ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 530
Скачиваний: 3
По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956 г. положило начало росту коррупции и зарождению организованной преступности в нашей стране, ибо вывело значительные контингенты лиц, наделенных административными властно-распорядительными, контрольными и хозяйственными полномочиями, из-под контроля правоохранительных органов, в том числе КГБ СССР.
С одной стороны, создавая некое подобие касты "неприкасаемых", оно в то же время, способствовало зарождению "телефонного права", получившего особое распространение в середине 80-х годов прошлого века.
В то же время, это обстоятельство облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия и устремлений спецслужб иностранных государств.
А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и советского государства.
2 апреля 1957 г. в ведение КГБ перешли погранвойска, для чего было образовано Главное управление пограничных войск, а также Военно-строительное управление бывшего Главного управления пограничных и внутренних войск МВД. 8 апреля 1957 г. в составе комитета появилось Управление военного снабжения.
Первоочередное внимание руководством КГБ при СМ СССР было уделено «чистке» кадрового состава ведомства. К 1957 г. было уволено 18 тысяч сотрудников, охарактеризованных Серовым как «не внушающие политического доверия, злостные нарушители социалистической законности, карьеристы, морально неустойчивые, малограмотные и отсталые работники». В частности, за нарушение советской законности, злоупотребление служебным положением и аморальные поступки было уволено 2300 человек, сорок бывших сотрудников КГБ лишены генеральских званий, из центрального аппарата уволено около двух тысяч сотрудников. Фактически были заменены почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов.
За этот же период в особые отделы было зачислено более 1,5 тысячи офицеров. В 1955 г. в высшей школе КГБ был установлен четырехгодичный срок обучения. В том же 1955 г. при ней начали работу двухгодичные курсы подготовки руководящего оперативного состава, а в 1957 г. — курсы подготовки оперативного состава.
Основанием для изменений принципов подбора кадров стал приказ КГБ от 1 декабря 1954 г. «О замене оперативных работников, не имеющих необходимой подготовки и не обеспечивающих порученное им дело», с подписанием которого на оперативную работу стали приниматься в основном работники с высшим образованием.
На 1 января 1959 г. 95 % следователей имели высшее и незаконченное высшее юридическое образование. В 1954—1958 гг. около 3,5 тысячи сотрудников органов КГБ без отрыва от работы окончили высшие учебные заведения, более 12 тысяч — средние.
Агентурный аппарат также был подвергнут «чистке». Введенная в 1952 г. категория специальных агентов была упразднена. Органы госбезопасности стали шире привлекать граждан к сотрудничеству на доверительной основе.
Возросла техническая оснащенность оперативных подразделений. Так, на вооружение службы наружного наблюдения поступили новые средства радиосвязи, фотоаппараты с длиннофокусной оптикой и телеобъективами, замаскированные в чемоданах, портфелях и т. п. В практику наблюдения стала шире внедряться секретная фотосъемка.
С образованием КГБ были предприняты определенные меры по укреплению законности в деятельности спецслужбы. Так, были ликвидированы органы внесудебного рассмотрения дел, т. е. восстановлен демократический принцип: «никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда». Были упразднены трибуналы войск МВД, транспортные суды и т. д. Их функции переданы гражданским учреждениям.
Был отменен ряд законодательных актов, прежде всего — «О порядке ведения дел о подготовке к совершению террористического акта».
В прокуратуре СССР был образован специальный отдел для осуществления надзора за следствием в органах государственной безопасности.
Существенно повлиял на укрепление законности и нормализацию общественной жизни Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в годы Великой Отечественной войны», который распространял свое действие и на военнослужащих, сдавшихся в плен. Благодаря Указу около 12 000 бывших военнопленных и перемещенных лиц вернулись на Родину. Это помогло не только консолидировать нацию, лишить спецслужбы противника широкой базы для подбора кандидатов в шпионы, но и перенести упор в деятельности советских органов безопасности с преследования малозначительного пособничества гитлеровскому режиму на борьбу с подрывной деятельностью разведок иностранных государств.
Важное значение в деле укрепления законности, а также для оперативной и следственной деятельности органов КГБ имели принятые в декабре 1958 г. второй сессией Верховного Совета СССР пятого созыва законы об основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, об уголовной ответственности за государственные преступления. Данные законы расширили права граждан и гарантии этих прав, регламентировали деятельность суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, ликвидировали институт аналогии в уголовном праве, ясно определили составы особо опасных и иных государственных преступлений. Следователи органов государственной безопасности в вопросах осуществления ими процессуальных функций были отнесены к органам предварительного следствия с конкретным определением категорий дел, по которым они правомочны вести следствие.
Задачи КГБ при СМ СССР, система и принципы деятельности спецслужбы, роль и место органов госбезопасности в механизме советского государства, правовое положение сотрудников и др. были определены Положением о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах, утвержденном Президиумом ЦК КПСС 9 января 1959 г. и в тот же день введенном в действие постановлением Совета Министров СССР. Данное Положение действовало вплоть до 1991 г.
К числу задач органов госбезопасности, согласно Положению, были отнесены:
-
разведывательная работа в капиталистических странах;
-
борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведывательных органов, зарубежных антисоветских центров и с их агентами внутри страны;
-
борьба с враждебной деятельностью антисоветских и националистических элементов внутри СССР;
-
контрразведывательная работа в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, Гражданском воздушном флоте, в пограничных войсках и войсках Министерства внутренних дел СССР с целью предупреждения проникновения в них агентов иностранных разведок и иных враждебных элементов;
-
контрразведывательная работа на специальных объектах, особо важных объектах промышленности и на транспорте;
-
охрана государственных границ СССР;
-
охрана руководителей партии и правительства; — организация и обеспечение правительственной связи;
-
организация радиоконтрразведывательной работы и учет необходимых данных ведомственных радиостанций, действующих на территории страны;
-
разработка мобилизационных планов по развертыванию органов и войсковых частей КГБ и выполнение других поручений ЦК КПСС и советского правительства.
В данный период значительное внимание уделялось вопросам обеспечения защиты систем связи.
6 сентября 1958г. в соответствии с постановлением СМ СССР № 1019-486 в Министерстве связи была создана Центральная межведомственная комиссия по электросвязи. Ее задачи:
-
Осуществление контроля за выполнением требований по защите средств связи от подслушивания ведущихся по ним телефонно-телеграфных передач в зоне А (государственная граница).
-
Разработка мероприятий по совершенствованию способов защиты линий связи.
-
Организация и осуществление перевозок С, СС и СС ОВ документации и техники через спецсвязь и фельдсвязь.
-
ЗГС при осуществлении почтово-телеграфной и телефонной связи.
Как видно из данного перечня, острие деятельности КГБ при СМ СССР было направлено за пределы страны, обеспечивая выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности иностранных разведывательных служб и зарубежных антисоветских центров и их агентуры, действующей на территории СССР.
Положением предусматривалось право органов государственной безопасности вести агентурно-оперативную работу: вербовать агентов, содержателей явочных и конспиративных квартир, осуществлять наружное наблюдение, перлюстрацию корреспонденции и др.
23 июня был упразднен тюремный отдел, Отдел «С» был объединен с Отделом войск правительственной связи в единый Отдел правительственной связи (ОПС).
25 июня были утверждены новые штаты и структура 9-го управления, в состав которого вошло 10-е управление. 2 июля на базе 2, 3, 4, 5 и 6-го спецотделов было создано Оперативно-техническое управление (ОТУ).
Было сокращено число тюрем КГБ, ликвидированы Военно-строительное управление и Управление военного снабжения (вошли в ХОЗУ). Было произведено сокращение штата оперативных работников в центре и на местах на 3200 человек, а также штата рабочих и служащих в хозрасчетных и хозяйственных структурах КГБ на 8500 человек. Была ликвидирована Особая инспекция Управления кадров, расследовавшая дела о проступках и преступлениях сотрудников КГБ.
16 сентября 1959 г. постановлением Совмина была создана Коллегия КГБ.
Очередная масштабная «чистка» агентурного аппарата, имеющая цель «сделать его небольшим по численности, но высокого качества», была проведена в июле 1959 г. В этот же период более широкое распространение получил институт доверенных лиц. В 1960 г. в приказе КГБ впервые давалось определение этому понятию. «Доверенные лица — это те советские патриоты, которые сигнализируют органам КГБ о лицах и фактах, заслуживающих изучения с точки зрения обеспечения государственной безопасности, а также выполняют их отдельные оперативные поручения». В отличие от агентов псевдонимов доверенным лицам не присваивали, подписку у них не брали, на конспиративных и явочных квартирах не принимали.
4.2. Совершенствование нормативной базы защиты информации
В 50е годы были приняты две инструкции по обеспечению сохранения государственной тайны (в 1956 году и 1959 году).
По инструкции 1956 года еще разрешалось всем ведомствам разрабатывать ведомственные инструкции по вопросам сохранения государственной тайны с учетом специфики деятельности отрасли. С 1959 года такое право осталось только у министерства обороны, министерства внутренних дел и министерства среднего машиностроения. Инструкции согласовывались с КГБ при совете министров СССР. По инструкции 1956 года были установлены три формы допуска к государственным секретам. Первая форма допуска к документам с грифом ССОВ, вторая – к СС. К секретным документам была произвольная форма. С 1959 года вводится третья форма – к секретным документам и сведениям. Состав грифов не изменился, однако в документах для краткости проставлялся гриф ОВ.
В данный период применялись 2 перечня сведений, составляющих государственную тайну (также 1956 и 1959 годов). В отличие от перечня 1948 года, сведения приводились с разбивкой по грифам. Гриф секретно присваивался по соответствующим ведомственным перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Состав групп в перечнях, в целом, тот же, однако раздел «транспорт и связь» был преобразован в самостоятельный классификационный раздел перечня.
С начала 50-х г.г. начала складываться общегосударственная система противодействия иностранным техническим разведкам.
Это было связано с тем, что усилился интерес и устремленность иностранных разведок к военным и научно-техническим достижениям нашей страны. Это период становления и развития атомной промышленности, освоения новых видов вооружения, успехов в области ракетостроения и освоения космоса.
Постановление ЦК КПСС 1958г. “О мерах по сохранению государственной тайны”.
Отмечались недостатки в обеспечении ЗГТ. Указывалось, что в учреждениях, организациях и на предприятиях снизились требования к обеспечению государственной тайны, нарушается порядок обращения с секретными документами, ослаблены охрана и пропускной режим.
Учреждения обязывались усилить режим секретности с учетом конкретных устремлений иностранных спецслужб и способов добывания ими информации.
В 1953 г. постановление СМ СССР утверждена “Инструкция о порядке производства фотографических и кинематографических съемок и зарисовок на территории СССР иностранными туристами и иностранцами”, которая ограничивала и регламентировала эту деятельность.
4.3. Ответственность за разглашение государственной тайны
25 декабря 1958г. утвержден новый закон об уголовной ответственности – “Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик”.
Во втором разделе “Уголовная ответственность за государственные преступления” предусматривались следующие статьи:
-
Выдача государственной или военной тайны иностранному государству квалифицируется как измена родине и наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки, или конфискацией имущества и смертной казнью.
-
Передача, а равно похищение или собирание с целью передачи иностранному государству, организации или их агентуре сведений, составляющих государственную или военную тайну и иных сведений для использования их в ущерб интересам СССР, если совершено иностранцем или лицом без гражданства, шпионом – от 7 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки, или конфискация имущества и смертная казнь.
-
Разглашение сведений, составляющих ГТ, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или по работе, при отсутствии признаков измены родине или шпионажа отнесено к иным государственным преступлениям и наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, а, если повлекло тяжкие последствия, - от 5 до 8 лет.
Ответственность частных лиц за разглашение ГТ этим законом не предусматривалась. Частные лица, осужденные за разглашение ГТ по ст. 3 Указа Президиума ВС СССР от 9 июня 1947г., указом Президиума ВС СССР от 14 февраля 1959г. освобождены от наказания.