Файл: Блок6 Совремннность .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 446

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколь­ко дистанцировались от бывшего Центра. Однако продолжалось это недолго. У каждой из этих стран нашлось множество проб­лем, решить которые самостоятельно им оказалось не под силу.

В 1992 г. был подписан договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ (его подписали 6 из 11 стран: Армения, Ка­захстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (его подписали лишь 7 стран).

В 1992 г. начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана. Полностью были выведены войска из Армении. Программа их вывода и обустройства обо­шлась России в 600 млн. долларов и 700 млрд. рублей.

Однако уже в 1993—1994 гг. правительства Грузии, Армении и других стран обратились к российскому руководству с предло­жением о создании российских военных баз на их территории, участии российских войск в составе миротворческих сил СНГ по урегулированию вооруженных конфликтов. Сложными оставались отношения России со странами При­балтики. Особо драматично развивались российско-украинские отно­шения.

В 1994 г. в СНГ наметились тенденции к большей степени экономической и политической интеграции. Президент Казахста­на Н. Назарбаев внес предложение об образовании единых по­литических структур Содружества, что вело бы к образованию в перспективе единого государства. Однако это предложение поддержано не было.

Весной 1996 г. в рамках СНГ было подписано соглашение о более тесной интеграции четырех его участников — России, Бе­ларуси, Казахстана и Киргизии. Одновременно Россия и Бела­русь объявили о создании Сообщества Суверенных Республик (ССР).


2.Реорганизация органов защиты информации в современных условиях

2.1. Реорганизация органов КГБ начались после событий августа 1991 года

Реформы осуществлялись в соответствии со следующими принципами:

  1. Дезинтеграция – разделение КГБ на ряд самостоятельных ведомств, лишение комитета монополии в этой области деятельности, новые спецслужбы должны были подчиняться непосредственно главе государства, уравновешивать друг друга, конкурировать друг с другом с целью усиления государственной безопасности.

  2. Децентрализация – предоставление самостоятельности республиканским органам безопасности, при усилении координирующей деятельности межреспубликанских структур.

  3. Обеспечение законности и безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности спецслужб.

  4. Деидеологизация.

  5. Открытость.

КГБ являлся, по существу, комплексом спецслужб, сосредоточенных в одной структуре. Такое объединение спецслужб в едином комплексе имело как положительные, так и отрицательные стороны.

Плюсы:

  • Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими спецслужбами.

  • Централизация и комплексный характер структур спецслужбы.

  • Экономия сил и средств.

  • Отсутствие дублирования структур.


Минусы:

  • Монополизм в сфере безопасности и в информационном обеспечении высшего руководства страны.

  • Отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ.

  • Сложность управления, неспособность к оперативным изменениям в зависимости от изменения политической обстановки.

  • Отсутствие реальной конкуренции.

После событий августа 1991 года из состава КГБ выведены следующие структуры:

  1. Служба охраны преобразована в Главное управление охраны СССР, подчиненное президенту СССР, позже – Главное управление охраны РФ, подчиненное президенту РФ. В апреле 1995 года создана служба безопасности президента России. 19 июня 1996 года Главное управление охраны России переименовано в Федеральную службу охраны РФ (ФСО РФ). Положение об этой службе утверждено указом президента России от 2 августа 1996 года. Служба безопасности президента была включена в состав ФСО в качестве самостоятельного подразделения.

  2. Первое главное управление (внешнеполитическая разведка) в соответствии с указом президента России от 13 декабря 1991 года выведено из КГБ в самостоятельную службу (центральная служба разведки), впоследствии переименовано в Федеральную службу внешней разведки. Закон РФ о внешней разведке был принят 8 июля 1992 года.

  3. Управление правительственной связи КГБ (8 управление/шифровальная служба) и Электронная разведка (16 управление/служба дешифровки и перехвата) были объединены в одно ведомство – Комитет правительственной связи при президенте СССР, а с 24 декабря 1991 года комитет переименован в Федеральное агентство правительственной связи и информации при президента России (ФАПСИ).

  4. Пограничные войска выделены в самостоятельное ведомство, которое называлось Комитет пограничной охраны СССР, который был впоследствии переименован в Комитет по охране государственной границы РФ. В 1992 году Комитет включен в состав министерства в безопасности России (МБ). Летом 1993 года пограничные войска вновь выведены из министерства безопасности и вошли в состав Объединенной пограничной службы РФ, которая была переименована в Федеральную пограничную службу РФ.

В результате этих преобразований в КГБ СССР остались в основном контрразведывательные подразделения. В октябре 1991 года КГБ СССР был упразднен как самостоятельная структура. На основе подразделений, которые оставались в его структуре, в соответствии с указом президента РФ от 26 ноября 1991 года была создана Межреспубликанская служба безопасности. Ее задача координация работы республиканских служб безопасности и проведение согласованной контрразведывательной деятельности.

После событий августа 1991 года в прямое подчинение КГБ РСФСР перешли все местные органы государственной безопасности на территории России. В соответствии с указом президента России от 26 ноября 1991, КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной безопасности РФ.


В соответствии с указом президента России от 24 января 1992 года на базе этих двух структур было образовано Министерство безопасности РФ. Начали создаваться Министерства безопасности в республиках, управления министерства в краях и областях и отделы, или отделения в городах и районах. Структура органов государственной безопасности была определена в законе о федеральных органах государственной безопасности, который был принят Верховным Советом РФ 8 июля 1992 года.

Образование министерства безопасности имело положительное значение: была предпринята попытка объединить некоторые спецслужбы, усилить централизацию в деятельности органов государственной безопасности, консолидировать органы государственной безопасности в центре и на местах.

Указом президента РФ от 19 декабря 1992 года министерство безопасности было объединено с министерством внутренних дел в единый орган, однако Верховный совет и конституционный суд признали образование данного органа противоречащим конституции страны. И, таким образом, не успев объединиться, оба министерства остались самостоятельными – президент отменил указ.

Дальнейшие реорганизации были проведены под влияние октябрьских событий 1993 года в Москве. В соответствии с указом президента РФ от 21 декабря 1993 года Министерство безопасности было преобразовано в Федеральную службу контрразведки. Положение об этой службе также было утверждено указом президента России от 1 января 1994 года.

2.2. Реорганизация Федеральных органов государственной охраны

Федеральная служба охраны России — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредствен­но Президенту РФ и обеспечивающий безопасность высших должностных лиц государства.

В советский период функции охраны высшего руковод­ства Коммунистической партии и советского правительства возлагались на органы государственной безопасности, в ча­стности на Девятое управление КГБ СССР. В ноябре — декабре 1991 г., в связи с реорганизацией комитета госбезопас­ности, это управление было преобразовано в самостоятель­ное ведомство — Главное управление охраны (ГУО), которо­му были приданы 27-я мотострелковая бригада специального назначения, Кремлевский полк, 119-й парашютно-десант­ный полк, а также спецподразделения и диверсионные груп­пы бывшего КГБ СССР («Альфа» и др.). В конце 1993 г. из ГУО было выделено самостоятельное подразделение, образо­вавшее новый специальный орган — Службу безопасности Президента России (СБП).

В связи с принятием 24 апреля 1996 г. Федерального за­кона «О государственной охране» Главное управление охра­ны РФ Указом Президента РФ от 19 июня 1996 г. было пере­именовано в Федеральную службу охраны РФ (ФСО России). В соответствии с Указом Президента РФ № 1013 от 2 июля 1996 г. «О мерах по совершенствованию деятельности феде­ральных органов государственной охраны» и п. 13 Положе­ния о Федеральной службе охраны РФ, утвержденного Ука­зом Президента РФ № 1136 от 2 августа 1996 г. Служба безопасности Президента РФ вошла в состав ФСО России.


Задачи и полномочия государственной охраны устанавли­вает Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. «О государствен­ной охране» (с последующими изменениями), в котором оп­ределены такие существенные понятия, как государственная охрана, объекты государственной охраны, охраняемые объек­ты, охранные мероприятия и пропускной режим.

Государственная охрана является функцией федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безо­пасности объектов государственной охраны. Осуществляет­ся на основе совокупности правовых, организационных, ох­ранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Объектами государственной охраны являются лица, подле­жащие государственной охране:

1. Президент РФ, которому со дня официального объяв­ления о его избрании предоставляется государственная охра­на в местах его постоянного и временного пребывания в пол­ном объеме мер, предусмотренных ст. 4 Федерального закона. Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предо­ставляется пожизненно. В течение срока полномочий Президента РФ государ­ственная охрана предоставляется членам его семьи, прожи­вающим совместно с ним или сопровождающим его.

2. Лица, замещающие государственные должности Рос­сийской Федерации:

Председатель Правительства РФ;

Председатель Совета Федерации Федерального Собра­ния РФ;

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

Председатель Конституционного Суда РФ;

Председатель Верховного Суда РФ;

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;

Генеральный прокурор РФ.

Указанным лицам государственная охрана предоставляет­ся в течение срока их полномочий.

3. При необходимости по решению Президента РФ госу­дарственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ, за исключе­нием указанных в ст. 8 Федерального закона, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим.

4. Главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на тер­ритории РФ.

К охраняемым объектам относятся здания, строения и со­оружения, в которых размещены федеральные органы госу­дарственной власти, прилегающие к указанным зданиям, стро­ениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государ­ственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государствен­ной охраны.

Охранные мероприятия представляют собой совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государ­ственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществ­ляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности.


Под пропускным режимом понимается порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей на охраняемые объекты, устанавливаемый соответствующи­ми лицами, замещающими государственные должности в федеральных органах государственной власти, совместно с федеральными органами государственной охраны.

Государственная охрана осуществляется на основе следу­ющих мер:

  • предоставления объектам государственной охраны пер­сональной охраны, специальной связи и транспортно­го обслуживания, а также информации об угрозе их бе­зопасности;

  • осуществления в соответствии с федеральным законо­дательством оперативно-розыскной деятельности в це­лях реализации полномочий соответствующих государ­ственных органов обеспечения безопасности;

  • проведения охранных мероприятий и поддержания об­щественного порядка в местах постоянного и времен­ного пребывания объектов государственной охраны;

  • поддержания порядка, установленного уполномочен­ными на то должностными лицами, и пропускного ре­жима на охраняемых объектах.

Государственную охрану осуществляют федеральные орга­ны государственной охраны, руководство которыми осуще­ствляют Президент РФ, а также Правительство РФ в преде­лах своих полномочий.

В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих пол­номочий участвуют органы ФСБ России, органы внутренних дел РФ и внутренние войска МВД РФ, органы внешней раз­ведки РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы РФ, органы пограничной службы РФ и иные государственные органы обеспечения бе­зопасности.

ФСО возглавляет начальник в ранге председателя государ­ственного комитета РФ, который подчиняется Президенту РФ. Начальник ФСО имеет восемь заместителей, в том чис­ле одного первого заместителя. Коллегия ФСО состоит из 17 человек.

Федеральные органы государственной охраны в пределах своей компетенции решают следующие задачи:

  • прогнозирование и выявление угрозы жизненно важ­ным интересам объектов государственной охраны, осу­ществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

  • обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребы­вания и на трассах проезда;

  • организация взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и координация их деятель­ности в сфере государственной охраны;

  • обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

  • участие в пределах своих полномочий в борьбе с терро­ризмом;

  • защита охраняемых объектов.

Для решения служебных задач федеральным органам го­сударственной охраны предоставлены соответствующие пра­ва, основные из которых: