Файл: Дача Учебнометодические материалы по дисциплине стилистика русского языка и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7. Основные проблемы
лексической стилистики
▲теория
Информация 1
-
Синонимы – это слова, близкие или одинаковые по смыслу, называющие одно и тоже понятие, но различающиеся оттенками значения, стилистической окраской и написанием. -
Неправильное использование синонимов приводит к плеоназму (Надо эту работу закончить и завершить) и тавтологии (Вы осмелились смело заявить об этом на всю страну). -
Многозначность слова (полисемия) – способность слова иметь два и более значений. Ненамеренная многозначность, которая не снимается контекстом, является стилистической ошибкой, т. к. затрудняет восприятие текста, вводит читателя в заблуждение. Например, нельзя сказать: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлёкся, или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко. -
Омонимы – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разные значения. Омонимы могут быть причиной двусмысленности. Например, в предложении Ребёнок требует ухода матери непонятно, о чём идёт речь: ребёнок требует заботы или хочет, чтобы мать ушла. -
Антонимы – это слова, различные по звучанию и противоположные по значению. -
Антонимы – яркое, выразительное средство языка. -
Паронимы – это однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию, но отличающие аффиксами и не совпадающие по значению: одеть – надеть, главный – заглавный. Смешение паронимов является стилистической ошибкой. Например, Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.
Невежа –грубый, невоспитанный человек.
Невежда – необразованный, малосведущий человек.
Следовательно, человек, не разбирающийся в искусстве, – невежда.
● практика
Словарь
малость переигрывать в спектакле (разг.) поведать громко оглушительно способный одарённый худощавый худой стремление к обогащению страсть к наживе раздражение гнев удивить поразить обмануть перехитрить много множество обстановка – 1. Мебель 2. Обстоятельства, ситуация размножение подобрать – 1. Поднять 2. Выбрать снять – 1. Удалить с тела 2. Сделать фото (снимок) череп | |
Упражнение 1. Укажите ошибки, возникшие в результате неумения использовать синонимы. Исправьте предложения.
-
Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу.
2) Ученики малость переигрывают в новом спектакле. 3) Я мыслю, что сдам экзамены. 4) Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя.
Упражнение 2. Вместо точек вставьте синонимы к выделенным словам.
1) «Ты действительно проделал большую работу». – «Не большую, а …». 2) Его голос звучал не просто громко, он звучал … 3) Журавлёв не только способный ученик, он … … 4) Это не просто хороший способ, а … 5) Если лет десять назад он был худощавый, то теперь он совсем … 6) Его стремление к обогащению теперь превратилось в … … 7) Его раздражение переросло в … 8) Вид у него был не только печальный, а просто …
Упражнение 3. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.
1) Эта картина удивила меня. 2) Пейзаж был очень красивый. 3) Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4) Девушка плакала, умоляя о помощи. 5) Так поступить мог только неумный человек. 6) Не пытайтесь меня обмануть. 7) Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.
Упражнение 4. Найдите ошибки в употреблении многозначных слов. Исправьте предложения.
1) Обстановкавыглядит мрачной. 2) Время размножения с 15 до 17 (объявление о работе ксерокса). 3) За год учёбы мы потеряли шесть студентов. 4) Продавца можно подобрать и в самом посёлке. 5) Снимите череп и обратитесь к хирургу (объявление в поликлинике).
Упражнение 5. Определите стилистическую роль антонимов в следующих пословицах. Придумайте ситуации с этими пословицами.
1) Кто не успел, тот опоздал. 2) Поменьше говори, побольше услышишь. 3) Бери, пока дают. 4) Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. 5) Маленькое дело лучше всякого безделья. 6) Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. 7) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Словарь
представить – 1. Дать, вручить (отчёт, справку) 2. Познакомить с кем-либо 3. Наградить (орденом) 4. Считать, называть 5. Показать 6. Копировать 7. Являться предоставить – 1. Выделить (квартиру) 2. Дать возможность делать что-либо (дать возможность решить) чудак фестиваль соловей главный (важный, основной) заглавный (относящийся к заглавию) одеть (кого?) + одушев. сущ.: брата, сестру. надеть (что?) + неодуш. сущ.: платье, пальто. маскарадный костюм источник (водная струя) исток (перен.) – начало чего-либо ракетостроение признательность (чувство благодарности) признание (положительная оценка) душевный (психологический) духовный (нравственный) командировочный (относящийся к командировке) командированный (получивший командировку) удостоверение лицо (передняя часть головы) личность (характер) прийти (явиться) зайти (побывать где-нибудь недолго) эффективный (результативный) эффектный (красивый) чехол нежилой вид комнаты | |
Упражнение 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить – предоставить.
1) Мне … квартиру (дали, выделили). 2) … вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). 3) Нужно срочно … отчёт о работе (дать, вручить …). 4) … вам моего друга (знакомлю). 5) Отца … к ордену (наградили). 6) Все меня … чудаком (считают, называют). 7) Фильм был … на фестивале (показан). 8) Актёр умел … пение соловья (копировать). 9) Этот дом … собой небольшой замок (является).
Упражнение 7. Выберите из приведённых паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1) Отчёт (представляется – предоставляется) в двух экземплярах.
2) Актриса играл (главную – заглавную) роль в фильме «Анна Каренина». 3) Девочка (одела – надела) маскарадный костюм.
Упражнение 8. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1) Учёный стоял у источников ракетостроения. 2) Артист завоевал признательность зрителей. 3) Главное для писателя – душевный мир человека. 4) Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании». 5) Командировочному пришлось долго ждать оформление документов.
Упражнение 9. Дайте стилистическую оценку употреблению глаголов одеть – надеть; если необходимо, исправьте предложения.
1) Зима одела землю снегом (перен. – покрыть сверху). 2) На мебель были надеты чехлы, и это придавало комнате нежилой вид. 3) После завтрака он одел сына и вышел с ним на улицу.
Тема 8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ
▲теория
Информация 1
Нормы употребления рода существительных
1) В русском языке есть существительные общего рода (их около 200). Они могут употребляться как в значении женского, так и в значении мужского рода: плакса, задира, умница, молодчина, жадина, сирота, обжора, запевала, соня, ябеда, растяпа. Например: Он такой умница. Она такая умница.
2) Существительные мужского рода, обозначающие лиц по роду деятельности или профессии (педагог, врач, доктор, учитель, адвокат, судья, прокурор, инженер, банкир, менеджер, предприниматель, лауреат, режиссёр и т. д.) согласуются с прилагательными в форме мужского рода
, а с глаголами в форме мужского или женского рода (в зависимости от принадлежности лица к мужскому или женскому полу). Например: Опытный адвокат Иванова выиграла процесс. Опытный адвокат Иванов выиграл процесс.
3) Несклоняемые названия предметов, неодушевлённые существительные – это по преимуществу слова среднего рода:кафе, какао, эскимо, жюри, пианино, фойе, кино, такси, метро. Но есть среди несклоняемых неодушевлённых существительных и слова других родов:авеню – ж.р. (широкая улица, обсаженная деревьями), салями – ж.р. (твёрдая, копчёная колбаса), кольраби – ж.р.(капуста), хинди – м.р. (один из индийских языков).
-
Мужской или женский род у неодушевлённых несклоняемых существительных появляется под влиянием рода слова, обозначающего более общее понятие.
4) Несклоняемые географические названия, а также некоторые другие имена собственные (например, названия газет) имеют род, соответствующий роду существительного, обозначающего более общее понятие: Тбилиси, Чикаго (города, м.р.), Янцзы, Миссисипи (реки, ж.р.), «Юманите», «Таймс» (иностранные газеты, ж.р.).
5) Сложносокращённые слова имеют род главного слова: СНГ – Содружество Независимых Государств, ср. р.
● практика
Словарь
дизайнер модельер кассир бухгалтер лауреат забияка неряха умница капризуля финский салями авеню хинди заморский кольраби МХАТ (Московский художественный академический театр) ТЮЗ (Театр юного зрителя) УДН (Университет дружбы народов) АЭС (Атомная электростанция) Гоби «Юманите» Перу эсперанто Сочи Сухуми | |
Упражнение 1. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления наименования лиц. Исправьте предложения.
1) Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2) Кассирша опять долго отсутствовала. 3) Главная бухгалтер закончила работу. 4) Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6) Выступила лауреатка второй премии из Японии.
Упражнение 2. Определите род выделенных существительных и согласуйте с ними в роде прилагательные, местоимения.
1) Этот малыш – ужасн… забияка.
Эта малышка – ужасн… забияка.