ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Институты социализации - это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений, организаций, функционирование которых направлено на развитие индивидов, прежде всего путем образования и воспитания. В первую группу входят институты первоначального развития природных свойств человека. ( семья и дошкольные детские учреждения ( до 6-7 лет). Семья влияет на политические ориентации ребенка, формирует активного или пассивного участника политического процесса. Это период ранней социализации - вторую группу институтов социализации образуют институты обучения ( до 18-25 лет). За это время люди достигают умственной зрелости, приобретают основные социальные качества, и с связи с этим признаются полностью дееспособными. Это подготовительная фаза жизненного пути. Третья группа институтов схватывает период жизнедеятельности зрелых людей - уже личностей. Его границами можно считать начало трудовой деятельности и ее окончание.
В качестве средства социализации выступают социальные нормы. Действие соц.норм состоит: 1 в установлении типов (образцов) общественно значимого поведения. 2 в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества, а за пределами которых противоречит им. . в политической социализации огромную роль играют нормы права, т.к. право опосредует важнейшие экономические, моральные отношения, направленные на развитие и совершенствование общества- Оказывая воздействие на общественные отношения, нормы права в определенной мере предопределяют весь процесс социализации. Также они определяют возможное поведение человека, устанавливают меру обязательного поведения.. Непосредственное воздействие норм права на социализацию индивида происходит в различных формах: путем установления правового статуса личности, путем наделения кругом прав и обязанностей участников правоотношений, путем привлечения к юридической ответственности лиц, нарушившим правопорядок. Огромную роль в политической социализации играют средства массовой информации. Они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший промежуток времени.
Реализацию политической социализации в действиях, поступках, помыслах можно представить: интерес к политической информации, привычка к политическим оценкам происходящего в мире, стране, потребность в политических знаниях и т.д.
Социализация предполагает адаптацию человека к изменяющимся условиям. Процесс социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивида. По мере накопления соц. опыта, происходит постоянное видоизменение или упрочнение жизненных позиций индивида. политическая социализация может принимать форму явной (непосредственная передача данных, информации, ценностей) или скрытой (передача неполитических установок, которые влияют на отношение и подходы к объектам) передачи опыта.
8 тема. демократический политический режим
1.
Политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым социальным институтам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.
Выделяют две основные формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная. Прямая демократия предполагает реализацию власти самим народом без политических посредников. Это объясняет название данной формы – «непосредственная демократия». Она проводится в жизнь посредством институтов прямой демократии: референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, сходы и собрания граждан, петиции, митинги, демонстрации.
принципы демократии
Народовластие
Принцип большинства
Уважение прав меньшинства
Принцип политического плюрализма
Гласность
Принцип правового и политического равенства граждан
Демократическая политическая культура
Свободные выборы
Принцип парламентаризма
2. основные теории демократии
Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитезис буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план выдвигала гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности. Согласно пролетарской теории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) демократия и свобода предусматриваются только для «трудящихся масс», прежде всего для пролетариата. В центр внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской и речь не идет. Провозглашалась диктатура одного класса – пролетариата в отношении другого – буржуазии, союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов. Внимание акцентировалось на руководящей роли рабочего класса. Пролетарская теория игнорировала общегражданский консенсус и развивала классовую конфронтацию.
Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70 годах XX века. (Р. Аллен, Г. Даль, Н. Дюверже, Г. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 p. английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» – слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовных, религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между слоями лишены антагонизма. Для отображения специальных интересов создаются соответствующие заинтересованные группы – «группы давления». Это профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, пацифистские и патриотические организации, религиозные, спортивные и культурные объединения. Каждая «группа давления» действует в собственных интересах, а не руководствуется общей целью. Для удовлетворения интересов социальных страт, которые они представляют, «группы давления» принимают участие в политической жизни, используют всеобщее избирательное право, право на объединение в политические партии и общественно-политические организации, стремятся получить доступ к средствам массовой информации с целью формирования общественного мнения.
В конце 70-х – 80-х годах XX ст., в связи с упадком популярности теории «плюралистической демократии», некоторые ее давние сторонники (Г.Парсонс, Г.Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии.
Теория элитарной демократии возникла в 70-80-х годах XX века. на основе соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» (С.Келлер, В.Штаммер, Д.Рисмен). Ранняя теория слит («элита» – лучшее, отборное, избранное) разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Міхельсом (конец XIX – начало XX вв.). Ее основное положение – у власти находятся два класса: властвующие (элита) и народ (трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключением является предположение Г.Моски об обновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но это отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннего элитаризма. Ее идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует управление политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры. Согласно теории элит каждое общество не похоже на другое, вследствие различий в природе своих элит. Оно обусловлено, помимо прочих факторов, неравномерным разделением престижа, власти или почестей, связанных с политическим соперничеством.
Теория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералов и социал-демократов. В целом, оставаясь на позициях склонности к институтам и ценностям либерально-демократической модели общества, сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориям плюралистической и элитарной демократии. Они ставят своей задачей достичь высшей свободы и равенства. Отвергая взгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям, сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективного вовлечения граждан в процесс принятия политических решений. В качестве стимулирования политической активности низших слоев общества предлагается поднятие их общего образовательного уровня, обучение основам политической культуры. Сторонники теории партисипаторной демократии полагают, что можно избежать избрания легальным путем тираническое правление вследствие некомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать из политического процесса народные массы.