Файл: Концепция зеркального Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. взаимосвязь религии и политики в современном обществе
Взаимодействие между религией и политикой имеет двойственный характер. С одной стороны, оно осуществляется при помощи религиозных социальных институтов, которые стремятся усилить своё влияние в обществе и тем самым становятся полноправными участниками политических процессов. Власть, которой обладают религиозные структуры, называют клерикальной властью. Она опирается на авторитет религии и священнослужителей.

Одновременно религия воздействует на духовный мир человека, формируя его систему ценностей, в том числе и политических. Таким образом, она управляет политикой через мировоззрение своих приверженцев. Религиозное мировоззрение часто бывает основанием для объединения граждан в те или иные политические организации (например, христианско-демократические партии). Случается и обратное: участники массовых движений находят в религии идеологическое обоснование своих действий и интересов.
Тема 5.
1. сущность функции и методы осуществления власти
Существует множество определений власти.


Власть- это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.Власть- это политическое господство над людьми.Власть- это система государственных органов.Власть- это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Вебером М.сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно определить политическую властькак способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Политическая власть исторически формируется с возникновением государства и характеризуется способностью одного субъекта политики навязывать свою волю другому субъекту – индивиду, социальной группе или обществу в целом, – используя различные методы и средства. По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, ибо с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни. Таким образом сущностьювласти являютсяотношения принуждения-исполнения.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической властиможно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка и стабильности;



- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

-управление делами общества.

-управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.

- функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.

- обеспечение стабильности в стране.

Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и др.Экономические ресурсынужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.Силовыересурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.Социальныересурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.Информационныересурсы - это средства массовой информации.

Существуют различные концепции власти:

Телеологическая концепция– одна из наиболее ранних: божественное объяснение природы власти - всякая власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - это наместники Бога на Земле, исполняющие его волю. (Аврелий Августин и др.)


БиологическаяВласть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах. (Ницше, Гитлер).

Бихевиористская– власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Это поведенческое понимание власти.

Основные положения бихевиористского направления:

- основа властеотношений - контроль одного субъекта над другим;

- некоторые исследователи видят исходное начало власти в воле, как естественном свойстве человека, в его агрессивности и стремлении к большему и лучшему;

- власть проявляется в силе, способностях (руководителя), и люди жаждут быть в услужении (подчинении), стремятся присоединиться к воле кого-либо;

- человек-первоисточник власти;

- критическое отношение к особой роли государствав упорядочении отношений между людьми.

Структурно-функциональная- Власть как способ самоорг-ции человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции упр-я и исполнения. Без власти невозможны коллективное сущ-ие чел-ка, совместная жизнедеят-ть многих людей (Парсонс).

Системная.в противовес бихевиористскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т. е. распространенность на определенные системы.

Реляционистская (от фр. «relation» – отношение) власть как межличностное отношение, при кот один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

  Марксистско-ленинское направлениепонимает политическую власть как волю класса, как господство одних над другими, как подчинение организованной силе. Акцент делается на классовом господстве-подчинении, а политическая власть видится исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Но такой подход может отражать реальные отношения только в обществе с устойчивыми классовыми размежеваниями. Марксизм абсолютизировал зависимость власти от классовых отношений.


Под методамивластвования понимаютсяспособы, приемы, средства воздействия, используемые властвующей стороной с целью добиться повиновения подвластных. При росте неповиновения институтам властной деятельности приходится добиваться “принятия власти”, изменяя тем или иным образом в проводимом ими политическом курсесоотношение методов принуждения и убеждения.

Принуждениевыступает как специфическое свойство любой власти и предполагает достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповиновению подвластного объекта путем использования силы или угрозы ее применения. Тем самым подвластный объект лишается возможности выбора между подчинением и неподчинением. Принуждение как метод власти подразделяется на физическое и психическое.

Физическое принуждение– это воздействие властвующего на личную или материальную сторону бытия подвластного в целях реализации руководящей воли. К числу форм физического принуждения относятся, в частности, штрафы и другие санкции экономического характера, исключение из сообщества или организации, лишение свободы, лишение жизни. Физическое принуждение может и должно осуществляться только в рамках социальных норм, регулирующих деятельность как подвластных, так и властвующих. Подпсихическим принуждениемпонимается такое властное воздействие, когда подвластный осуществляет волю властвующего, чтобы избежать определенных негативных последствий в случае ее неисполнения. Весьма распространенным видом психического принуждения является общественное мнение, регулирующее поведение людей и социальных институтов посредством выработки и “насаждения” определенных норм взаимоотношений, отклонение от которых влечет за собой, например, общественное порицание.

Убеждениекак метод властвования представляет собой применение комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп. Суть данногометода состоит в том, что подвластным не только раскрываются все возможные варианты действий в данной конкретной ситуации и их последствия, но также оставляется и право выбора, собственного волеизъявления