственных органов защиты информации.
9 Всероссийский съезд Советов 28 декабря 1921г. указал на возможность в связи с укреплением государственной власти реорганизовать ВЧК и ее органы на местах.
6 февраля 1922г. (в соответствии с постановлением ВЦИК) органы ВЧК упразднены. Их функции перешли в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. Официально права ГПУ были значительно сокращены по сравнению с ВЧК. ВЦИК изъял у органов ГПУ внесудебные полномочия, усилился надзор и контроль за их работой со стороны органов Советской власти и юстиции. ГПУ имело право на проведение расследования, но не могло выносить приговор без суда и ссылать в заключение в административном порядке. С лета-осени 1922г. ВЦИК стал расширять права ГПУ. В августе и октябре 1922г. ГПУ получило право на высылку и заключение в тюрьму.
Перед органами ГПУ были поставлены следующие задачи:
-
Предупреждение и подавление открытых контрреволюционных выступлений, как политических, так и экономических.
-
Борьба со всякого рода бандитскими и вооруженными восстаниями.
-
Раскрытие контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов республики.
-
Охрана государственных тайн и борьба со шпионажем во всех видах его проявлений (осведомительным, вредительским, политическим, военным и экономическим).
-
Охрана железнодорожных и водных путей сообщения, борьба с хищениями грузов и преступлениями, направленными к разрушению транспорта или понижению его провозоспособности.
-
Политическая охрана границ РСФСР, борьба с экономической и политической контрабандой и незаконным переходом границ.
-
Выполнение специальных заданий ВЦИК и СНК по охране революционного порядка.
1 декабря 1922 г. был утвержден новый штат центрального аппарата ГПУ.
В структуру ГПУ вошли следующие подразделения:
-
Секретно-оперативное управление;
-
Экономическое управление;
-
Административно-организационное управление;
-
Штаб войск ГПУ;
-
Специальный отдел;
-
Юридический отдел;
-
Отдел снабжения;
-
Специальное отделение, обеспечивавшее охрану руководителей страны;
-
Секретариат Коллегии ГПУ и Курсов ГПУ.
Высшим органом ГПУ являлась Коллегия при председателе ГПУ, имевшая право издавать приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями. Местные органы ГПУ были переданы в подчинение губисполкомам.
ВЦИК наделил органы ГПУ правами органов дознания и предварительного следствия. Они имели право ареста, обыска (уездные уполномоченные прав ареста и обыска не имели), выемки, право использовать в оперативно-служебной деятельности гласные и негласные средства и методы, в том числе агентуру, проводить розыскные и иные оперативные мероприятия (наблюдение за преступными или подозреваемыми лицами, группами и организациями и т. д.), негласно просматривать почтово-телеграфную и иную корреспонденцию, как внутреннюю, так и заграничную, выдавать разрешение на выезд за границу и въезд в РСФСР иностранных и российских граждан, высылать из пределов РСФСР неблагонадежных иностранных граждан, истребовать от учреждений, предприятий и организаций различного рода сведения, справки, выписки из отчетов, докладов и др.
Сотрудники ГПУ, как и ранее ВЧК, в вопросах снабжения продовольствием, обмундированием и т. п. приравнивались к военнослужащим Красной Армии.
30 декабря 1922 г., после образования СССР ГПУ стал общесоюзным органом (с 15 ноября 1923г. по решению ЦИК СССР – ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР).
ОГПУ было подотчетно и подконтрольно СНК. Председатель ОГПУ назначался Президиумом ЦИК СССР и входил с совещательным голосом в состав СНК СССР. ОГПУ подчинялись пограничные войска.
В структуре ОГПУ имелась Коллегия, которая состояла из ответственных сотрудников – руководителей отделов и управлений. Ведению Коллегии подлежали вопросы административного, общеоперативного и судебно-следственного характера.
В 1921-22г.г. был расширен контрразведывательный отдел и на его основе было создано отделение контрразведки (КРО) – предшественник Второго главного управления КГБ.
Основные функции ОГПУ при СНК СССР в сфере защиты государственных секретов:
-
Борьба со шпионажем.
-
Охрана государственной безопасности и государственных границ.
-
Создание, организация и контроль системы защиты государственных секретов.
Функции надзора за законностью действий ОГПУ возлагались на прокурора Верховного Суда СССР.
Правовое положение органов ОГПУ было закреплено в Конституции (Основной Закон) СССР 1924г. (гл. 9 ст. 61-63).
ЦИК СССР постановлением от 15 ноября 1923г. предоставлял органам ОГПУ право рассматривать на заседании Коллегии ОГПУ дела против государственной безопасности (диверсии, взрывы, поджоги и др.) с применением всех мер репрессии.
Расширялась сфера внесудебной деятельности Коллегии ОГПУ. Из органа коллективного рассмотрения наиболее важных вопросов оперативно-служебной деятельности она превращалась по существу во внесудебный орган.
Вторым внесудебным органом явилось Особое совещание при ОГПУ, образованное постановлением ЦИК СССР 28 марта 1924г. для осуществления административных высылок, ссылок заключенных.
В начале 1920-х г.г. укрепление государственной власти позволило правительству заняться вопросами восстановления Российской криптографической службы, которая почти полностью была разрушена после революционных событий 1917г.
5 мая 1921г. постановлением СНК № 672 был создан Специальный отдел (Спецотдел) при ВЧК-ГПУ-ОГПУ (как криптографическая служба). Это подразделение фактически не подчинялось руководству органов государственной безопасности, а находилось в ведении партии. Отдел пользовался значительной автономией.
Он являлся высшим органом, руководящим шифровальной работой в стране. Его распоряжения по шифровальному делу были обязательны к исполнению всеми учреждениями, организациями и предприятиями страны как внутри страны, так и за границей.
Основные направления работы спецотдела:
-
Детальное изучение архивов дешифровальных служб дореволюционной России с целью изучения шифров, руководств по их использованию, описания методов дешифрования и материалов перехвата. Среди архивных документов были копии и подлинники шифров Болгарии, Германии, Китая, США, Японии, отчеты о работе по их вскрытию, различные учебные пособия.
-
Разработка учебных курсов по криптографии, организация обучения. При Спецотделе были созданы полугодовые курсы, где изучались основы криптографии, решались учебные задачи по дешифрованию.
-
Проведение работ по вскрытию иностранных шифров. С 1921г. было осуществлено дешифрование переписки представителя Германского правительства в Москве, турецких дипломатических шифртелеграмм, в 1924г. вскрыты польские шифры.
-
Организация дешифровальной работы в Армии.
-
Личный состав спецотдела проходил по гласному и негласному штату. К негласному относились криптографы и переводчики. Гласный состав был представлен секретарями, курьерами и машинистками.
В отделе строго соблюдался режим секретности. Сотрудникам запрещалось говорить, в каком учреждении они работают и где оно находится. Спецотдел использовал опыт Департамента полиции Российской империи и опыт иностранных спецслужб. Источниками информации служили копии всех телеграмм, которые получали или отправляли посольства зарубежных стран, другая дипломатическая корреспонденция. Одни и те же данные часто поступали по разным каналам. Способ многоканального получения материалов широко использовался Спецотделом.Дешифровальная секция спецотдела была разбита на отделения по географическому и языковому принципу.
30 августа 1922г. постановлением Секретариата ЦК РКП на спецотдел была возложена дополнительная задача – руководство секретным делопроизводством.
Практически спецотдел занимался всеми вопросами защиты информации и являлся специальным органом руководства и контроля СЗГС в стране.
Руководство СЗГС в с.р., а.р., областных и краевых центрах осуществляли Специальные отделения Полномочных представительств ОГПУ в с.р., а.р., областных и краевых центрах. В УССР – Спецотделение ГПУ УССР.
Их функции:
-
Непосредственное наблюдение за шифровальной работой и руководство ею во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся в пределах данного округа, края, республики.
-
Обследование и проверка деятельности шифровальных органов учреждений, организаций и предприятий, находящихся в пределах действия соответствующего Полномочного представительства ОГПУ.
-
Контроль СЗГС и секретного делопроизводства.
В данный период осуществлялось активное совершенствование состава и структуры подразделений ЗГС в рамках отдельных ведомств. Характерная особенность данного периода – ведомственная рационализация системы защиты информации. Все работы по совершенствованию СЗГС сводились, в основном, к совершенствованию секретного делопроизводства, созданию подразделений защиты информации.
В 1921г. в центральных и местных учреждениях создаются шифровальные бюро, переименованные в 1920-е г.г. в шифровальные части.
Для организации и ведения секретного делопроизводства во всех центральных и местных учреждениях предусматривалось создание секретных частей (в соответствии с постановлением Секретариата ЦК РКП от 30.08.22г.).
Подразделения секретного делопроизводства в отдельных учреждениях:
-
ВЦИК (ЦИК): в 1922-24г.г. – подотдел канцелярии общего отдела; с января 1925г. – секретная часть; в подведомственных учреждениях – секретные части.
-
ВСНХ: зав. секретным делопроизводством АХО УД; с 1924г. – зав. секретным делопроизводством УД; с января 1925г. – секретная часть; на местах – зав. секретным делопроизводством.
-
Наркомат юстиции: секретный подотдел; на местах – секретно-шифровальные части.
-
НКИД: часть дипломатических курьеров (первое отделение – отправка секретных документов; второе отделение – получение секретных документов).
В некоторых ведомствах, особенно на местах, секретные части вели и шифрпереписку.
Пересылка секретной иногородней корреспонденции осуществлялась через фельдъегерские корпуса ГПУ и Военного ведомства; зарубежной корреспонденции – через часть дипломатических курьеров НКИД.
В 1922г. учреждается специальный цензурный комитет – Главлит. Он должен был осуществлять предупредительный контроль за содержанием публикуемых материалов, предупреждать появление публикаций, содержащих защищаемые сведения.