Файл: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры рекомендовано Учебнометодическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
5. Выделите основные принципы потребительского права и составьте следующую таблицу.
Прин-
цип
Содержание
и регулируе-
мые правоот-
ношения
Нормативно-
правовое
закрепление
Субъекты,
участвующие
в реализации
Примеры реали-
зации
6. Выделите и распределите источники потребительского права на следующие группы: а) международно-правовые акты; б) источники высшей юридической силы (Конституция РФ и феде- ральные конституционные законы); в) общегражданское законодательство; г) отраслевое законодательство; д) специальное законодательство; е) подзаконные нормативно-правовые акты; ж) законодательство субъектов РФ.
В особую группу отнесите правоприменительную практику судов высших инстанций, являющуюся квазиисточником потребительского права (постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пле- нума Верховного Суда РФ).
7. Изобразите схематически взаимосвязи потребительского права с другими юридическими и неюридическими науками и отраслями права. На построенной вами схеме в местах пересечений отметьте правоотношения, возникающие на основе таких интеграционных свя- зей.
Практические задания
1. Постройте нижеприведенную таблицу и сделайте выводы о пра- вовой природе и современном понимании потребительского права, его месте в системе юридических наук и отраслей права.
Потребительское право — это…
Доводы «за»
Доводы «против»
Отрасль права
Правовая подотрасль
Комплексный правовой институт
Область законодательства
2. Изучите все основные нормативно-правовые акты, регулирую- щие правоотношения с участием потребителей, на предмет наличия
26
в них понятий и терминов потребительского права. Проанализируйте понятия «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «продавец»,
«существенный недостаток товара (работы, услуги)». Каких понятий, на ваш взгляд, не хватает в законодательстве о защите прав потребите- лей?
3. Раскройте содержание базовых и отраслевых принципов потре- бительского права с указанием конкретных правовых норм, в которых они закрепляются. Приведите примеры из жизни и правопримени- тельной практики, в которых реализованы или нарушены те или иные принципы.
4. Изучите текст резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 09.04.1985
«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», тек- сты Закона РФ «О защите прав потребителей», постановления Плену- ма Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и составьте следующую таблицу.
Общие и руководящие принципы
(резолюция Генеральной Ассамблеи ООН)
Реализация
в национальном
законодательстве
При-
меры
Общие принципы
Принципы добросовестной деловой практики
Руководящие принципы
Физическая безопасность
Содействие соблюдению экономических интере- сов потребителей и их защита
Нормы безопасности и качества потребитель- ских товаров и услуг
Система распределения основных потребитель- ских товаров и услуг
Меры, позволяющие удовлетворять претензии потребителей
Программы просвещения и информирования
Поощрение устойчивого потребления
Финансовые услуги
Меры, касающиеся конкретных областей
5. Проведите анализ основных норм и положений Конститу- ции РФ, ГК РФ, КоАП РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и составьте перечень гарантий, предоставляемых потребителям указан- ными нормативно-правовыми актами. Какие базовые и специальные права потребителей называются в отечественном законодательстве?
27
Насколько они соответствуют аналогичным правам, выделяемым зако- нодательством о защите прав потребителей в странах СНГ и Европы?
6. Изучите особенности защиты прав потребителей в отдельных зарубежных странах по следующему плану: а) система законодательства о защите прав потребителей; б) система потребительских договоров; в) особенности защиты прав потребителей товаров, работ, услуг; г) ответственность сторон потребительских правоотношений; д) судебная и внесудебная формы защиты прав потребителей.
Проведите анализ европейских стандартов обеспечения прав потре- бителей и сделайте соответствующие выводы.
Задачи
1. В одном из астраханских университетов принято решение о вве- дении в учебный план подготовки бакалавров юриспруденции дисци- плины «Защита прав потребителей». Экспертная комиссия Министер- ства образования и науки, проводившая проверку в вузе, указала на то, что дисциплину необходимо назвать не «Защита прав потребителей», а «Потребительское право», мотивировав это тем, что предмет потреби- тельского права охватывает более широкий круг общественных отно- шений.
Представьте аргументированные позиции для каждой из сторон.
Какое название дисциплины
, на ваш взгляд, наиболее полно будет отра-
жать содержание и предмет правоотношений с участием потребите-
лей
? Можно ли говорить о наличии у потребительского права своего
предмета и метода
?
2. Гражданин Д. заключил с ПАО «Ростелеком» договор путем при- соединения и принятия всех его условий. Однако позже Д. выяснил, что он не может в одностороннем порядке отказаться от заключенного договора без соответствующих штрафных санкций до истечения одного года с момента его заключения. Потребитель обратился в суд с иском о расторжении договора.
Как разрешить данный спор
? В каком методе потребительского
права изначально заложены особые гарантии
, предоставляющие потре-
бителям право на односторонний отказ и расторжение договора присо-
единения без несения штрафных санкций
? В чем заключается специфика
метода потребительского права по сравнению с методом гражданского
права
?
3. Потребитель Т. приобрел в салоне «Связной» сотовый телефон, который через два дня после покупки перестал функционировать. Т. обратился в салон с заявлением о расторжении договора купли-про- дажи и возврате уплаченных за телефон денежных средств. Менеджер салона отказался принять у потребителя претензию и направил его в сервисный центр для предоставления товара на диагностику и ремонт.
Т. не согласился с менеджером, провел досудебную экспертизу товара
28
и обратился в суд. Суд оставил без рассмотрения исковое заявление Т., мотивировав это следующим: а) исковое заявление подано не по месту регистрации ответчика, то есть с нарушением правил подсудности; б) не соблюден обязательный досудебный претензионный порядок разрешения спора.
Раскройте содержание базовых и отраслевых принципов потреби-
тельского права. В каких нормативно-правовых актах они закрепля-
ются
? Какие принципы реализуются (нарушаются) в указанной ситу-
ации
?
4. Гражданин Б. заключил договор долевого участия в строитель- стве с ООО «Феникс», согласно которому застройщик обязуется пере- дать заказчику в срок до 1 января 2017 г. объект недвижимого иму- щества. Однако застройщик свое обязательство не выполнил, сроки передачи объекта заказчику были изменены на 1 июля 2017 г. Заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с застройщика неустойки по ст. 28 и 31 Закона РФ «О защите прав потребителей». В суде пред- ставитель застройщика возражал, указывая на то, что при расчете раз- мера неустойки надлежит руководствоваться Федеральным законом
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законо- дательные акты Российской Федерации».
Какими нормативно-правовыми актами следует руководствоваться
при разрешении возникшего спора
? Каковы особенности применения
нормативно-правовых актов по их юридической силе в сфере защиты
прав потребителей
? Кто прав в указанной ситуации? Как разрешит
дело суд
?
5. Гражданка И. обратилась в Роспотребнадзор за консультацией, пояснив, что она приобрела в магазине электрофен Braun. В процессе использования электрофена И. получила ожог кожи головы и волос.
Обратившись к производителю с требованием о возврате товара и выплате компенсации за причиненный вред здоровью, И. получила ответ о том, что электрофен соответствует всем стандартам и техниче- ским регламентам, принятым в Российской Федерации, а вред здоро- вью был причинен потребителю в процессе неправильной эксплуата- ции товара. И. возразила, указав на то, что возникшие правоотношения регламентируются только законодательством о защите прав потреби- телей, а соответствующие технические регламенты и стандарты входят в сферу предпринимательских правоотношений и регулируются нор- мами публичного права.
С какими отраслями права непосредственно связано потребитель-
ское право
? Возможно ли применение норм предпринимательского права
к правоотношениям с участием потребителей
? Приведите примеры
проникновения публично-правовых элементов в сферу потребительских
отношений. Какую консультацию должны дать гражданке И. специали-
сты Роспотребнадзора
?
29
6. В гости к гражданину К. приехал гражданин М., постоянно прожи- вающий в Италии и специализирующийся на научном изучении систем законодательства о защите прав потребителей в различных странах мира. Ознакомившись с российским законодательством о защите прав потребителей, ученый воскликнул: «да у вас самое лучшее в мире зако- нодательство, предоставляющее потребителям огромное количество различных гарантий».
Постарайтесь привести примеры
, подтверждающие или опровер-
гающие слова итальянца. Какие гарантии предоставляет потреби-
телям действующее российское законодательство
? Проведите анализ
действующего законодательства о защите прав потребителей зару-
бежных стран и выделите страны с самым лояльным и самым жест-
ким отношением к потребителям на законодательном уровне. Законо-
дательство каких стран обладает наибольшим количеством схожих
черт с потребительским законодательством России
?
7. Гражданин В. в марте 2017 г. приобрел в ООО «Контакт» грузо- вой автомобиль с целью перевозки кормов для скота, который он раз- водит на своем дачном участке. Через месяц после покупки автомобиль сломался, и В. обратился в суд с иском о защите прав потребителей.
Однако суд отказал гражданину в принятии указанного иска, мотиви- руя это тем, что на возникшие между В. и ООО «Контакт» правоотно- шения не распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. В. не согласился с позицией суда и обратился за консуль- тацией в территориальный орган Роспотребнадзора.
Кто является потребителем согласно Закону РФ
«О защите прав
потребителей
»? Какие еще понятия определены в действующем потре-
бительском законодательстве
? Входят ли возникшие между сторонами
правоотношения в предмет потребительского права
? Какую консуль-
тацию должны дать гражданину В. специалисты Роспотребнадзора
?
Активные формы обучения
Проведение научной дискуссии «Потребительское право как отрасль российского права — за и против».
Фабула дискуссии: в современных доктринальных исследованиях можно выделить четыре позиции в отношении места потребительского права в системе законодательства и отраслей российского права. В соот- ветствии с первой позицией потребительское право является самосто- ятельной отраслью права со своим предметом, методом и системой.
Вторая позиция основана на том, что потребительское право является не отраслью права, а областью законодательства. Согласно третьей позиции, потребительское право следует относить к комплексным пра- вовым институтам. И, наконец, четвертая позиция предполагает пол- ное отрицание потребительского права и как научного направления, и как учебной дисциплины, и как отрасли законодательства. В резуль- тате дискуссии до настоящего времени нет единого мнения по вопросу места потребительского права в системе юридических наук.
30
Какие аргументы можно привести в защиту каждой из позиций
(сту-
денты делятся на четыре подгруппы
, каждая из которых отстаивает
и аргументирует определенную позицию
)? Постройте предположения,
используя подсказку —
«карту дискуссии», основные компоненты кото-
рой показывают отличительные особенности любой отрасли права.
Предмет
1. Субъекты.
2. Объекты.
3. Социальные взаимосвязи субъектов.
4. Причины возникновения/прекращения правоотношений
Система права
1. Частное — публичное.
2. Материальное — процессу- альное.
Метод
1. Императивный.
2. Диспозитивный.
3. Поощрительный.
4. Рекомендательный
Институты и нормы
Примеры
Командам поручается подбор аргументов по всем высказанным тезисам. После готовности команд ведущий объявляет, какая позиция подлежит рассмотрению. Команды поочередно докладывают о своих аргументах и позициях. Возможно проведение голосования, то есть утверждается только тот аргумент, с которым согласились все команды либо их квалифицированное большинство. Согласованные аргументы озвучиваются преподавателем или членами жюри и оформляются в виде следующей таблицы.
Аргументы
Тезисы
Отрасль
права
Область
законода-
тельства
Комплексный правовой
институт
1.
2.
3.
…
В конце обсуждения заранее сформированное преподавателем жюри голосует по десятибалльной шкале с учетом аргументированности каж- дого конкретного тезиса. Баллы суммируются, и в конце дискуссии объ- является соотношение общей суммы баллов по определенным пози- циям (командам), а также сопоставляется согласованная аргументация команд по всем тезисам. Далее формулируется определение потреби- тельского права, называются его предмет и метод, перечисляются базо- вые и отраслевые принципы.