ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 832
Скачиваний: 3
Под Уставом понимается правовой акт, определяющий свод правил, регулирующих деятельность организации, её взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере её деятельности. Типовой Устав службы безопасности, на основе которого путем их конкретизации создаются индивидуальные Уставы, пока не разработан, хотя их образцы и появились в различных публикациях. Сложность в разработке устава заключается в том, что в нем должны быть изложены в краткой, но емкой форме, основы жизнедеятельности службы безопасности. Не претендуя на бесспорность, автор предлагает свой вариант Устава.
Прежде всего, в него целесообразно включить следующие разделы:
-
Общие положения
-
Основные задачи
-
Функции
-
Права и обязанности
-
Руководство
-
Взаимоотношения и связи
-
Охранная и детективная деятельность
-
Имущество и средства
-
Контроль, проверка и ревизия деятельности
-
Реорганизация и ликвидация.
Раздел «Общие положения» содержит:
-
перечень нормативных актов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники службы безопасности;
-
полное наименование и адрес местонахождения предприятия-учредителя;
-
название документа, на основании которого создается служба безопасности (протокол, приказ, решение коллегии и т.д.) и дату его учреждения;
-
место службы безопасности и его подчиненность в структуре предприятия;
-
деятельность службы безопасности, принципы деятельности;
-
наличие текущего, расчетного счета;
-
порядок финансирования.
Чрезвычайно большое значение имеет формулирование цели деятельности службы безопасности, т.к. именно от этого зависит, какие задачи и функции будут поставлены перед ней. Анализ закона, других нормативных актов и литературы позволяет определять цель деятельности службы безопасности как своевременное пресечение (нейтрализацию) противоправных посягательств на экономические интересы и персонал предприятия. Следует при этом учитывать, что цель деятельности службы безопасности определяет руководитель предприятия-учредителя, поэтому возможны и другие его формулировки. Среди принципов деятельности выделим такие как соблюдение законности, эффективность и конфиденциальность, выполнение общепризнанных этических норм, плановость, защита законных интересов учредителя.
В разделе «Основные задачи» перечисляются только те задачи, выполнение которых возможно в рамках предоставленной службе безопасности компетенции, и реализация которых приведет к достижению обозначенной цели. Применительно к приведенной нами выше цели, основные задачи можно сформулировать следующим образом:
-
охрана собственности и защита персонала от противоправных посягательств;
-
координация действий сотрудников и структур предприятия по вопросам обеспечения безопасности;
-
содействие правоохранительным органам и судам по вопросам, затрагивающим интересы предприятия;
-
защита от несанкционированного доступа к закрытой информации о персонале и деятельности предприятия;
-
сбор, обработка и анализ конфиденциальной информации среди персонала предприятия и в сфере предпринимательства.
Перечень функций в третьем разделе «Функции» составляется с учетом того, что их выполнение позволит реализовать ранее обозначенные основные задачи. Сами функции можно разделить на группы: внешние и внутренние. К внешним функциям относятся те из них, которые названы в Законе видами предоставляемых услуг (разумеется, сформулированных применительно к деятельности службы безопасности предприятия):
-
обеспечение порядка в местах проведения предприятием представительских, конфиденциальных и массовых мероприятий;
-
консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности;
-
охрана имущества предприятий;
-
защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств;
-
сбор информации для проведения деловых переговоров;
-
изучение криминальных аспектов рынка;
-
выявление ненадежных деловых партнеров;
-
сбор сведений по гражданским делам;
-
розыск без вести пропавших сотрудников предприятия;
-
выявление некредитоспособных партнеров;
-
поиск утраченного имущества предприятия;
-
расследование фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия;
-
сбор информации о лицах, заключавших с предприятием контракты;
-
расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятия;
-
сбор сведений по уголовным делам;
-
установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий;
-
проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
Перечень внешних (в литературе их иногда называют основными) функций является исчерпывающим. Этот вывод вытекает из анализа ст. 14 Закона, а соотношение между контрразведывательными и разведывательными функциями службы безопасности среди различных предприятий различно, это связано со спецификой их деятельности, финансовыми возможностями и т.д. Что касается разработки внутренних функций, то здесь никаких ограничений не существует.
Можно лишь рекомендовать тот минимум функций, отсутствие которых негативным образом скажется на эффективности деятельности службы безопасности. К ним, в частности, относятся: анализ состояния безопасности предприятия, планирование деятельности по обеспечению этой безопасности, координация деятельности и организация взаимодействия между подразделениями службы безопасности и пред-приятия, ресурсное (кадровое, финансовое, материально-техническое и т.д.) обеспечение, контроль и проверка деятельности, оценка эффективности деятельности СБ и предприятия по вопросам безопасности. Встречающееся в уставах «дробление» (декомпозиция) этих функций на более мелкие не должно вызывать возражений, хотя более целесообразным следует считать все же их отражение в положениях об отделах (отделениях) охраны и сыска.
В четвертом разделе «Права и обязанности» должны быть раз-дельно перечислены права и обязанности, но не детективов и охранников, как это иногда делается, а присущие службе безопасности в целом. Среди прав следует отметить такие, как: внесение предложений руководству и структурным подразделениям предприятия, контроль за соблюдением режима безопасности, проведение расследований, изменение структуры службы безопасности, осуществление взаимодействия с правоохранительными и контрольно-надзорными органами, распоряжение предоставленными финансовыми средствами по своему усмотрению, в некоторых случаях запрета проведения определенных работ, самостоятельный набор и увольнение своих сотрудников и т.д.
В дополнение к правам службе безопасности должны быть представлены следующие обязанности: выполнение всех функций в рамках действующего законодательства, систематическое обучение персонала предприятия и своих сотрудников по вопросам безопасности, предоставление установленной отчетности о своей деятельности, предотвращение и пресечение правонарушений в рамках своей компетенции и т.д.
При определении прав и обязанностей важно исходить из следующего основополагающего принципа: реализация установленных обязанностей возможна лишь при наличии адекватных прав.
В разделе «Руководство» необходимо отразить подчиненность начальника службы безопасности одному из руководителей предприятия, порядок выполнения распоряжений руководителя предприятия-Учредителя, обязанности персонала выполнять указания руководители службы безопасности и процедуру обжалования их неправомерных действий, порядок назначения и освобождения руководителей службы безопасности, перечень основных квалифицированных требований к ним, ответственность и т.д.
В этом же разделе целесообразно определить критерии эффективности деятельности службы безопасности. Представляется, что наиболее целесообразно сформулировать их в виде нанесенного (по вине их сотрудников) или предотвращенного (в силу активных действий сотрудников службы безопасности) материального ущерба и морального вреда.
В разделе «Взаимоотношения и связи» излагаются процедуры контактов СБ с руководителями и конкретными подразделениями предприятия, правоохранительными, контрольно-надзорными и судебными органами, средствами массовой информации, деловыми партнерами учредителя, депутатским корпусом и т.д.
Седьмой раздел «Охранная и детективная деятельность» отражает такие вопросы, как наименования оргструктурных формирований, занимающихся сыскной и охранной деятельностью, методы и средства, применяемые сотрудниками СБ, ограничения в охранной и детективной деятельности, обязательность регулирования деятельности сотрудников СБ внутренними нормативными актами (положения об отделах, должностные инструкции и т.д.), критерии оценки деятельности службы безопасности и т.д.
Перечень необходимых для функционирования службы безопасности мебели, компьютеров, автомашин, средств связи, помещений, спецсредств и оружия, форменного обмундирования и т.д. (без указания потребного их количества) приводится в разделе «Имущество и средства». Кроме материально-технических средств в этот перечень рекомендуется включить условия и порядок финансирования службы безопасности и её сотрудников, наличие компьютерных программ, специальной литературы и нормативных актов и т.д.
Даже если это имущество и средства не могут быть предоставлены в момент создания службы безопасности в полном объеме, их фиксация в Уставе позволит в дальнейшем избежать конфликтов с контрольными органами и создать правовую основу для количественного и качественного улучшения её работы.
Важным представляется раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности», в котором определяются субъекты этой деятельности, их правомочия, порядок доступа к документации службы безопасности, место и время хранения контрольных документов, формы и методы устранения выявленных недостатков.
Наконец, в десятом разделе «Реорганизация и ликвидация» фиксируются основания и порядок реорганизации и ликвидации службы безопасности, необходимость создания ликвидационной комиссии, сохранения социальных гарантий в отношении увольняемых сотрудников и т.д.
Проект Устава службы безопасности подписывается его начальником, утверждается руководителем предприятия-учредителя и представляется на согласование начальнику органа внутренних дел.
К разработке проекта следует относиться внимательно и квалифицированно, т.к. от качества этого проекта во многом зависит эффективность деятельности службы безопасности.
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Виды услуг (в главе они обозначены как основные функции), которые службе безопасности разрешается предоставлять своему предприятию - учредителю, перечислены в ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Следует иметь ввиду, что эти услуги (основные функции) не могут быть механически перенесены на деятельность службы безопасности. Например, такой вид услуг, как «сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса» вовсе не требует от предприятия-учредителя заключения договора со своей службой безопасности. Аналогичная ситуация имеет место и при сборе сведений по уголовным делам и т.д., в связи с чем возникает необходимость в уточнении основных функций службы безопасности. Кроме уточнения этих функций, следует раскрыть их содержание.
Это нужно сделать и потому, что в своей практической деятельности служба безопасности не должна выходить за пределы своих полномочий. Анализ зарубежной и отечественной литературы, текущего законодательства и практики функционирования службы безопасности позволил кратко охарактеризовать каждую функцию отдельно.
Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий
Под недобросовестной конкуренцией понимается применение в конкурентной борьбе средств и методов, связанных с нарушением действующего законодательства, регламентирующего производственную и коммерческую деятельность предприятий или норм и правил взаимоотношений между конкурентами, принятых на рынке товаров и услуг.
Известны следующие формы недобросовестной конкуренции:
-
установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
-
установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
-
ложная реклама;
-
установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятых ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;
-
введение ограничительных условий в агентские соглашения;
-
тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;
-
нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг;
-
подделка и производство оригинальных изделий, выпускаемых конкурентом;
-
использование своего экономического потенциала для продажи продукции по ценам ниже себестоимости (демпинг) с целью подрыва позиций конкурента и последующего вытеснения его с рынка;
-
злоупотребление господствующим положением на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки);
-
установление дискриминационных коммерческих условий;
-
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации;
-
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
-
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности, производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
-
несанкционированное приобретение и использование фирменных секретов конкурента;
-
самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товаров;
-
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в т.ч. коммерческой тайны, без согласия ее владельца.