Файл: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры рекомендовано Учебнометодическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Студент-магистр, освоивший дисциплину «Потребительское право», должен:
знать
• должностные обязанности по обеспечению законности и право- порядка, безопасности личности, общества, государства;
• принципы соблюдения и защиты прав и свобод человека и граж- данина;
• основные положения законодательства и правоприменительную практику в соответствующей области;
• результаты соответствующих научных исследований в сфере потребительского права;
уметь
• разрабатывать нормативные правовые акты;
• квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
• квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
• давать квалифицированные юридические заключения и консуль- тация в конкретных сферах юридической деятельности;
• эффективно осуществлять правовое воспитание;
владеть навыками
• добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, соблюдения принципов этики юриста;
• компетентного использования на практике приобретенных уме- ний и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом;
• проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявлениях в них положений, спо- собствующих созданию условий для проявления коррупции;
• квалифицированного проведения научных исследований в обла- сти права;
• преподавания юридических дисциплин на высоком теоретиче- ском и методическом уровне.
Во втором разделе практикума представлен учебно-тематический план дисциплины «Потребительское право». В структуре курса выде- ляются шесть тем общей части и пять тем особенной части. На изуче- ние дисциплины необходимо отводить три-четыре зачетные единицы
(108—144 часа). Оптимальным считаем изучение потребительского права в объеме 144 часов, из которых по 36 часов отводятся на лекци- онные и семинарские занятия, а 72 часа — на самостоятельную работу студентов. Нами представлено авторское ви́дение распределения ауди- торных часов и часов самостоятельной работы по темам курса, что ни в коей мере не обязывает преподавателей использовать именно такую
«расчасовку».
12
Преподавание дисциплины следует организовать в шестом (третий курс) или седьмом (четвертый курс) семестрах, что объясняется как сложностью дисциплины, так и необходимостью предшествующего освоения наиболее важных для ее понимания общепрофессиональных курсов — гражданского права, финансового права, административного права, гражданского процессуального права, жилищного права, права социального обеспечения, спецкурсов по обязательственному, страхо- вому, банковскому, договорному, коммерческому праву.
При организации учебного процесса по модульной и балльно- рейтинговой системе в рамках курса можно выделить три модуля.
В первый модуль следует включить все темы общей части дисци- плины (50 часов), второй модуль предполагает объединение 7 и 8 тем
(40 часов), третий модуль образуют 9, 10 и 11 темы (54 часа). После изучения каждого модуля возможна организация промежуточного кон- троля в различных формах, выбор которых остается на усмотрение пре- подавателя. Мы предлагаем для проведения промежуточного контроля использовать представленные в практикуме задания и сценарии заня- тий, проводимых в активных и интерактивных формах.
В процессе изучения дисциплины «Потребительское право» необхо- димо использовать различные виды и формы проведения занятий, орга- низации учебного процесса. Так, для организации аудиторной работы студентов традиционно планируется проведение лекционных, прак- тических (иногда лабораторных) и семинарских занятий, итогового контроля (в форме зачетов и экзаменов). Внеаудиторная работа сту- дентов осуществляется в следующих формах: самостоятельная работа; учебные и производственные практики; выездные занятия (например, в юридических организациях, судах); мастер-классы и встречи со спе- циалистами; участие в различных мероприятиях и т. д.
Лекционные занятия
лучше наполнять наиболее сложными теорети- ческими и проблемными вопросами. К примеру, на лекционные заня- тия можно вынести вопросы, связанные с определением правовой при- роды и содержания правоотношений с участием потребителей, системы принципов и источников потребительского права. Целесообразно на лекциях рассмотреть самые фактологически насыщенные темы по защите прав потребителей товаров, работ и услуг, ответственности в сфере защиты прав потребителей, защите прав потребителей судами, органами власти и управления, общественными организациями.
На семинарских занятиях следует уделить внимание: а) особенностям становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом; б) правовому статусу субъектов правоотношений с участием потре- бителей; в) основным видам договоров с участием потребителей; г) понятию и признакам базовых прав потребителей (на информа- цию, просвещение, безопасность, качество, возмещение имуществен- ного и компенсацию морального вреда);
13
д) особенностям защиты прав потребителей отдельных видов това- ров, работ и услуг;
е) проблемам несения ответственности и освобождения от ответ- ственности в сфере защиты прав потребителей; ж) особенностям рассмотрения споров с участием потребителей судебными и административными органами.
В ходе всех семинарских занятий можно проводить небольшие проверочные работы для оперативного контроля усвоения материала
(к примеру, терминологические пятиминутки на знание понятий и тер- минов потребительского права).
По каждой изучаемой теме возможно проведение семинарского занятия по предлагаемому плану, состоящему из пяти — десяти вопро- сов. Указанные вопросы обсуждаются в аудитории, в то время как вопросы и задания для самостоятельной работы могут не обсуждаться на занятии. Семинарское занятие по заранее предложенным вопросам, равно как и подготовка вопросов, выполнение заданий для самостоя- тельной работы, является классическим оценочным средством, тради- ционным для высшей школы.
Студент готовится следующим образом:
1) знакомится с планом семинарского занятия, вопросами и задани- ями для самостоятельной подготовки;
2) знакомится со списком рекомендованной литературы и норма- тивно-правовых актов;
3) по каждому вопросу плана семинарского занятия определяет для себя порядок ознакомления с источниками, включая их параллельное изучение в комплексной взаимосвязи.
В процессе чтения приветствуется конспектирование различными способами (опорный конспект, майндмэппинг (карта мыслей), метод
Корнелла и др.) и составление словаря терминов, упоминаемых в теме.
Ответы на вопросы и выполнение заданий оформляются письменно.
Несмотря на всю традиционность семинара, его проведение может предусматривать различные формы организации совместной работы: рассмотрению вопросов плана может уделяться пропорциональное либо непропорциональное время; семинар может включать либо не включать проверку преподавателем выполнения заданий для само- стоятельной работы; семинар может полностью или частично склады- ваться из заслушивания докладов студентов.
Доклад
представляет собой короткое устное сообщение по узкому вопросу темы продолжительностью от трех до пяти минут, подготовлен- ное заранее, наряду с вопросами плана семинарского занятия. Доклад может быть подготовлен и по реферату, который представляет собой малую форму репродуктивной и научно-исследовательской работы, рекомендуемую для получения дополнительных оценок студентам, пропустившим по различным причинам семинарские занятия, а также студентам, желающим повысить показатели успеваемости. Реферат готовится по одной из рекомендованных тем, выполняется в письмен-
14
ном виде и сдается преподавателю на проверку для оценивания. Тре- бования к объему и оформлению реферата устанавливаются вузом или кафедрой.
Практические занятия
предполагают использование разнообраз- ных активных и интерактивных форм обучения. В процессе проведения занятий необходимо активно использовать имеющиеся практические задания, задачи, сценарии занятий с использованием активных форм обучения, игры, конкурсы, организовывать различные мероприятия, мастер-классы, встречи со специалистами, проводить психологиче- ские и иные тренинги. Основную роль при проведении практических занятий выполняют практические задания и задачи (казусы). Также для практических занятий можно использовать вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. Одно занятие можно посвятить организации промежуточного контроля знаний студентов.
Задачи, предлагаемые в настоящем практикуме, характеризуются следующими отличительными признаками: а) имеют стандартное решение и определенный алгоритм его нахождения; б) результат решения задачи легко поддается оценке; в) требуют использования аналитического мышления; г) предполагают проведение предварительной подготовки; д) ориентированы на результат, а не на процесс его получения; е) обычно предполагают индивидуальную работу студента над решением, но не исключают и коллективной работы.
Каждая задача состоит из двух частей: фабулы и вопросов/пору- чений, адресованных студентам. Вопросы/поручения одновременно играют роль общего плана действий и подсказок, при их осмыслен- ном восприятии студент уже получает методические рекомендации по решению. Рекомендуем организовывать работу над задачами с уче- том следующих стадий и этапов их решения.
1. Разъяснительно-поисковая стадия
1.1. Изучение условия задачи и прилагаемых к нему вопросов и зада- ний.
1.2. Уяснение природы правоотношений, описанных в условии задачи, либо конкретных особенностей явления, описываемого в усло- вии.
1.3. Анализ заложенных в фабулу задачи правоотношений, разложе- ние их на элементы: юридические факты, участники, их права и обя- занности, ответственность за неисполнение или ненадлежащее испол- нение обязательств и т. д.
1.4. Отбор нормативно-правовых и правоприменительных актов, материалов доктринальных исследований, имеющих отношение к усло- вию задачи в целом или в части. Необходимо при этом отличать источ- ники правовой информации (постановления высших судов, информа- ционные письма, официальные сайты органов государственной власти,
15
правоприменительные акты, научные публикации) от норм права, под- лежащих применению.
1.5. Выборка правовых норм и положений из отобранных источни- ков, прямо или косвенно связанных с юридическими фактами, уста- новленными в условии задачи, участниками отношений, их правами и обязанностями, ответственностью за неисполнение или ненадлежа- щее исполнение обязательств. Целесообразно использовать материалы правоприменительной практики, имеющие прямое отношение к делу.
Используемые доктринальные источники не должны подменять право- вых норм и правоприменительных актов.
1.6. «Примеривание» отобранных правовых норм и материалов пра- воприменительной практики к условиям задачи, «отсеивание» непод- ходящих норм и их толкований, замена подходящими. Для этой цели с успехом могут использоваться комментарии к нормативно-правовым актам, обзоры судебной практики.
2. Стадия подведения итогов
2.1. Формулирование выводов. Выводы по задаче обязательно должны быть привязаны к каждой применяемой правовой норме и не могут существовать отдельно в виде предположения или общеиз- вестной истины.
2.2. Продумывание текста решения задачи. Текст решения должен быть построен по строгой, заранее рекомендованной преподавате- лем структуре с обязательным соблюдением правил русской орфогра- фии и пунктуации. Решение задачи должно быть логически верным, отражать материально-правовые и процессуально-правовые аспекты дела. Факты, изложенные в условиях задачи, могут быть использованы в качестве доказательств.
2.3. Написание текста решения и/или документа, которое должно содержать обобщенную правовую позицию со ссылками на использо- ванные нормативные правовые акты, материалы правоприменитель- ной практики, результаты доктринальных исследований, которые должны оформляться в соответствии со стандартами их библиографи- ческого описания.
2.4. Предъявление или оглашение решения и/или документа, его обсуждение с преподавателем, группой, специалистами. Данный этап является отчетным, предполагающим три варианта организации работы:
1) если каждому студенту были выданы общие или индивидуальные задания, то предполагается выступление каждого студента с последую- щим обсуждением озвученного решения в группе;
2) если решение задач осуществлялось в рамках малых студенческих групп, то предполагается выступление каждой группы с последующим обсуждением.
3) работу с группами можно организовать с применением игровых методик, методик мозгового штурма, круглого стола, фокус-групп и т. д.
16
3. Оценочная стадия
Она заключается в активизации деятельности преподавателя, даю- щего как комплексную, так и покомпонентную оценку работе студен- тов и малых групп на практических занятиях. Преподаватель: а) дает оценку работы на занятии всей группы; б) выделяет наиболее активных студентов, а также наиболее ориги- нальные и интересные решения; в) выявляет наиболее типичные ошибки, допущенные студентами; г) оценивает степень групповой сплоченности, лидеров и аутсайде- ров в группах; д) озвучивает правильные или дискуссионные решения, выражая свою позицию.
Мы предлагаем использовать следующие критерии оценивания
работы
студентов с правовыми задачами (казусами):
— степень понимания сути гражданско-правового спора;
— степень использования нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и доктрины;
— количество и правильность найденных вариантов решения задачи;
— обоснованность сформулированной правовой позиции;
— время, затраченное на поиск решения задачи;
— умение дискутировать, работать в группе;
— степень сплоченности группы и т. д.
В целях формирования у будущих бакалавров, специалистов и маги- стров полезных навыков, востребованных при решении повседневных профессиональных задач, каждая тема практикума содержит практи- ческие задания. Выполнение практических заданий является проме- жуточной ступенью между подготовкой к вопросам семинара с одной стороны и решением задач с другой. Вместе с тем следует отметить, что практические задания могут существенно отличаться друг от друга: мы включили в практикум задания, формирующие как прикладные навыки работы с правовой информацией, что актуально для обучения бакалавров и специалистов, так и навыки научно-исследовательской работы, что актуально для будущих магистров юриспруденции.
Если подготовка вопроса к семинару допускает значительную сво- боду в формировании плана ответа на вопрос, подборе литературы и стимулирует высказывание обучающимся личного мнения, то прак- тические задания в бо́льшей степени директивны и требуют точного исполнения заложенных в них указаний. Однако свобода выбора при- сутствует и здесь: в подборе примеров, профессиональном суждении, в зависимости от содержания указаний.
Отступление от практических заданий, сознательное сужение перечня указаний, их расширительное толкование и прочие искаже- ния не допускаются. Обучающийся обязан полностью выполнить все требования как инструкцию, а преподаватель проверяет достоверность