ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 447
Скачиваний: 1
Штатная численность военнослужащих Пограничной службы утверждается Президентом РФ, а штатная численность гражданского персонала Пограничной службы устанавливается Правительством РФ.
Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством.
Контроль за деятельностью Пограничной службы осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, судебными и иными органами в пределах полномочий, определяемых федеральным законодательством.
Надзор за соблюдением федерального законодательства, регламентирующего деятельность Пограничной службы, и соблюдением законности в деятельности Пограничной службы осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» 1 июля 2003 г. Федеральная пограничная служба РФ была упразднена. Цель данной реорганизации объяснялась совершенствованием государственного управления в области безопасности РФ, сокращением кадрового состава, расходов на содержание силовых органов, повышением эффективности их работы,
Функции упраздняемой ФПС России, пограничные войска, органы пограничной службы и организации были переданы в состав федеральной службы безопасности РФ. ФСБ России были также переданы выделенные на содержание указанных войск, органов и организаций финансовые средства, здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество. В целях организации управления пограничными войсками и органами федеральной службы безопасности, осуществляющими защиту и охрану государственной границы РФ, в Федеральной службе безопасности РФ была создана Пограничная служба, возглавляемая первым заместителем директора ФСБ — руководителем Пограничной службы, которым был назначен генерал-полковник В.Е. Проничев.
Согласно Указу военнослужащие и гражданский персонал пограничных войск, органов пограничной службы и организаций упраздняемой Пограничной службы РФ до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий проходят военную службу (проходят службу, работают) в войсках и органах, входящих в состав федеральной службы безопасности в занимаемых воинских должностях (должностях) без переаттестации и переназначения. До проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий за указанными военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей сохраняются действующие порядок материального обеспечения, льготы, гарантии и компенсации.
2.8.Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ)
19 февраля 1993 года был принят закон «О Федеральных органах правительственной связи и информации». В соответствии с этим законом, структура этих органов включала ФАПСИ и органы правительственной связи и информации в субъектах РФ.
В состав ФАПСИ вошли Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомственными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Московский НИИ электротехники Научно-производственного объединения «Автоматика». 24 сентября 1992 г. распоряжением Президента России Б.Н. Ельцина в составе ФАПСИ был учрежден научно-технический центр правовой информации «Система».
ФАПСИ является центральным органом федеральной исполнительной власти, отвечающим за организацию и обеспечение правительственной, междугородной, шифрованной, документальной и иными видами специальной связи государственных органов (органов власти и управления, силовых структур, ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомных электростанций и др.); решение в рамках компетенции задач разведывательного характера; информирование по выделенному спектру вопросов высших органов государственной власти РФ и центральных органов федеральной исполнительной власти.
Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:
-
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;
-
органы правительственной связи и информации (управления правительственной связи в регионах, центры правительственной связи и информационно-аналитические органы в субъектах РФ).
-
Войска, на которые возложено обеспечение всеми видами специальной связи органов власти и управления и военного руководства в военное время; в мирное время войска выполняют данную задачу на учениях Вооруженных Сил России и по решениям Президента РФ для управления контингентами Вооруженных Сил, формируемыми на период выполнения конкретных задач, а также привлекаются к организации правительственной связи в чрезвычайных ситуациях из мест, не оборудованных стационарными средствами этой связи.
-
Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.
Правовую основу деятельности ФАПСИ составляют Конституция РФ; законы РФ «О безопасности», «О внешней разведке», «Об обороне», Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (с поправками и изменениями от 24 декабря 1993 г.), Положение о ФАПСИ, утвержденное в 1994 г.; Указ Президента России от 3 апреля 1995 г. «О мерах по соблюдению законодательства в области разработки, производства и реализации шифровальных средств», определяющие принципы организации федеральных органов правительственной связи, их назначение, основные функции, полномочия, силы и средства.
Контроль над деятельностью ФАПСИ был возложен на Комитет по безопасности Государственной Думы, Контрольное управление Администрации Президента и Счетную палату Минфина России.
Основные задачи ФАПСИ:
-
Совершенствование правительственной связи, других видом специальной связи и систем специальной информации для государственных органов. В дальнейшем, эти функции перешли в Спецсвязь России, а в дальнейшем – в ФСО.
-
Организация и обеспечение криптографической безопасности, шифрованной связи в России и ее учреждениях за рубежом (эти функции перешли к ФСБ).
-
Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов (эти функции перешли к ФСБ).
В соответствии с данными задачами разработана структура Агентства, основу которой составляют:
1. Главное управление правительственной связи (ГУПС), обеспечивающее различными видами связи высшие органы государственной власти РФ, силовые структуры, ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие объекты, имеющие жизненно важное значение для безопасности РФ.
2. Главное управление безопасности связи (ГУБС), созданное на базе бывшего 8-го Главного Управления КГБ СССР, занимающееся криптографической защитой информации. Данное направление обеспечивается также Академией криптографии РФ, действующей при ФАПСИ, совместно с Российской Академией наук и рядом других отраслевых академий. Специалисты ФАПСИ осуществляют разработку и сопровождение шифровальной техники для заинтересованных ведомств, обеспечивают все министерства и ведомства криптографически качественными, надежно защищенными от несанкционированного доступа ключевыми документами. Силами спецслужбы осуществляется государственный контроль за обеспечением информационной безопасности во всех сетях специальной связи в России и ее учреждениях за рубежом. В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляет лицензирование и сертификацию в области защиты информации, проводит работы по проверке и защите особо важных помещений федеральных органов государственной власти и установленных в них технических средств, с целью выявления и предотвращения утечки информации по техническим каналам.
3. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС). Создано на базе бывшего 16-го управления КГБ СССР. Обеспечивает ведение внешней разведывательной деятельности в политической, экономической, военной -и научно-технической сферах с использованием радиоэлектронных средств.
4. Главное управление информационных систем (ГУИС). Создано 21 февраля 1992 г. в первоначальном варианте как Главное управление информационных ресурсов (ГУИР) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента РФ. Позже ГУИР переименовано в ГУИС, которое организует информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, включая региональный уровень. ГУИС осуществляет информационную поддержку баз данных, создаваемых в региональных и ведомственных структурах управления, готовит по заказу государственных органов аналитические материалы, проводит анализ публикаций в СМИ. участвует в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.
5. Главное административное управление (ГАУ). Организовано на базе бывшего штаба ФАПСИ.
Помимо указанных управлений, в структуру ФАПСИ входят:
-
криптографическая служба, ведущая внешнюю радиоэлектронную разведку и шифрование, осуществляющая первичную обработку развединформации;
-
служба собственной безопасности.
При ФАПСИ также действует Академия криптографии РФ. Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:
-
организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
-
обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
-
организация и обеспечение криптографическими и организационно-техническими методами безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
-
организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
-
обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
ФАПСИ имело следующие права:
-
Лицензирование и сертификация деятельности предприятий и организаций, независимо от формы собственности по разработке, производству, реализации и эксплуатации шифровальных средств и предоставление услуг в области шифрования информации.
-
Определение порядка и обеспечение выдачи лицензии на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование (эти права перешли к ФСБ).
11 марта 2003 года был принят указ президента № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ»:
1 июля 2003 г. Федеральное Агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ было упразднено.
-
Упразднялась Федеральная пограничная служба РФ как самостоятельный орган. Данные функции передавались ФСБ. В структуре ФСБ была создана пограничная служба, которую возглавлял 1-й заместитель директора ФСБ – руководитель пограничной службы.
-
Упразднялось ФАПСИ. Создавалась Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ (Спецсвязь России). Служба являлась федеральным государственным органов, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию обеспечения эксплуатации безопасности, развития и совершенствования систем Спецсвязи и информации для государственных органов.
В результате данной реорганизации ФСБ приблизилось к масштабам прежнего КГБ. Она вновь стала спецслужбой страны. Централизация решала задачи по усилению координации деятельности органов государственной безопасности, сокращение госаппарата.
Положение о Спецсвязи России было утверждено указом президента России от 14 июля 2003 года. В соответствии с указом президента России от 7 августа 2004 года, Спецсвязь России включена в состав ФСО, и на ее базе создано структурное подразделение ФСО. Этим же указом утверждено новое положение о ФСО.
2.9. Служба внешней разведки РФ
В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.
В законе РФ от 11 августа 1992 г. «О внешней разведке» сказано, что служба внешней разведки является основной частью сил обеспечения безопасности государства и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Определяются следующие области деятельности: политическая, экономическая, научно-техническая, обеспечение безопасности предприятий России заграницей, обеспечение безопасности граждан России, командированных заграницу и имеют допуск к сведениям, составляющим ГТ.
Как следует из самого названия закона, основной вид деятельности органов внешней разведки — разведывательная деятельность, которая осуществляется посредством:
-
добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
-
оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также решения задач, не предусмотренных Федеральным законом.
К числу основных принципов, на основе которых осуществляется разведывательная деятельность, относятся:
-
разделение полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
-
законность;
-
уважение прав и свобод человека и гражданина;
-
подконтрольность Президенту РФ и Федеральному Собранию;
-
сочетание гласных и негласных методов и средств. Существенным отличием разведывательной деятельности