Файл: Дача Учебнометодические материалы по дисциплине стилистика русского языка и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 9. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
синтаксической стилистики
▲теория
Информация 1
Стилистическое использование разных типов
простого предложения
Между разными типами простого предложения возможны синонимические отношения.
1) При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащем): Предлагаю объявить перерыв – Я предлагаю объявить перерыв; Тебе звонили – Тебе кто-то звонил.
2) Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными, при этом инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания: Этого не понять! – Этого не поймёшь.
3) Некоторые двусоставные предложения с переходным глаголом-сказуемым могут быть даны в варианте действительного или страдательного залога и в форме односоставного предложения: Река размыла берега – Берега размыты рекой – Рекой размыло берега. Предложения со страдательной конструкцией в современном русском языке чаще всего употребляются без указания на деятеля: Дома простроены в срок. Соглашение уже подписано.
4) Синонимичными могут быть повествовательные и вопросительные предложения: Неужели ты не можешь это сделать? – Ты можешь это сделать.
5) Могут выступать как синонимы также утвердительные и отрицательные предложения: Как же, буду я тебе помогать? – Я не буду тебе помогать.
Синтаксические синонимы часто различаются эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской.
● практика
Словарь
Упражнение 1. Дайте синонимические варианты данных предложений.
1) Разве можно кидаться в ледяную воду? 2) Зачем ружьё рабочему человеку? Ему нужны умелые руки. 3) Как жить? Разве этому можно научить?
Упражнение 2. Замените страдательные конструкции действительными.
1) В «Литературной газете» опубликована интересная статья. 2) Эти рассказы написаны талантливо. 3) На заводе заменено устаревшее оборудование. 4) Картина написана талантливым художником. 5) Солнце было закрыто тучей. 6) Слова поэта воспринимались с глубоким вниманием. 7) На митинге произносились пламенные речи.
Упражнение 3. Отметьте недочёты в строе простого предложения (смешение конструкций, нарушение связи между словами и др.). Определите характер ошибок; исправьте предложения.
1) Наши артисты приняли участие и стали лауреатами конкурса фольклорных ансамблей. 2) Внешний вид оборудования – первое впечатление о нашей продукции. 3) По плану намечено построить две больницы, четыре школы, десять детских садов, а также строительство дорог, мостов, озеленение посёлков и т. д.
▲теория
Информация 2
Согласование сказуемого с подлежащим
1) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если:
Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).
2) При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек …), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется:
Двадцать человек стояло в стороне.
Прошло сто лет.
3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
Уже много учеников посетило эту выставку.
4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят
(А. С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.
Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).
● практика
Словарь
Упражнение 4. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, какими соображениями вызван выбор той или иной формы.
1) Уже много карет проехало по этой дороге. 2) Большинство людей молчало. 3) Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 4) Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели на это. 5) Множество мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают. 6) Ребят удивляла и радовала эта замечательная поездка через всю страну. Большинство из них никогда не было дальше своей округи. 7) Между нашими странами был заключён ряд взаимовыгодных торговых соглашений и договоров. 8) Множество людей любовались этим ярким созвездием южного чёрного неба.
Упражнение 5. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.
1) На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причём большинство из них был… представителями стран-участниц. 2) Некоторая часть наших работников ещё нужда…тся в переподготовке. 3) Большинство спортсменов, не- смотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4) Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью. 5) Большинство представленных на конференции стран ещё недавно был… колониями. 6) Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.
Упражнение 6. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.
1) В современном здании Дома быта труд..тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 2) В работе семинара активно участвовал… 20 человек. 3) Все пять студентов пришл… вовремя. 4) В результате смелой операции патриотов был… убит… 9 солдат противника. 5) В стране работа…т более двух тысяч специалистов по реставрации музейных ценностей.
Упражнение 7. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сделайте исправления.
1) После случившегося отец с ребёнком решили перебраться в другой город. 2) Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь. 3) Писатель со своей семьёй провели лето в деревне. 4) Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения.
▲теория
Информация 3
Согласование определения с определяемым словом
1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.
Маша – большая сластёна.
Миша – большой сластёна.
2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?
Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.
Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.
Три углублённые в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин).
● практика
Словарь
Упражнение 8. Поставьте определение при существительных общего рода в нужной форме рода.
1) Мой брат – больш… сладкоежка! 2) Ну как… же она неряха!
3) Иванов был… кругл… сирота. 4) Мой друг неисправим… недотёпа. 5) Этот… забияка Андрей опять подрался.
Упражнение 9. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.
1) Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2) За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3) Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля. 4) (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5) Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнования.
▲теория
Информация 3
Стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения
● практика
Словарь
Упражнение 10. Определите характер ошибки в структуре сложных предложений. Исправьте эти ошибки.
1) Дума обвиняет его во многих процессах, то, что происходит в стране. 2) До сих пор среди персонала больницы, что располагается ныне в стенах этого дома, живёт эта легенда. 3) Самое неприятное, что иногда я начинаю думать, что она права, что вопрос этот совершенно неразрешим. 4) А значит, исчезнет та самая доброжелательная атмосфера, за которой и отдают детей в частные школы.
Упражнение 11. Из двух простых предложений составьте сложные предложения.
1) Ехать надо было через Томск. Поезд приходил в Томск в полдень. 2) Лес был совсем редкий. Он начинался сразу за селом. 3) Около станции нас догнал старик. Мы узнали в нём вчерашнего нашего знакомого. 4) Тишина была над полями. Ни одним звуком не нарушалась торжественность этой тишины. 5) На нашем пути попалось небольшое озеро. Вода в нём была мутная и невкусная. 6) Женщина резко повернулась. Гневом пылало её лицо.
Упражнение 12. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях; внесите стилистическую правку.
1) В субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция. 2) Докладчик обратил внимание на вопрос, что нередко поднимается на подобных совещаниях. 3) Желательно бы, чтобы на страницах нашей газеты выступили экономисты. 4) Эти товары трудно было представить, как они будут реализованы. 5) Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся настоящим патриотом, привёл интересное сравнение. 6) Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.
Упражнение 13. Из данных простых предложений составьте возможные сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
1) Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было много. 2) У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день. 3) На зарплату старшего научного сотрудника нельзя содержать семью. Сохранить научные кадры в России – большая проблема. 4) Я люблю свою родину. Мне придётся прожить остаток жизни вдали от России. 5) С трудом мы отыскали в горах эту хижину. В ней уже никого не было. 6) Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.
синтаксической стилистики
▲теория
Информация 1
Стилистическое использование разных типов
простого предложения
Между разными типами простого предложения возможны синонимические отношения.
1) При синонимии двусоставных и односоставных предложений двусоставное выбирается в том случае, когда необходимо сконцентрировать внимание на деятеле (подлежащем): Предлагаю объявить перерыв – Я предлагаю объявить перерыв; Тебе звонили – Тебе кто-то звонил.
2) Синонимия возможна также между разновидностями односоставных предложений, в частности между инфинитивными и обобщённо-личными, при этом инфинитивные предложения отличаются большей категоричностью высказывания: Этого не понять! – Этого не поймёшь.
3) Некоторые двусоставные предложения с переходным глаголом-сказуемым могут быть даны в варианте действительного или страдательного залога и в форме односоставного предложения: Река размыла берега – Берега размыты рекой – Рекой размыло берега. Предложения со страдательной конструкцией в современном русском языке чаще всего употребляются без указания на деятеля: Дома простроены в срок. Соглашение уже подписано.
4) Синонимичными могут быть повествовательные и вопросительные предложения: Неужели ты не можешь это сделать? – Ты можешь это сделать.
5) Могут выступать как синонимы также утвердительные и отрицательные предложения: Как же, буду я тебе помогать? – Я не буду тебе помогать.
Синтаксические синонимы часто различаются эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской.
● практика
Словарь
кидаться – кинуться (куда?) ружьё умелые руки пламенная речь фольклорный ансамбль озеленение посёлков | |
Упражнение 1. Дайте синонимические варианты данных предложений.
1) Разве можно кидаться в ледяную воду? 2) Зачем ружьё рабочему человеку? Ему нужны умелые руки. 3) Как жить? Разве этому можно научить?
Упражнение 2. Замените страдательные конструкции действительными.
1) В «Литературной газете» опубликована интересная статья. 2) Эти рассказы написаны талантливо. 3) На заводе заменено устаревшее оборудование. 4) Картина написана талантливым художником. 5) Солнце было закрыто тучей. 6) Слова поэта воспринимались с глубоким вниманием. 7) На митинге произносились пламенные речи.
Упражнение 3. Отметьте недочёты в строе простого предложения (смешение конструкций, нарушение связи между словами и др.). Определите характер ошибок; исправьте предложения.
1) Наши артисты приняли участие и стали лауреатами конкурса фольклорных ансамблей. 2) Внешний вид оборудования – первое впечатление о нашей продукции. 3) По плану намечено построить две больницы, четыре школы, десять детских садов, а также строительство дорог, мостов, озеленение посёлков и т. д.
▲теория
Информация 2
Согласование сказуемого с подлежащим
1) При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если:
-
существительное обозначает неодушевлённые предметы (Ряд столов стоял ...); -
не подчёркивается активность действующих лиц (Большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для подчёркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).
2) При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек …), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчёркивается активность действующих лиц.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных (А. С. Пушкин).
Форма единственного числа сказуемого употребляется:
-
при подчёркивании пассивности действующих лиц:
Двадцать человек стояло в стороне.
-
если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевлённый предмет или животное:
Прошло сто лет.
3) Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
Уже много учеников посетило эту выставку.
4) Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчёркивает равноправность, активность действующих лиц.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят
(А. С. Пушкин).
Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.
Жил старик со своею старухой (А. С. Пушкин).
● практика
Словарь
карета морские обитатели округа созвездие делегат переподготовка колония самоотверженно портной парикмахер сервис реставрация перебираться – перебраться (куда?) отправляться – отправиться (куда?) | |
Упражнение 4. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, какими соображениями вызван выбор той или иной формы.
1) Уже много карет проехало по этой дороге. 2) Большинство людей молчало. 3) Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 4) Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели на это. 5) Множество мельчайших морских обитателей живут один год и к зиме умирают. 6) Ребят удивляла и радовала эта замечательная поездка через всю страну. Большинство из них никогда не было дальше своей округи. 7) Между нашими странами был заключён ряд взаимовыгодных торговых соглашений и договоров. 8) Множество людей любовались этим ярким созвездием южного чёрного неба.
Упражнение 5. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим.
1) На конгрессе присутствовал… 117 делегатов, причём большинство из них был… представителями стран-участниц. 2) Некоторая часть наших работников ещё нужда…тся в переподготовке. 3) Большинство спортсменов, не- смотря на усталость, был… готов… к новым играм. 4) Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью. 5) Большинство представленных на конференции стран ещё недавно был… колониями. 6) Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно.
Упражнение 6. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.
1) В современном здании Дома быта труд..тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса. 2) В работе семинара активно участвовал… 20 человек. 3) Все пять студентов пришл… вовремя. 4) В результате смелой операции патриотов был… убит… 9 солдат противника. 5) В стране работа…т более двух тысяч специалистов по реставрации музейных ценностей.
Упражнение 7. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сделайте исправления.
1) После случившегося отец с ребёнком решили перебраться в другой город. 2) Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь. 3) Писатель со своей семьёй провели лето в деревне. 4) Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения.
▲теория
Информация 3
Согласование определения с определяемым словом
1. Определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным.
Маша – большая сластёна.
Миша – большой сластёна.
2. Очень часто возникает вопрос, в какую форму поставить определение, если при существительном есть числительные два, три, четыре. Как правильно: Два новых дома или Два новые дома?
Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относятся к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.
Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.
Три углублённые в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле (А. С. Пушкин).
● практика
Словарь
сладкоежка неряха сирота недотёпа забияка финал соревнований | |
Упражнение 8. Поставьте определение при существительных общего рода в нужной форме рода.
1) Мой брат – больш… сладкоежка! 2) Ну как… же она неряха!
3) Иванов был… кругл… сирота. 4) Мой друг неисправим… недотёпа. 5) Этот… забияка Андрей опять подрался.
Упражнение 9. Выберите нужную форму, объясните свой выбор.
1) Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2) За три (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3) Поступили в продажу две (новые, новых) модели автомобиля. 4) (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5) Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнования.
▲теория
Информация 3
Стилистические ошибки, связанные с нарушением синтаксической конструкции сложного предложения
-
Сочетание одного из членов предложения и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Надо выяснить причины происшедшего и какие следует сделать выводы. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки. -
Употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но, однако реализовать этот проект пока невозможно. Он утверждает, что будто бы самолёт был неисправен. -
Неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказана вина этого человека (вместо если нужен союз когда). -
Неуместно повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, всё закончилось бы благополучно). -
Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. Сравните: Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. -
Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении: Самое трагичное (то), что выхода из создавшегося положения нет. -
Контаминация (смешение) прямой и косвенной речи: Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной в кино. Нельзя забывать, что при преобразовании прямой речи в косвенную меняется форма местоимения: Сосед по парте спросил, кто пойдёт с ним в кино.
● практика
Словарь
Дума персонал больницы мутная вода гнев патриот малина континент в разгаре рабочий день хижина Утро вечера мудренее эпидемия поручение знания и навыки впоследствии | |
Упражнение 10. Определите характер ошибки в структуре сложных предложений. Исправьте эти ошибки.
1) Дума обвиняет его во многих процессах, то, что происходит в стране. 2) До сих пор среди персонала больницы, что располагается ныне в стенах этого дома, живёт эта легенда. 3) Самое неприятное, что иногда я начинаю думать, что она права, что вопрос этот совершенно неразрешим. 4) А значит, исчезнет та самая доброжелательная атмосфера, за которой и отдают детей в частные школы.
Упражнение 11. Из двух простых предложений составьте сложные предложения.
1) Ехать надо было через Томск. Поезд приходил в Томск в полдень. 2) Лес был совсем редкий. Он начинался сразу за селом. 3) Около станции нас догнал старик. Мы узнали в нём вчерашнего нашего знакомого. 4) Тишина была над полями. Ни одним звуком не нарушалась торжественность этой тишины. 5) На нашем пути попалось небольшое озеро. Вода в нём была мутная и невкусная. 6) Женщина резко повернулась. Гневом пылало её лицо.
Упражнение 12. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях; внесите стилистическую правку.
1) В субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция. 2) Докладчик обратил внимание на вопрос, что нередко поднимается на подобных совещаниях. 3) Желательно бы, чтобы на страницах нашей газеты выступили экономисты. 4) Эти товары трудно было представить, как они будут реализованы. 5) Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся настоящим патриотом, привёл интересное сравнение. 6) Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.
Упражнение 13. Из данных простых предложений составьте возможные сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
1) Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было много. 2) У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день. 3) На зарплату старшего научного сотрудника нельзя содержать семью. Сохранить научные кадры в России – большая проблема. 4) Я люблю свою родину. Мне придётся прожить остаток жизни вдали от России. 5) С трудом мы отыскали в горах эту хижину. В ней уже никого не было. 6) Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.