Файл: Блок6 Совремннность .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 442

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед службой поставлены следующие задачи:

  1. Получение упреждающей информации о политике других стран на международной арене, особенно в отношении России.

  2. Отслеживание развития ситуации в горячих точках, которые могут представлять опасность …

  3. Добывание сведений о попытках других стран создать новые виды вооружений.

  4. Оказание активного содействия осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки:

  • Получение информации о экономической политике других стран.

  • Обеспечение экономической безопасности России

  • Добывание сведений о деятельности торговых партнеров России

  • Деятельности международных экономических и финансовых организаций.

В области научно-технической разведки:

  • Получение сведений о новейших достижениях в области науки и техники.

8 декабря 1995 г. Государственной Думой был принят За­кон «О внешней разведке», который не претерпел концепту­альных изменений, но был приведен в соответствие с Кон­ституцией РФ. В числе дополнений, внесенных в закон, следует отметить вопросы, касающиеся защиты источников информации. Так, зафиксировано, что сведения о лицах, ока­зывающих или оказывавших конфиденциальное содействие органам внешней разведки, составляют государственную тай­ну и рассекречиванию не подлежат. Также были определены меры по социальной защите сотрудников СВР, установлено, что предельный возраст пребывания на службе во внешней разведке определяется самостоятельно руководителем СВР.

СВР возглавляет директор, который имеет первого заме­стителя и четырех заместителей директора СВР (по операци­ям, по науке, по кадрам, по материально-техническому обес­печению).

В структуру СВР входят добывающий аппарат, аналити­ческие и оперативно-технические подразделения, составля­ющие управления и службы:

  • анализа и информации;

  • внешней контрразведки;

  • экономической разведки;

  • научно-технической разведки;

  • нелегальной разведки;

  • информатики;

  • оперативной техники;

  • служба эксплуатации и обеспечения;

  • бюро по связям с общественностью и СМИ;

  • секретариат;

  • протокольный отдел;

  • юридический отдел;

  • группа консультантов.

Данная структура корректируется с учетом изменяющей­ся обстановки и возникающих задач.

Главным учебным заведением СВР является созданная в октябре 1994 г. Академия внешней разведки (бывший Крас­нознаменный институт имени Андропова), на базе которой действуют аспирантура и докторантура.

Внешняя разведка обеспечивает безопасность российских официальных лиц и граждан за рубежом, а также принимает меры по предотвращению акций, проводимых иностранны­ми спецслужбами и криминальными структурами, нанося­щих ущерб интересам России.


Разведывательные органы Российской Федерации участву­ют в борьбе с организованной международной преступностью, в частности с терроризмом и наркобизнесом, распространени­ем ядерного и других видов оружия массового уничтожения, незаконной торговлей оружием. По этим вопросам российская разведка взаимодействует со спецслужбами иностранных го­сударств и с международными организациями, защищая в пер­вую очередь интересы России и ее граждан.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предо­ставляются следующие полномочия:

  • осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

  • использование в целях конспирации документов, за­шифровывающих личность сотрудников кадрового со­става, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств ор­ганов внешней разведки Российской Федерации;

  • взаимодействие с федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими контрразведыва­тельную деятельность, и федеральными органами госу­дарственной охраны Российской Федерации;

  • заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организаци­ями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

  • организация и обеспечение в пределах своей компетен­ции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами терри­тории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-тех­нической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

  • обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами тер­ритории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

  • обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

  • взаимодействие с разведывательными и контрразведы­вательными службами иностранных государств в поряд­ке, установленном Федеральным законом «О внешней разведке»;

  • создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследователь­ских организаций и архивов, выпуск специальных из­даний;

  • обеспечение собственной безопасности, т. е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

  • создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования ор­ганов внешней разведки Российской Федерации.


Органы внешней разведки РФ для достижения целей раз­ведывательной деятельности вправе использовать информа­ционные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъем­ку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие специальные методы и средства. СВР разрешено при­обретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информацион­ные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техничес­ким каналам.

В процессе разведывательной деятельности органы внеш­ней разведки могут использовать гласные и негласные мето­ды и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности, при условии, что эти методы и средства не должны причинять вред жизни и здоровью лю­дей и наносить ущерб окружающей среде.

Федеральный закон «О внешней разведке» запрещает ис­пользование методов и средств разведывательной деятельно­сти в отношении граждан РФ на территории РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать на безвоз­мездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федера­ции, депутатам Государственной Думы, депутатам законода­тельных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов и прокурорам всех уровней, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрирован­ных в РФ религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфи­денциальное содействие органам внешней разведки РФ, со­ставляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречива­ния сведений, составляющих государственную тайну, не под­лежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

Содержание нормативных правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

СВР не единственный орган внешней разведки.

Разведы­вательная деятельность в пределах своих полномочий осуще­ствляется:

  1. Службой внешней разведки РФ — в политической, эко­номической, военно-стратегической, научно-техничес­кой и экологической сферах, а также в сфере обеспече­ния безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

  2. органом внешней разведки Министерства обороны РФ — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

  3. органом внешней разведки Федерального агентства пра­вительственной связи и информации при Президенте РФ — в политической, экономической, военной и на­учно-технической сферах путем использования радио­электронных средств (в 2003 г. ФАПСИ расформирова­но с передачей функций в ФСО и ФСБ);

  4. органом внешней разведки Федеральной пограничной службы РФ — в сфере охраны Государственной грани­цы РФ, исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа Российской Федерации (в 2003 г. ФПС вошла в состав ФСБ).


Разведывательная деятельность органов федеральной служ­бы безопасности осуществляется во взаимодействии с органа­ми внешней разведки РФ и в соответствии с Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

Взаимоотношения органов внешней разведки РФ с разве­дывательными и контрразведывательными службами ино­странных государств устанавливаются на основе международ­ных договоров РФ, в том числе договоров межведомственного характера.

Общее руководство органами внешней разведки осуще­ствляет Президент РФ, который:

  • определяет задачи разведывательной деятельности;

  • контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ;

  • принимает в пределах полномочий, определяемых фе­деральными законами, решения по вопросам, связан­ным с внешней разведкой РФ, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведом­ственного характера между органами внешней разведки РФ и разведывательными и контрразведывательны­ми службами иностранных государств;

  • назначает руководителей органов внешней разведки РФ.

Необходимость осуществления разведывательной деятель­ности определяют в пределах своих полномочий Президент России и Федеральное Собрание исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности государ­ства иными способами.

Получаемая органами внешней разведки разведыватель­ная информация предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организаци­ям. Разведывательная информация может также предостав­ляться федеральным органам исполнительной власти, входя­щим в состав сил обеспечения безопасности РФ.

Руководители органов внешней разведки РФ несут персо­нальную ответственность перед Президентом РФ за достовер­ность, объективность разведывательной информации и свое­временность ее предоставления. Ответственность за возможное разглашение сведений, составляющих государственную тай­ну или раскрывающих источники указанной информации, ложится на должностных лиц федеральных органов законо­дательной, исполнительной и судебной власти, предприятий, учреждений и организаций, членов Совета Федерации и де­путатов Государственной Думы, которым предоставляется разведывательная информация.

Надзор за исполнением органами внешней разведки РФ федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки РФ конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки РФ в предмет прокурорского надзора не входят.


Военнослужащие, служащие и рабочие органов внешней разведки РФ находятся под защитой государства. Никто, за исключением органов и должностных лиц, прямо уполномо­ченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников органов внешней разведки РФ.

Государство берет на себя обязанность всемерно содей­ствовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки РФ и членов его семьи, за­держанных, арестованных или осужденных за пределами тер­ритории РФ в связи с осуществлением разведывательной де­ятельности. В то же время принадлежность к органу внешней разведки РФ и причастность к осуществлению разведыва­тельной деятельности не освобождают сотрудника органа внешней разведки РФ от ответственности перед федеральны­ми законами.

2.10. Министерство обороны РФ

Министерство обороны координирует деятельность всех структур по обеспечению безопасности информации в оборонной сфере.

Разведывательным органом РФ является Главное разве­дывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (ГРУ ГШ ВС РФ). Помимо ведения стратегической и военной разведки, ГРУ занимаетсяь добыванием военно-технической информации и сведений о передовых научных достижениях в воен­ной области. В отличие от ФСБ, ГРУ ГШ ВС РФ по-прежнему остается закрытой для посторонних глаз структурой, что не удивительно, поскольку цели и задачи военной разведки в гораздо меньшей степени зависят от политического режима страны, чем цели и задачи спецслужб, обеспечивающих внутреннюю безопас­ность государства.

Организационно ГРУ ГШ ВС РФ состоит из управлений, направлений и отделов (рис. 1).

Кроме того, ГРУ были подчинены разведуправления всех во­енных округов и флотов. Разведуправлениям, в свою очередь, подчинались разведотделы армий и флотилий. На уровне дивизии структуры ГРУ представлены разведбатальонами. Наконец, почти во всех военных окру­гах существуют отдельные бригады специального назначения (спецназ), а также подразделения особого назначения (осназ).


Рис. 1. Структура ГРУ ГШ ВС РФ


С точки зрения собственно защиты информации следует выделить следую­щие управления ГРУ.

  • 5-е управление— оперативная разведка, организация разведработы на уровне фронтов, флотов и военных округов. Начальники разведуправлений военных округов подчинялись именно 5-му управлению. Начальники 2-х управлений штабов флотов также осуществляли свою деятельность в рамках 5-го управления под руководством начальника флотской разведки, имевшего статус заместителя начальника ГРУ.

  • 6-е управление— радиотехническая разведка. Работа управления выполня­лось силами и средствами четырех отделов.

  • 1-й отдел (радиоразведка). Занимался перехватом и дешифрованием со­общений из каналов связи иностранных государств. Он руководил подраз­делениями осназ военных округов и групп войск.

  • 2-й отдел (радиотехническая разведка). Пользовался услугами тех же станций перехвата и осуществлял наблюдение электронными средствами за теми же странами, что и 1-й отдел. Однако специалистов этого отдела интересовала не сама информация, а параметры излучения радио-, теле­метрических и других электронных систем, используемых в аппаратуре слежения и обнаружения военного назначения.

  • 3-ий отдел (техническое обеспечение). Занимался обслуживанием станций перехвата, оборудование которых размещалось в зданиях советских по­сольств, консульств и торговых миссий, а также на отдельно расположен­ных станциях перехвата.

  • 4-ый отдел (слежение). Круглосуточно отслеживал всю информацию, ко­торую добывало 6-е управление. Основная задача отдела состояла в от­слеживании состояния и динамики изменения военной ситуации в мире. Каждый офицер этого отдела отвечал за свой объект наблюдения (коман­дование стратегической авиацией США, командование тактической авиа­цией и т.д.)

  • 9-е управление— военные технологии. Работало в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими, проектными и другими учреждениями и органи­зациями военно-промышленного комплекса РФ. Занималось добыванием информации о разработке и использовании технологий производства военной техники и вооружений.

  • 10-е управление— военная экономика. Занималось анализом информации по производству и продажам в других странах продукции военного и двойного назначения, а также вопросами экономической безопасности.