Файл: Блок 4. 1941- г и до конца 50х годов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 532

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прежде всего, сложилась структура Управ­ления особых отделов:

  • 1-й отдел (Генштаб, штабы фронтов, армий, разведуправление);

  • 2-й отдел (военно-воздушные силы, противовоздушная оборона, воздушно-десантные войска);

  • 3-й отдел (танковые войска и артиллерия);

  • 4-й отдел (руководство работой особых органов фронтов по родам войск);

  • 7-й отдел (оперативный учет);

  • 8-й отдел (Шифровальный);

  • Штатное расписание Управления особых отделов в авгус­те 1941 г. включало 387 человек.

  • Позднее были образованы новые отделы:

  • 5-й отдел (службы тыла);

  • 6-й отдел (войска НКВД);

  • 9-й отдел (по обслуживанию Военно-Морского Флота);

  • 10-й отдел (Контрразведывательный, руководивший контрразведывательной работой особых органов фронтов и округов);

  • 11-й отдел (по обслуживанию инженерных и химических войск, саперных армий, оборонительного строительства и войск связи);

  • 12-й отдел (по обслуживанию Главного управления фор­мирований и комплектования Красной Армии).

В июне 1942 г. штатная численность Управления особых отделов составляла 225 человек.

Созданный в августе 1942 г. Отдел спецпереселений зани­мался депортацией немцев Поволжья, в октябре его функции были переданы в Отдел трудовых и спецпоселений ГУЛАГа.

Возложенная в августе 1942 г. на НКВД функция строи­тельства оборонительных сооружений в октябре этого же года была передана в Наркомат обороны.

27 июня 1941 г., в соответствии с директивой Централь­ного Комитета ВКП(б) и правительства СССР об организа­ции борьбы в тылу немецких войск, началось формирование Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), а 5 июля была организована Особая группа при наркоме для руководства разведывательно-диверсионными группами в республиках и областях, на территории которых проходил фронт, преобразованная 3 октября во второй отдел НКВД, руководство которым было возложено на П.А.Судоплатова. С этой целью создавались оперативные группы. Под Москвой был организован Приемный пункт особого назна­чения ГУЛАГа для подготовки заключенных, пожелавших воевать в тылу противника.

18 января 1942 г. приказом НКВД, в связи с расширени­ем деятельности по организации партизанских отрядов и диверсионных групп в тылу противника, 2-й отдел был пре­образован в 4-е управление НКВД, начальником был назна­чен П.А.Судоплатов. На 4-е управление возлагались задачи формирования в крупных населенных пунктах на оккупиро­ванных территориях нелегальных резидентур, внедрение агентов в оккупационные военные и административные органы, подготовка и переброска в тыл немецких войск разведы­вательно-диверсионных групп, организация резидентур в районах, находящихся под угрозой захвата, обеспечение групп и агентов оружием, средствами связи и документами. Четвертые отделы занимались также допросами пленных и перебежчиков. Полученная информация о разведывательных органах немецких спецслужб и антисоветской деятельности на оккупированной территории передавалась в контрразве­дывательные и секретно-политические отделы.


19 февраля 1942 г. ранее объединенное Главное управление внутренних войск НКВД было разделено на Управление войск НКВД по охране железных дорог, Управление войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленно­сти и Управление конвойных войск НКВД. Но уже 28 апре­ля войска НКВД вновь подчинили Главному управлению внутренних войск НКВД. А в связи с изменением тактики не­мецких разведывательных органов после провала плана блиц­крига — резкой активизации переброски в тыл фронтов раз­ведчиков и диверсантов — в составе Главного управления внутренних войск НКВД в апреле 1942 г. было создано Управ­ление войск по охране тыла действующей Красной Армии.

Третья реорганизация – 3 апреля 1943 года. Проведена реорганизация в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКПБ «Об организации народного комиссариата государственной безопасности СССР». Преобразования были произведены по образцу первой реорганизации. В наркомате обороны и военно-морского флота создавались не третьи управления, а главные управления контрразведки. Такая система центральных органов государственной безопасности функционировала до 1946 года.


1.2.Реорганизация органов НКВД СССР в июне 1943 года

С началом перехода Красной Армии к наступательным операциям новые задачи обусловили дальнейшую перестрой­ку спецслужб.

14 апреля 1943 г. Государственным Комитетом Обороны, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом народных комиссаров СССР было принято постановление «Об органи­зации Народного комиссариата государственной безопасно­сти СССР», обосновывающее целесообразность проведения новой реорганизации органов НКВД СССР, причем практи­чески в таком же порядке, как это было осуществлено в фев­рале 1941 г. Таким образом, из структуры НКВД СССР был выделен самостоятельный орган обеспечения государственной безопасности — Народный комиссариат государственной безопасности СССР.

Постановлением определялись система, задачи и структу­ра НКГБ СССР.

К числу задач ведомства были отнесены:

  1. Ведение разведывательной работы за границей.

  2. Борьба со шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР.

  3. Борьба со всякого рода антисоветскими элементами и проявлениями среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, сельского хо­зяйства и т. д.

  4. Охрана руководящих кадров партии и правительства.

Исходя из указанных задач в мае 1943 г., после утвержде­ния штатов, центральный аппарат НКГБ состоял из шести управлений, четырех отделов и отдела кадров, следственной части и секретариата.

    • 1-е управление ведало разведкой;

    • 2-е — контрразведкой, за исключением вооруженных сил и войск НКВД;

    • 3-е — транспортом;

    • 4-е — организацией террора и диверсий на занятых нем­цами территориях;

    • 5-е занималось шифровкой и дешифровкой и спецсвязью;

    • 6-е — охраной руководителей партии и правительства.


    В систему НКГБ СССР входили народные комиссариаты государственной безопасности в союзных и автономных рес­публиках, а в краях и областях — управления Наркомата го­сударственной безопасности.

    Руководителем Наркомата государственной безопасности СССР был назначен В.Н. Меркулов.

    Помимо оперативных управлений, обеспечивающих ре­шение указанных выше задач, в структуру НКГБ СССР во­шли: управление коменданта Московского Кремля, отдел «А» (ведение учетных дел), отдел «В» (военная цензура и перлю­страция корреспонденции) и Следчасть по особо важным делам. Соответствующая реорганизация была проведена в союзных и национальных республиках, краях, областях, го­родах и районах. Эта структура НКГБ оставалась практичес­ки неизменной до окончания войны.

    В то же время сложившаяся к весне 1943 г. военная и опе­ративная ситуация диктовала необходимость объединения усилий руководства обороной государства и обеспечения бе-опасности армии, создания мощного и динамичного контр­разведывательного органа, призванного аккумулировать в себе весь накопленный опыт агентурно-оперативной работы в условиях начального и переломного периодов войны, орга­на, способного решительными действиями окончательно со­рвать подрывные планы военно-разведывательных служб фашистской Германии против Красной Армии. К тому же нужно было сосредоточить в руках военного командования все рычаги, влияющие на боеспособность войск.

    1.3. Образование Главного Управления контрразведки «СМЕРШ»

    19 апреля 1943 г. Совнарком СССР своим постановлени­ем № 415-138 СС вывел Управление особых отделов и под­чиненные ему органы, занимавшиеся контрразведывательной работой в Красной Армии и на флоте, из системы НКВД СССР и, реорганизовав их в Главное управление контрразвед­ки СМЕРШ, передал в ведение Наркомата обороны СССР (начальник Главного управления «СМЕРШ» НКО B.C. Аба­кумов) и Наркомата Военно-Морского Флота (начальник Уп­равления «СМЕРШ» НК ВМФ П.А. Гладков). В НКВД 15 мая 1943 г. также был организован отдел контрразведки «СМЕРШ» (начальник СП. Юхимович).

    Начальник Главного управления контрразведки СМЕРШ являлся также заместителем Наркома обороны СССР.

    В созданной в годы Великой Отечественной войне системе борьбы с агентурной разведкой специальных служб Германии наряду с агентурным проникновением и дезинформированием немаловажное место занимала розыскная деятельность. Можно сказать, что она фактически являлась конечной целью и результатом противоборства с широкомасштабной агентурной деятельностью немецких спецслужб.

    Главной целью операций по розыску являлось установление местонахождения отдельных агентов, особо опасных государственных преступников и разведывательно-диверсионных групп находящихся за линией фронта, в зоне боевых действий, в прифронтовой полосе и в тылу.


    Центральная задача органов военной контрразведки вы­текала из самого наименования СМЕРШ, которое расшиф­ровывалось как «смерть шпионам». Органы СМЕРШ пред­назначались для борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной Ар­мии, обеспечения непроницаемости линии фронта для вра­жеской агентуры. Кроме того, им в обязанность вменялось пресечение измены Родине, предательства и членовредитель­ства, выполнение специальных заданий Народного комиссара обороны. Постановление о ведомственном переподчине­нии военной контрразведки и ломке ее структуры в самый разгар военного противоборства было достаточно смелым шагом, но, как показало время, себя оправдавшим.

    Подчинение военной контрразведки Наркомату обороны максимально приблизило военных контрразведчиков всех степеней к командованию и политическим органам, укрепи­ло связь и взаимодействие между ними, обеспечило опера­тивность и гибкость в решении задач обеспечения безопас­ности войск на фронте и в тылу, что имело важнейшее значение в решающий период войны с немецко-фашистски­ми захватчиками.

    Структура Главного управления контрразведки СМЕРШ Наркомата обороны была простой и рациональной. Управле­ние состояло из 11 оперативных, специального и следствен­ного отделов, секретариата и служб обеспечения, в свою оче­редь делившихся на отделения:

    • 1-й отдел — агентурно-оперативная работа в центральном аппарате Наркомата обороны;

    • 2-й отдел — работа среди военнопленных, проверка воен­нослужащих Красной Армии, бывших в плену;

    • 3-й отдел — борьба с немецкой агентурой, забрасываемой в тыл Красной Армии;

    • 4-й отдел — работа на стороне противника для выявления агентов, забрасываемых в части Красной Армии;

    • 5-й отдел — руководство работой органов «СМЕРШ» в во­енных округах;

    • 6-й отдел — следственный;

    • 7-й отдел — оперативный учет и статистика;

    • 8-й отдел — опертехники;

    • 9-й отдел — обыски, аресты, наружное наблюдение;

    • 10-й отдел (отдел «С») — работа по особым заданиям;

    • 11-й отдел — шифровальный.

    Право на проведение контрразведывательных операций по розыску имели:

    1. отдел 2-го Управления НКВД СССР, 10 отдел Управления Особых отделов НКВД СССР, а затем 3-й и 4-й отделы ГУКР «Смерш» НКО СССР; 4-е Управление НКВД-НКГБ СССР;

    2. транспортные отделы НКВД СССР на железных дорогах и в морских портах;

    3. 4-е отделы УНКВД-УНКГБ республик и областей;

    4. радиоконтрразведывательные подразделения в Центре и на местах;

    5. Управления НКВД СССР по охране тыла фронтов;

    6. отдельные войсковые и милицейские подразделения и др.

    Основу содержания операций по розыску составлял комплекс взаимосвязанных по месту и времени агентурно-оперативных, режимных, радиоконтразведывательных и войсковых мероприятий всех вышеуказанных участников.


    Группа агентурно-оперативных мероприятий включала:

    • разработку разведывательно-диверсионных органов противника, формирований «Российской освободительной армии» , националистических организаций;

    • агентурное наблюдение за родственными и близкими связями агентов противника и изменников Родины, объявленных во всесоюзный и местных розыск;

    • агентурная разработка бывших военнопленных и лиц, находившихся на временно оккупированной территории;

    • агентурное наблюдение в местах скопления и оседания подозрительных лиц;

    • целенаправленное использование агентов-маршрутников, агентов-опознователей;

    • постоянное наблюдение радиоконтразведывательной службой за эфиром.

    В группу режимно-войсковых мероприятий входили:

    • проверка документов в местах наибольшего скопления людей (вокзалах, рынках, гостиницах);

    • проверка и фильтрация подозрительных лиц, побывавших в плену и временно проживавших на оккупированной территории;

    • оперативно-следственные мероприятия;

    • использование заградительных служб в войсках;

    • прочесывание лесных массивов с целью розыска заброшенных агентов-парашютистов;

    • частая замена армейских документов.

    Результатами операций по розыску в годы войны были:

    • выявление местонахождения и арест наиболее опасных агентов, диверсантов, террористов, изменников Родины, членов разведывательно-диверсионных групп за линией фронта и в тылу советских войск;

    • срыв подготавливаемой десантной или войсковой наступательной операции, в ходе подготовки которой заброшенная разведгруппа выполняла функции разведывательного обеспечения;

    • лишение противника возможности получать разведывательную информацию в районе подготовки и развертывания войск на главных направлениях наступательной операции;

    • получение важной тактической и стратегической информации военного и контрразведывательного характера.

    Не редко в результате розыскных мероприятий по розыску органы государственной безопасности получали возможность для организации новых операций по агентурному проникновению и дезинформации противника.

    Наиболее успешно розыскную деятельность за линией фронта осуществляли оперативные группы органов государственной безопасности, опирающиеся в совей деятельности на партизанские бригады и отряды.

    В арсенале СМЕРШ имелись все необходимые оператив­ные и технические средства, позволяющие автономно и бы­стро решать весь комплекс контрразведывательных задач. Штат главка насчитывал 646 человек. По масштабам Вели­кой Отечественной войны СМЕРШ являлся небольшим и компактным ведомством.

    Размещались сотрудники ГУКР НКО СМЕРШ главным образом в доме № 2 на площади Дзержинского, занимая чет­вертый и седьмой этажи. В органах СМЕРШ управление оперативной деятельнос­тью было строго централизованным. Нижестоящие органы полностью подчинялись вышестоящим. Главное управление контрразведки не только направляло, контролировало и ко­ординировало служебную деятельность подразделений контрразведки фронтов и округов, но и обеспечивало безо­пасность центральных управлений Наркомата обороны и Ген­штаба.