Файл: Концепция зеркального Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этническая группа или этническая принадлежность-это группа людей, которые идентифицируют себя друг с другом на основе общих признаков, отличающих их от других групп. Эти атрибуты могут включать общие наборы традициях, родословной, языка, истории, Общества, культуры, нации, религии или социального лечение в их районе проживания. национальность иногда используется взаимозаменяемо с термином нации, в частности в случае этнический национализм, и отдельно от связанных с понятием расы.
2. структура и типы этносов
Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др. Племя – это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми.
Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из:

этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса

этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец

этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности

3. этнические процессы в современном мире

Действие дифференцирующей и интегрирующей тенденций прослеживается на протяжении всей этнической истории челове­чества, в том числе и в современном мире. Однако это действие во многом зависит от изменений в социально-экономическом базисе этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах. В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический про­гресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуника­ции. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменени­ям в структуре этносов.

Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих факторов ее развития позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции этнических процес­сов будут специфическим образом проявляться в различных ре­гионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее актив­но этнические процессы происходят в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения.


Тема 4. Социология религии
1. С высоты исторического опыта, полученного цивилизованным человечеством на начало XXI века, можно уверенно утверждать, что религия наконец предстала в качестве органического компонента общественной истории, человеческого осознания мира и самоосознания. С XVIII века, когда начались серьезные исследования религии, она, особенно на фоне быстро прогрессирующей науки и рационального мышления, часто подавалась как характерная черта неразвитой, примитивного сознания, как своего рода предрассудки, фантастическое искажение реального положения дел. В русле такого ее понимание возникло убеждение, что вместе с прогрессивным развитием знания и науки религия рано или поздно будет устранена из истории, уступив место правильном, хорошо разработало и разумно организованном знанию о человеке и мире. Однако впоследствии выяснилось, что попытки подавать религию как результат фантастического воспроизведения действительности человеком, как оскорбления человеческого воображения, что навеянные страхом перед непонятными природными и социальными явлениями, не учитывали всей ее сложности. Так же оказались неоправданными попытки представлять религиозную человека подавленной, человеком с рабским сознанием, пассивную и наполненная страхами ожидания мести или наказания со стороны богов. Ведь вряд ли кто сможет подать именно такими людьми создателей Венеры Милосской, Парфенона, Софии Киевской и др. Так же вряд ли кто осмелится утверждать, что христианские месіонери, которые йщли в дикие земли, неся нецивилизованным народам медицинскую помощь, приобщая их к культуре и письменности, были покорными, запуганными, рабами в душе.

С другой стороны, было бы неоправданным очерчивать религии, религиозных людей и религиозные организации исключительно в положительных тонах. Современной молодежи, наверное, хорошо известны те публичные скандалы, которые вспыхнули по поводу обвинения целой группы американских католический священников в сексуальных домогательствах, направленных до детей, посещавших их приходы. Так же и в общественной истории можно найти примеры религиозного фанатизма, невежества, антигуманизма, попыток превратить человека в бессловесное, безропотное существо. К негативных проявлений религии можно отнести также и то, что она, объединяя людей, в то же время их разъединяет, разводит и даже противопоставляет различные религиозные объединения друг другу. Такие противостояния групп верующих иногда достигают остроты силовых конфликтов, вражды, насилия.



Довольно часто в обсуждениях проблем религии люди формулируют неприятные для ее сторонников вопрос: почему религиозные люди все равно часто акцентировано на вопросах материальных, социальных, финансовых? Почему они нарушают не просто моральные нормы, но божественные заповеди? Почему религия не только объединяет людей, но и конфликтно противопоставляет их друг другу? Почему, наконец, существует много религий? При обсуждении и осмыслении таких вопросов мы обращаемся к тому, как проявляет себя религия в общественной истории. Мы знаем, что во многих религиях считается, что религия, как предоставлена людям богом истина, стоит над историей, что историческая неизменность их ведущих положений свидетельствует об их истинности и непоколебимую силу, о том, что они являются высшими за любую человеческую мысль. Но многочисленные исследования, в том числе - изучение современных этносов, находящихся на архаичной стадии развития, свидетельствуют, что в ходе истории происходят определенные изменения и в наборе ведущих утверждений определенных религий, и в их толковании, и в религиозных ритуалах и обрядах. Например, так называемый христианский “Символ веры” был сформулирован и принят лишь на Никейском христианском соборе в 325 году, то есть почти через 300 лет после смерти Христа.

При попытках понять явление религии прежде всего бросается в глаза то, что она существует в обществе, выполняя определенные соборные (собирает, объединяет людей) функции. Человек не выживает и не может выжить и жизненно утвердиться вич-на-один с естественным миром. Общество производит целый ряд таких потребностей, которые уходят далеко за пределы индивидуальных интересов и чисто биологического приспособления к условиям выживания. Социализированная человек входит в особый тип отношений с себе подобными: на место ее природного индивидуализма и эгоизма приходит осознание (а то и интуитивное ощущение) человеческого единства. Религия является одной из форм интеграции людей на основе их общего приобщение к определенным образом воображенной фундаментальных основ бытия. Социально-историческую обусловленность имеют не только конкретные составляющие религии, но и ее реальные виды и типы. Разные религии возникали в разные времена, в разных регионах земного шара и за различных социальных обстоятельств. К тому же здесь давались о себе знать не только исторические, но и психологические факторы, даже индивидуальные различия религиозного опыта. Так, западно-европейская культура в целом является демонстративным, обращенной наружу. Христианство в западной Европе приобрело многих форм и проявлений, а богословие (теология) - чрезвычайной разветвленности. Православие (восточная ветвь христианства) в сравнении с католицизмом возникает значительно более консервативным, гораздо более прочувствованным, внутренне поглощенным. В мусульманстве однозначно считается, что Бог (Аллах) не имеет и не может иметь никакого конкретно-чувственного определения и обнаружения. Через это здесь были исключены любые изображения Бога, а ударение в богопознании падал на букву, на слово. Отсюда следует чрезвычайно утонченная каллиграфия, а также настаивание на тождества знания и веры: только через знания (а не созерцания) можно приблизиться к первых истин мира. Храмовое строительство также имеет определенные этнические, региональные, географические особенности, что, в конечном итоге, предоставляют культовым сооружениям рис своеобразии и неповторимости (при некоторых общих для них в пределах определенной церкви канонам).


Многочисленные современные данные археологии (поиски материальных памятников старины), наук о древние культуры (палеології), этнографии (науки об истории различных этнических групп и человеческих сообществ), истории, психологии свидетельствуют, что религиозные представления сопровождают всю известную нам более-менее сложившуюся как человеческую историю. Однако некоторые исследователи ХХ в. на конкретном материале доказывали, что самые отдаленные от нас по уровню развития и способом отношение к миру человеческие общности не имеют религиозных представлений (американская исследовательница М.Мід). Однако вряд ли указанные показания могут ставить под сомнение неразрывную связь религии и человеческой истории. Для прояснения данного вопроса можно обратиться к известной аналогии (параллели) между индивидуальным развитием человека и развитием исторических эпох; например, эпохи древних цивилизаций сравниваются с детством человека. В индивидуальном развитии человека четко выделяется начальный период, когда вообще отсутствуют стабильность сознания, довольно хаотичным возникает ее содержание. Учитывая это, можно утверждать, что развитые мифологические представления предусматривают уже высокий уровень сознания. Современные исследователи истории и культуры считают, что собственно человеческая культура и история появляются лишь тогда, когда осознается различие между явлениями физическими и психическими. Этот момент, собственно, и подтверждается появлением таких образов в содержании сознания, которые не копирует действительность, а выражают некоторые внутренние запросы сознания. То есть, проблему, заостренную фактам отсутствия религиозных представлений на самых ранних уровнях проявлений человека, можно перевернуть и сказать: наличие религиозных представлений можно рассматривать как признак относительной сформированности собственно человеческих основ истории.

Религия в предыдущем очерчивании предстает перед нами как сложное, противоречивое социально-историческое явление, которое затрагивает важные, сокровенных человеческих вопросов. В религиозных представлениях и натхненнях содержатся в то же время и творческие импульсы, и некоторая відчудженість, отстраненность от привычной жизненной реальности. Сегодняшнюю человека с ее высокой технической вооружению не могут не поражать предметы древних культур и цивилизаций: многочисленные, часто - огромные каменные скульптуры, выполненные с высокой степенью совершенства, храмовые и культовые сооружения, которые имеют грандиозные масштабы, цели территории, упорядоченные многочисленными архитектурными ансамблями. Таких памятников очень много, хотя, как мы понимаем, было гораздо больше. Что заставило людей, которые, как нам представляется, были довольно примитивными, обреченными к тому же бороться за элементарное выживание, - что заставило их отдавать безумные усилия такого рода деятельности? - На этот вопрос сегодня есть только одна приемлемая ответ: люди делали это не ради сиюминутных повседневных нужд, не ради самих себя, а ради установления связей с теми силами и энергиями, которые они считали могущественными, первыми принципами бытия себя и мира. Если такой ответ оправдана хотя бы частично (а у ученых нет сомнения в том, что грандиозные сооружения древности в своем большинстве являются культовыми, религиозными), то было бы нелепо отрицать жизненную энергетику религии. Однако, как уже было отмечено, ее обнаружения в реальной истории человечества возникают довольно противоречивыми.


Итак, религии принадлежит достойное место в системе человеческой социальной истории. Она сопровождает человечество на всех основных этапах его цивилизованного существования, ярко демонстрируя при этом свою социально-историческую природу. То есть она имеет разнообразные культурные и региональные формы проявления, а также возникает исторически переменной.
2. …. религии
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций.Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрния которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации, «тайнозрении».