Файл: Концепция зеркального Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Традиционное господство. 


Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению. Основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им влечет применение установленных обществом санкций. Традиционное общество, по Веберу, может быть геронтократическим (власть старейшин), патриархальным (власть вождя племени), патримониальным (власть монарха).

 Харизматическое господство. 


Харизма (от греч. charisma — божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей. Условный характер харизматических отношений, как правило, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.
Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, которым приписывают необыкновенные свойства. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в структуру этих обществ. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Как только лидер перестает подтверждать свою исключительность, сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. 

 Легальное господство. 


Легальное (рационально-бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. 
Основными чертами этого типа господства являются: 

  • установление норм права и подчинение им каждого человека; 

  • применение норм права в управлении;

  • господство в обществе права, а не чиновников. 

Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники — бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Чтобы этого не случилось, необходимо ограничивать и контролировать бюрократию: выполнять регулярную ротацию (замену через определенный срок) кадров, 
Описанные типы легитимности, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного типа связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем, тогда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона.

 Источники легитимности власти


Свое отношение к власти общество формирует, когда соотносит проявление власти с основными стереотипами собственного сознания. Всю совокупность такого рода стереотипов, из которых складывается нормативная основа политики, можно условно разбить на три основных компонента. И если согласиться с тем, что источником власти является народ, то эти три компоненты можно назвать тремя источниками легитимности:

  • идеологический содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы;

  • правовой — отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве»;

  • нравственный — содержит установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий.

Позиции власти устойчивы, когда она легитимна во всех этих трех компонентах.

Тема 6. Политическая культура общества.

1. сущность структура и функции политической культуры

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества.
 Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Структура политической культуры представляет собой многоуровне-вый характер субъектами являются: личность, социальная или национальная группа, общество, политические интересы, знания о политике, убеждения, ценностные ориентации, суждения, оценки политических явлений, политиче-ское сознание, характер мышления, признанные в обществе политические нормы, символы, традиции, образцы поведения, навыки и способы политиче-ской деятельности.

Основными функциями политической культуры является выражение и реализация социальных интересов, нормативно-регулирующая, воспитательная, коммуникативная и прогностическая. Определяющая функция политической культуры - выражение и реализация социальных интересов.

2. типы политических культур динамика и факторы их изменения

Содержание политической культуры в огромной степени зависит от уровня исторического развития и меняется в ходе политических перемен, хотя очень часто и не поспевает за ними синхронно. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной политической общности или ее части вводится понятие типа политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения И политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы. Поскольку оснований для выделения типов может быть достаточно много и в таком качестве могут выступать и исторические эпохи, и различные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои, группы ее осуществляющие, а также регионы и типы мировоззрения, то естественно, что видов типологии политической культуры тоже может быть много.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их. типология, предложенная Г. Алмондом и С. Верба . Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определенному времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации


власти.

I. Патриархальная политическая культура,ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе,                             ι

II. Подданническая политическая культура,характеризующаяся сильной ориентацией на политическую систему, нослабым активным участием в ее функционировании.

III. Активистская политическая культура,с такими ее сущностными чертами, как заинтересованность в политической системе и активное участие в ней.

В современном обществе господствуют и взаимодействуют два · основных типа политической культуры: подданническая и, активистская, или политическая культура участия. Рассмотрим, характерные черты каждого из этих типов.

3. проблемы политической личности

Среди множества факторов, способствующих сохранению политической системы, социализация индивида занимает важное место, поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей и установок. Эта проблема исключительна важна.

Термин политическая социализация является производным от более общего понятия социализация.

Под социализацией понимается, с одной стороны, освоение социальных норм, ценностей, элементов культуры, выработку на этой основе установок, ценностных ориентации, социальных потребностей, а с другой стороны, реальное .включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс цивилизации членов общества.

В политической науке выделяют несколько типов политической социализации: гармонический тип, отражающий складывание психологически нормальных отношений человека и институтов власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству. Своим гражданским обязанностям; плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориенгациям; гегемонический тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политический системам, кроме своей., конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов, и потомму усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее к борьбе. Политологи выделяют 4 стадии политич.социализации: 1 ранняя ( от рождения до поступления в школу) 2 обучение ( с момента поступления в школу до окончания очных форм обучения и профессионального обучения 3 социальная зрелость 4 завершение жизненного цикла ( прекращение постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации).