Файл: Концепция зеркального Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. При этом, однако, стимулируется выбор, заслуживающий одобрения и не наносящий какого-либо ущерба в пределах данного сообщества. Одной из форм убеждения выступаетвлияние, когда властвующий субъект добивается выполнения своей руководящей воли не путем угрозы, а постановкой таких требований, которые представляются подвластному обоснованными с точки зрения его собственных ценностей. Влияние осуществляется при помощи таких средств, как сдерживание, побуждение, активизация ответственности.Сдерживание– это показ подвластному субъекту негативных последствий его возможных поступков и утверждение нео бходимости воздержаться от их совершения.Побуждение, напротив, подразумевает моральную ориентацию на совершение действий, имеющих положительное значение для сообщества и входящих в него индивидов, и, соответственно, разъяснение ожидаемых позитивных результатов.Активизация ответственностипредполагает напоминание о нормативных ценностях сообщества, помогающее переориентировать поведение подвластных субъектов в соответствии с их представлениями о долге.Преобладание методов убеждения или влияния можно расценивать как показатель авторитетности, гибкости власти, а также ее легитимности, то есть признания массами в качестве необходимой и обоснованной.
2. формы власти и особенности политической власти
Формы политической власти:

  • государственная, партийная;

  • общественно-политических объединений и движений.

Особенности политической власти:

  • это нормативно закрепленная система социальных отно­шений;

  • политическое влияние служит средством (инструментом) социальных преобразований;

  • политико-властные отношения являются высшей фор­мой человеческого общения, направленного на удовлет­ворение общественных интересов;

  • политическое властвование представляет собой легитим­ное управление обществом институтами государства и участие граждан в этом процессе, регулируемое законами государства.


Социальное предназначение политической власти:

  • удовлетворение общественных интересов и потребностей;

  • управление обществом, активное содействие его стабиль­ности и прогрессу, реализации прав и свобод личности;

  • совершенствование общественных отношений на основе принципов и норм демократии и гуманизма;

  • обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов, обществен­ного контроля их деятельности;

  • защита, укрепление и развитие суверенной государствен­ности.

Политически господствующей силой в обществе является государственная власть. Это верховная (доминирующая) власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной власти проявляется в следующем.

  • Действует единая система институтов, наделенных леги­тимными функциями и полномочиями для управления обществом.

  • Государственная власть суверенна в отношениях с други­ми формами власти.

  • Только институты государства вправе обеспечивать кон­ституционный правопорядок, используя насильствен­ные средства и методы.

  • Государственная власть осуществляет непрерывное и ус­тойчивое политическое влияние на общество.

Источник государственной власти — народное волеизъяв­ление. Властные институты государства образуются в установ­ленном законом порядке. Они выполняют конкретные обязан­ности, наделены широкими полномочиями и располагают ре­сурсами общества для удовлетворения интересов граждан. Их решения обязательны для исполнения всеми социальными субъектами. Эта власть формирует систему законов и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, обладает правом на применение не только методов убеждения и стимулирования, но и принуждения (насилия).

Основные принципы организации и деятельности государ­ственных институтов:


  • разделение властей;

  • демократичность сотрудничества властных институтов;

  • законность;

  • принятие управленческих решений и обеспечение их ис­полнения;

  • гласность деятельности властных институтов, их подот­четность гражданам;

  • невмешательство государственных органов в деятель­ность общественных объединений.

Разделение властей означает распределение государственной власти между тремя независимыми ветвями — законодательной, исполнительной и судебной. Их функции и полномочия разграниче­ны; ветви обладают равной ответственностью и возможностью взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация это­го принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование «системы сдержек и противове­сов», предупреждающей злоупотребления властью.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

  • Легальностью использования силы в пределах государство;

  • верховенством , способностью проникновения в любые общественные процессы;

  • многоцентричностью власти (наличие одного центра принятия решения) ;

  • всеобщностью власти , которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах.

  • Многообразием ресурсов, где политическая власть, и особенно, государство используют не только принуждение, но и ресурсы (экономические, социальные и культурно-информационные).

Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли, а не просто влияние. Власть связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).

Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как легитимность.


Легитимность – это социально-культурная характеристика власти, основанная на признании права носителя власти. Это способность власти создавать условия для исполнения.

Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективна, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой политики. Именно потому, что легитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать свою власть, опираясь на определенные принципы. В сущности, правительство пытается создать ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности.

Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти.

Традиционная власть. Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок.

Харизматическая власть. Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р.

Рационально – правовая власть . Источник её законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например, в результате выборов.


Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка

Следует иметь в виду, что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие – то «чистые» типы, связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями. Кроме того, в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально – политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.
2. легитимность власти типы легитимности
Согласие народа с государственной властью, его добровольное признание за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Традиционная легитимность - исторически первый тип власти, которая основана на праве наследования престола. Эта легитимность возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще, в основном, монархиям. Подавляющая тяжесть традиций приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации традиционная легитимность во многом схожа с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти. С переходом к индустриальному обществу традиционный тип господства подменяется или подкрепляется специальными институтами, аппаратом, бюрократией.