Файл: СБ Предприятия (на печать).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2021

Просмотров: 828

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) Вписываемость. Имеется в виду встроенность концепции преобразования какого-либо объекта в систему концепции преобразования взаимосвязанных в единую систему объектов, одним из компонентов которой этот объект является.

3) Открытость. Разработанная концепция должна давать возможность в ее рамках реагировать на изменение условий реализации концепции и вносить коррективы в реализацию в случае их необходимости.

Вышеуказанные требования диктуют в качестве обязательного условия включение в логическую структуру концепции следующих позиций:

1) Выявление объекта и предмета, определения их сущности, места среди множества других.

2) Четкая формулировка роли реализации концепции и задач, стоящих при ее реализации.

3) Выделение условий, необходимых и достаточных для реализации концепции, и сопоставление их с реально существующими.

4) Определение круга мероприятий, обеспечивающих преобразование объекта реализации концепции, а также путей ее реализации.

5) Формулирование критериев успешности мероприятий по разработке концепции, а также по оценке результатов ее реализации.

Концепция безопасности предприятия представляет собой официально утвержденный документ, в котором отражена система взглядов, требований и условий организации мер безопасности персонала и собственности предприятия. Примерная структура концепции может выглядеть следующим образом:

I. Описание проблемной ситуации в сфере безопасности предприятия.

- Перечень потенциальных и реальных угроз безопасности, их классификация и ранжирование.

- Причины и факторы зарождения угроз.

- Негативные последствия угроз для предприятия.

II. Механизм обеспечения безопасности.

- Определение объекта и предмета безопасности предприятия.

- Формулирование политики и стратегии безопасности.

- Принципы обеспечения безопасности.

- Цели обеспечения безопасности.

- Задачи обеспечения безопасности.

- Критерии и показатели безопасности предприятия.

- Создание оргструктуры по управлению системой безопасности предприятия.

III. Мероприятия по реализации мер безопасности.

- Формирование подсистем общей системы безопасности предприятия.

- Определение субъектов безопасности предприятия и их роли.

- Расчет средств и определение методов обеспечения безопасности.

- Контроль и оценка процесса реализации концепции. Необходимо иметь ввиду, что наиболее полное представление о системе безопасности предприятия можно получить после изучения официально принятых документов по концепции безопасности предприятия, комплексной программы обеспечения безопасности предприятия и планов подразделений предприятия по реализации этой программы. Сформированная на научной основе система безопасности предприятия является организационной основой создания ее структурного подразделения - службы безопасности.


ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Правовой статус охранно-сыскного подразделения или службы безопасности предприятия имеет ряд особенностей, которые выделяют его из других форм частной детективной и охранной деятельности. Знание этих особенностей имеет не только научное, но и практическое значение.

Прежде всего, обращает на себя внимание особый порядок создания и ликвидации службы безопасности.

Под предприятием, которое вправе учреждать собственную службу безопасности, понимается исключительно коммерческая организация (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие).

Предприятие-учредитель представляет в органы внутренних дел (по месту своего нахождения) следующие документы:

  • заявление о согласовании Устава службы безопасности;

  • Устав службы безопасности;

  • лицензии на руководителя и персонал службы безопасности;

  • сведения о характере и направлениях деятельности службы безопасности, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных средств, технических и иных средств, а также потребности в них и оружии.

Следует отметить, что по смыслу Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензии должны быть получены до образования службы безопасности, однако на практике это правило не соблюдается. Как правило, процесс учреждения службы безопасности и получения лицензий на частную сыскную и охранную деятельность происходит параллельно.

Учредителями службы безопасности не могут быть физические лица (даже имеющие лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности) или несколько юридических лиц. В соответствии с Законом учредителем службы безопасности может быть только одно предприятие. Целесообразность такого порядка учреждения службы безопасности вызывает со стороны исследователей и практиков обоснованную критику, считающих его (т.е. этот порядок) бюрократизмом и ненужной преградой. Действительно, какие аргументы «против» могут быть в случае, например, желания руководителей нескольких мелких предприятий (выпускающих однородную продукцию и расположенных компактно на территории) создать единую для всех службу безопасности? Кроме того, существующий порядок учреждения службы безопасности можно легко обойти и физическому лицу, пожелай он создать собственную службу безопасности. Он может, например, вначале создать и зарегистрировать акционерное общество, единоличным собственником которого и станет, после чего учредит при нем службу безопасности. Следовательно, существующий поря-док учреждения службы безопасности следует признать несовершенным, требующим внесения соответствующих корректив в действующий Закон.


При создании службы безопасности предприятие-учредитель может предоставить ей право открывать текущий и расчетный счета в банке (это должно найти отражение в Уставе). Текущий счет предназначен только для операций, связанных с выдачей наличных денег, а по расчетному счету проводятся операции, связанные с безналичными перечислениями. Однако это не позволяет относить службу безопасности к юридическому лицу, т.к. его важнейший признак - наличие у него обособленного имущества - отсутствует. Кроме того, применение в Законе термина «охранно-сыскное подразделение на предприятии» (ст. 14 Закона) означает: такое оргструктурное формирование, как служба безопасности, может функционировать только в рамках юридического лица, т.е. предприятия-учредителя.

Ликвидация службы безопасности может произойти при добровольном отказе его персонала от выполнения своих обязанностей, по инициативе предприятия-учредителя, при ликвидации предприятия-учредителя и в случае аннулирования органом внутренних дел лицензий всем охранникам и детективам. Первый и последний варианты носят скорее теоретический характер, однако, полностью исключать их нельзя.

Важнейшей особенностью любой службы безопасности является обязательное наличие в ее структуре как детективных, так и охранных подразделений, Безусловно, такое сочетание позволяет наладить взаимодействие между ними, проводить комплексные мероприятия по предупреждению и пресечению правонарушений и т.д., что, в конечном счете, повышает эффективность деятельности службы безопасности. Правда, соотношение между группами детективов и охранников может быть различным. Зависит это от таких факторов, как финансо-вые возможности учредителя, невозможность подбора в данной местности детективов, недопонимание со стороны предпринимателей роли и значения сыскных подразделений и т.д. Несмотря на отсутствие единых правил, можно рекомендовать при определении соотношения детективных и охранных подразделений внутри службы безопасности использовать следующие критерии:

  • наличие коммерческой тайны;

  • состояние, структура и динамика правонарушений на предприятии;

  • на-личие значительных материальных ценностей, и валюты;

  • реальная и потенциальная сумма нанесенного предприятию ущерба;

  • имеющиеся факты промышленного шпионажа;

  • реальность угроз физической расправы над сотрудниками предприятия со стороны преступных элементов;

  • фактические возможности со стороны местных правоохранительных органов в оказании помощи предприятию в пресечении правонарушений;

  • взаимоотношения с конкурентами и соблюдение пра-вил функционирования рыночной экономики;

  • степень правовой и иной подготовки сотрудников по вопросам обеспечения безопасности предприятия и т.д.


Если при этом не вызывает трудностей определение количества охранников (здесь применима методика, принятая в органах внутренних дел), то определение количества детективов и других сотрудников зависит от опыта и интуиции руководителей службы безопасности, (нормативы на эти категории сотрудников отсутствуют)

Следует отметить, что в Законе под персоналом службы безопасности понимаются только те лица, которые в установленном порядке получили лицензии детективов и охранников. Их правовой статус определен в нем достаточно полно (существующие недостатки, пробелы и т.д. в литературе описаны в достаточной степени, поэтому автор их не рассматривает).

В то же время статус руководителей службы безопасности, выполняющих, прежде всего организационно-управленческие функции, не определен. Устраняется этот пробел обычно путем разработки должностных инструкций. Помимо детективов и охранников в службе безопасности работают лица, относящиеся к вспомогательному персоналу (водители, программисты, секретари, машинистки и т.д.). Их статус определяется также должностными инструкциями, а количество - регламентируется существующими нормативами.

В Законе четко определено, что служба безопасности создается в интересах собственной безопасности учредителя, однако роль службы безопасности в ее обеспечении не определена. Представляется, что служба безопасности предназначена, прежде всего, для организации защиты от всех видов угроз.

Детализация тех угроз, устранение, пресечение или нейтрализация которых входит в компетенцию службы безопасности, должна найти отражение в ее уставе применительно к основным видам безопасности. Приведем краткий перечень возможных действий службы безопасности по пресечению, устранению или нейтрализации угроз в рамках основных видов безопасности.

  1. Физическая безопасность - охрана персонала от насильственных преступлений, предупреждение таких преступлений и т.д.

  2. Информационная безопасность - сохранение коммерческой тайны, борьба с хакерами и т.д.

  3. Экономическая безопасность - охрана имущества предприятия, борьба с экономическим шпионажем и т.д.

  4. Экологическая безопасность - документирование экологичес-ких правонарушений, выставление экологических постов и т.д.

  5. Пожарная безопасность - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание пожарной сигнализации, выставление по-стов в местах возможного загорания и пожаров и т.д.

  6. Техногенная безопасность - охрана наиболее опасных участков предприятия от террористов, участие в расследовании техногенных катастроф и т.д.

  7. Психологическая безопасность - информирование персонала предприятия об отсутствии реальных угроз, адекватное реагирование на дезинформационные мероприятия и т.д.

  8. Научно-техническая безопасность - охрана ноу-хау, организация охраны научных лабораторий и т.д.


Саму же службу безопасности, призванную обеспечить безопасность предприятия, можно определить как его структурное формирование, осуществляющее в рамках законодательства и собственного устава меры по предотвращению и пресечению угроз интересам своего учредителя.

Следует отметить, что Закон содержит ряд положений, которые могут неоднозначно восприниматься. Так, в частности, среди практиков нет единого понимания о сути запрета на оказание услуг, не связанных с обеспечением безопасности своего предприятия.

Действительно, чрезвычайно трудно, а иногда невозможно, установить тот рубеж, за которым оканчивается безопасность учредителя. Контакты предприятия с деловыми партнерами, сотрудниками правоохранительных и надзорно-контрольных органов, представителями местной власти, клиентами и т.д., неизбежно повышают риск нанесения себе ущерба и делают эти границы весьма расплывчатыми, неопределенными. Представляется в связи с этим, что единственным критерием, определяющим пределы безопасности своего предприятия, является возможность нанесения ущерба интересам учредителя. При этом часто возникают ситуации, когда возможное нанесение ущерба деловому партнеру неизбежно влечет убытки учредителю, т.е. создается угроза совместным интересам двух (или более) предприятий. Например, в соответствии с договором о совместной деятельности между деловыми партнерами и предприятием-учредителем, на территории последнего размещаются мастерские, которые неизбежно будут охраняться сотрудниками службы безопасности. Формальное нарушение запрета оказывать услуги, связанные с обеспечением безопасности другого предприятия к тому же бесплатно, здесь налицо, в то же время и очевидна его бессмысленность. Кроме того, в некоторых службах безопасности складывается иногда ситуация, когда в силу временных причин (ремонт охраняемых помещений, отсутствие транспорта для перевозки грузов и т.д.) предприятие-учредитель терпит финансовые убытки из-за вынужденной выплаты его персоналу зарплаты за невыполненную работу. Дополнительно к этому фактору, вынужденная бездеятельность сотрудников службы безопасности приводит и к другим нежелательным последствиям для его коллектива (упадок дисциплины, снижение профессионализма и т.д.). Поэтому логично было бы разрешить службе безопасности в отдельных случаях и на временной основе оказывать платные услуги другим предприятиям и физическим лицам.

Вызывает большие сомнения необходимость руководителя и персонала службы безопасности руководствоваться только требованиями Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и действовать на основании собственного Устава (ст. 14). Буквальное выполнение этой обязанности приведет к игнорированию других законов и подзаконных актов, затрагивающих в различной степени интересы службы безопасности. Разумеется, на прак-тике персонал службы безопасности руководствуется (или обязан это делать) многими нормативными актами. В определенной степени этот пробел может быть ликвидирован, если достаточно грамотно будет разработан Устав службы безопасности.