ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 446
Скачиваний: 1
Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от бывшего Центра. Однако продолжалось это недолго. У каждой из этих стран нашлось множество проблем, решить которые самостоятельно им оказалось не под силу.
В 1992 г. был подписан договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ (его подписали 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (его подписали лишь 7 стран).
В 1992 г. начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана. Полностью были выведены войска из Армении. Программа их вывода и обустройства обошлась России в 600 млн. долларов и 700 млрд. рублей.
Однако уже в 1993—1994 гг. правительства Грузии, Армении и других стран обратились к российскому руководству с предложением о создании российских военных баз на их территории, участии российских войск в составе миротворческих сил СНГ по урегулированию вооруженных конфликтов. Сложными оставались отношения России со странами Прибалтики. Особо драматично развивались российско-украинские отношения.
В 1994 г. в СНГ наметились тенденции к большей степени экономической и политической интеграции. Президент Казахстана Н. Назарбаев внес предложение об образовании единых политических структур Содружества, что вело бы к образованию в перспективе единого государства. Однако это предложение поддержано не было.
Весной 1996 г. в рамках СНГ было подписано соглашение о более тесной интеграции четырех его участников — России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Одновременно Россия и Беларусь объявили о создании Сообщества Суверенных Республик (ССР).
2.Реорганизация органов защиты информации в современных условиях
2.1. Реорганизация органов КГБ начались после событий августа 1991 года
Реформы осуществлялись в соответствии со следующими принципами:
-
Дезинтеграция – разделение КГБ на ряд самостоятельных ведомств, лишение комитета монополии в этой области деятельности, новые спецслужбы должны были подчиняться непосредственно главе государства, уравновешивать друг друга, конкурировать друг с другом с целью усиления государственной безопасности.
-
Децентрализация – предоставление самостоятельности республиканским органам безопасности, при усилении координирующей деятельности межреспубликанских структур.
-
Обеспечение законности и безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности спецслужб.
-
Деидеологизация.
-
Открытость.
КГБ являлся, по существу, комплексом спецслужб, сосредоточенных в одной структуре. Такое объединение спецслужб в едином комплексе имело как положительные, так и отрицательные стороны.
Плюсы:
-
Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими спецслужбами.
-
Централизация и комплексный характер структур спецслужбы.
-
Экономия сил и средств.
-
Отсутствие дублирования структур.
Минусы:
-
Монополизм в сфере безопасности и в информационном обеспечении высшего руководства страны.
-
Отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ.
-
Сложность управления, неспособность к оперативным изменениям в зависимости от изменения политической обстановки.
-
Отсутствие реальной конкуренции.
После событий августа 1991 года из состава КГБ выведены следующие структуры:
-
Служба охраны преобразована в Главное управление охраны СССР, подчиненное президенту СССР, позже – Главное управление охраны РФ, подчиненное президенту РФ. В апреле 1995 года создана служба безопасности президента России. 19 июня 1996 года Главное управление охраны России переименовано в Федеральную службу охраны РФ (ФСО РФ). Положение об этой службе утверждено указом президента России от 2 августа 1996 года. Служба безопасности президента была включена в состав ФСО в качестве самостоятельного подразделения.
-
Первое главное управление (внешнеполитическая разведка) в соответствии с указом президента России от 13 декабря 1991 года выведено из КГБ в самостоятельную службу (центральная служба разведки), впоследствии переименовано в Федеральную службу внешней разведки. Закон РФ о внешней разведке был принят 8 июля 1992 года.
-
Управление правительственной связи КГБ (8 управление/шифровальная служба) и Электронная разведка (16 управление/служба дешифровки и перехвата) были объединены в одно ведомство – Комитет правительственной связи при президенте СССР, а с 24 декабря 1991 года комитет переименован в Федеральное агентство правительственной связи и информации при президента России (ФАПСИ).
-
Пограничные войска выделены в самостоятельное ведомство, которое называлось Комитет пограничной охраны СССР, который был впоследствии переименован в Комитет по охране государственной границы РФ. В 1992 году Комитет включен в состав министерства в безопасности России (МБ). Летом 1993 года пограничные войска вновь выведены из министерства безопасности и вошли в состав Объединенной пограничной службы РФ, которая была переименована в Федеральную пограничную службу РФ.
В результате этих преобразований в КГБ СССР остались в основном контрразведывательные подразделения. В октябре 1991 года КГБ СССР был упразднен как самостоятельная структура. На основе подразделений, которые оставались в его структуре, в соответствии с указом президента РФ от 26 ноября 1991 года была создана Межреспубликанская служба безопасности. Ее задача координация работы республиканских служб безопасности и проведение согласованной контрразведывательной деятельности.
После событий августа 1991 года в прямое подчинение КГБ РСФСР перешли все местные органы государственной безопасности на территории России. В соответствии с указом президента России от 26 ноября 1991, КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной безопасности РФ.
В соответствии с указом президента России от 24 января 1992 года на базе этих двух структур было образовано Министерство безопасности РФ. Начали создаваться Министерства безопасности в республиках, управления министерства в краях и областях и отделы, или отделения в городах и районах. Структура органов государственной безопасности была определена в законе о федеральных органах государственной безопасности, который был принят Верховным Советом РФ 8 июля 1992 года.
Образование министерства безопасности имело положительное значение: была предпринята попытка объединить некоторые спецслужбы, усилить централизацию в деятельности органов государственной безопасности, консолидировать органы государственной безопасности в центре и на местах.
Указом президента РФ от 19 декабря 1992 года министерство безопасности было объединено с министерством внутренних дел в единый орган, однако Верховный совет и конституционный суд признали образование данного органа противоречащим конституции страны. И, таким образом, не успев объединиться, оба министерства остались самостоятельными – президент отменил указ.
Дальнейшие реорганизации были проведены под влияние октябрьских событий 1993 года в Москве. В соответствии с указом президента РФ от 21 декабря 1993 года Министерство безопасности было преобразовано в Федеральную службу контрразведки. Положение об этой службе также было утверждено указом президента России от 1 января 1994 года.
2.2. Реорганизация Федеральных органов государственной охраны
Федеральная служба охраны России — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ и обеспечивающий безопасность высших должностных лиц государства.
В советский период функции охраны высшего руководства Коммунистической партии и советского правительства возлагались на органы государственной безопасности, в частности на Девятое управление КГБ СССР. В ноябре — декабре 1991 г., в связи с реорганизацией комитета госбезопасности, это управление было преобразовано в самостоятельное ведомство — Главное управление охраны (ГУО), которому были приданы 27-я мотострелковая бригада специального назначения, Кремлевский полк, 119-й парашютно-десантный полк, а также спецподразделения и диверсионные группы бывшего КГБ СССР («Альфа» и др.). В конце 1993 г. из ГУО было выделено самостоятельное подразделение, образовавшее новый специальный орган — Службу безопасности Президента России (СБП).
В связи с принятием 24 апреля 1996 г. Федерального закона «О государственной охране» Главное управление охраны РФ Указом Президента РФ от 19 июня 1996 г. было переименовано в Федеральную службу охраны РФ (ФСО России). В соответствии с Указом Президента РФ № 1013 от 2 июля 1996 г. «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов государственной охраны» и п. 13 Положения о Федеральной службе охраны РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 1136 от 2 августа 1996 г. Служба безопасности Президента РФ вошла в состав ФСО России.
Задачи и полномочия государственной охраны устанавливает Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «О государственной охране» (с последующими изменениями), в котором определены такие существенные понятия, как государственная охрана, объекты государственной охраны, охраняемые объекты, охранные мероприятия и пропускной режим.
Государственная охрана является функцией федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны. Осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
Объектами государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране:
1. Президент РФ, которому со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных ст. 4 Федерального закона. Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.
2. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации:
— Председатель Правительства РФ;
— Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
— Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
— Председатель Конституционного Суда РФ;
— Председатель Верховного Суда РФ;
— Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;
— Генеральный прокурор РФ.
Указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий.
3. При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ, за исключением указанных в ст. 8 Федерального закона, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим.
4. Главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
К охраняемым объектам относятся здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.
Охранные мероприятия представляют собой совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности.
Под пропускным режимом понимается порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей на охраняемые объекты, устанавливаемый соответствующими лицами, замещающими государственные должности в федеральных органах государственной власти, совместно с федеральными органами государственной охраны.
Государственная охрана осуществляется на основе следующих мер:
-
предоставления объектам государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;
-
осуществления в соответствии с федеральным законодательством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;
-
проведения охранных мероприятий и поддержания общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;
-
поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.
Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, руководство которыми осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ в пределах своих полномочий.
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы ФСБ России, органы внутренних дел РФ и внутренние войска МВД РФ, органы внешней разведки РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы РФ, органы пограничной службы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.
ФСО возглавляет начальник в ранге председателя государственного комитета РФ, который подчиняется Президенту РФ. Начальник ФСО имеет восемь заместителей, в том числе одного первого заместителя. Коллегия ФСО состоит из 17 человек.
Федеральные органы государственной охраны в пределах своей компетенции решают следующие задачи:
-
прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
-
обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
-
организация взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и координация их деятельности в сфере государственной охраны;
-
обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
-
участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
-
защита охраняемых объектов.
Для решения служебных задач федеральным органам государственной охраны предоставлены соответствующие права, основные из которых: