Файл: Дача Учебнометодические материалы по дисциплине стилистика русского языка и культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Нельзя быть девочке так… неряхой.
Нельзя быть мальчику так… неряхой.
3) Сережа – больш… умница.
Наташа больш… умница.
4) Ваш сын – ужасн… капризуля.
Ваша дочь – ужасн… капризуля.
Упражнение 3. Определите род несклоняемых существительных. Свой выбор обоснуйте.
1) А по утрам на столе, как всегда, появлял...сь(ся) тоненьк… финск… салями. 2) Широк… авеню в тот час, когда машины не создают пробок, привлекал… множество водителей. 3) Хинди официально принят… в Индии. 4) Бледно-зелён… заморск… кольраби – особый вид капусты.
Упражнение 4. Употребите в прошедшем времени глаголы, данные в скобках. Обозначьте род аббревиатур.
1) ТОГУ (объявить) набор студентов. 2) МХАТ (поставить) пьесу Чехова. 3) ТЮЗ (открыть) новый театральный сезон. 4) УДН (собрать) в своих аудиториях студентов из разных стран. 5) АЭС (дать) электрический ток. 6) Гоби (раскинуться) в Монголии.
▲теория
Информация 2
Употребление падежных форм существительных
1) Некоторые существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа наряду с окончанием –а(-я) имеют окончание –у (-ю): производство сыра – кусок сыру, посевы чая – стакан чаю.
Окончание –у (-ю) характерно для существительных, обозначающих вещество при указании на часть этого вещества: сбор винограда – килограмм винограду. Если при существительном стоит определение, то обычно употребляется форма на –а, -я: килограмм чёрного винограда.
Окончание –у (-ю) характерно также для собирательных существительных неопределённого множества: много народу.
2) В предложном падеже единственного числа имён существительных возможны окончания –у(ю) или –е.
Варианты с окончанием на –у распространены лишь в сочетании с предлогом в и на при обозначении места, реже – состояния или времени действия: в шкафу, на берегу, в жару, в цвету, в году.
Лишь немногие слова допускают свободное варьирование окончания –е и –у: отпуск,грунт, холод, цех, чай и др. Эти варианты различаются в основном сферой применения. Варианты на –е употребляются в письменной речи: в отпуск
е, в грунте, на холоде, в цехе, в чае. Варианты на –у имеют разговорную или просторечную окраску: в отпуску, в грунту, на холоду, в цеху, в чаю.
● практика
Словарь
табак зажигалка навалило снега виртуальный присказка пряники сковорода горячий цех золотистые чаинки стальной круг горячий бред астрономический год китовый жир | |
Упражнение 5. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.
1) Стакан ча… . Выпить ча… 2) Ложка сахар… . Производство сахар…. 3) Много народ… . История народ… . 4) Банка лак… . Изготовление лак… .
Упражнение 6. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.
1) Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. 2) Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча… 3) Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград… 4) За ночь навалило снег…, так что не пройти к дому.
Упражнение 7. Определите, чем отличаются вариантные формы предложного падежа имени существительного на –у(ю) и на –е. Дайте стилистическую характеристику этих форм.
1) Златая цепь на дубе том. (А. П.) 2) Новая книга поэта Андрея Вознесенского называется «На виртуальном ветру». 3) У Юриной бабушки была присказка: «Бой в Крыму, всё в дыму, ничего не видно». 4) Эти пряники готовятся на мёде (меду). 5) В сковороде с особым покрытием не нужно жарить пищу на жиру (жире). 6) В мёде (меду) содержится много витаминов. 7) Каждый год в августе все преподаватели в отпуске (отпуску) 8) Он работал всю жизнь в горячем цехе (цеху). 9) В чае (чаю) плавало несколько золотистых чаинок.
10) Серёжа простудился, потому что долго простоял на ветре (ветру).
Упражнение 8. Сопоставьте словосочетания и назовите смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных.
В прямом угле – в тёмном углу; в двадцатом веке – на своём веку; в стальном круге – в дружеском кругу; в бреде больного – в горячем бреду; в одном астрономическом годе – в нынешнем году; в китовом жире – весь в жиру; в «Русском лесе» – в тёмном лесу; в «Вишнёвом саде» – в нашем саду.
▲теория
Информация 3
Употребление форм числа существительных
Многие существительные имеют вариантные нормы в употреблении форм числа. Например, существуют варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных мужского рода. С нулевым окончанием употребляются обычно следующие существительные:
-
названия лиц по принадлежности к национальным группам: болгар, грузин; -
названия парных предметов, предметов, состоящих из нескольких частей: ботинок, брюк, погон; -
существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, потёмок, сумерек.
Окончание -ов имеют:
-
названия многих народов: греков, монголов; -
названия овощей, фруктов: ананасов, бананов, лимонов, томатов; -
названия отвлечённых понятий: комментариев, критериев.
Некоторые слова имеют вариантные формы. С нулевым окончанием эти слова употребляются в основном в устной речи (грамм, килограмм, апельсин); с окончанием –ов – в письменной (граммов, килограммов, апельсинов).
● практика
Словарь
узкий разрез глаз округа рельсы (Род. п. мн. ч. – рельсов) кетчуп чулки (Род. п. мн. ч. – чулок) носки (Род. п. мн. ч. – носков) макароны (Род. п. мн. ч. – макарон) мандарины (Род. п. мн. ч. – мандаринов) лимоны (Род. п. мн. ч. – лимонов) апельсины (Род. п. мн. ч. – апельсинов) баклажаны (Род. п. мн. ч. – баклажанов) джинсы (Род. п. мн. ч. – джинсов) консервы (Род. п. мн. ч. – консервов) | |
Упражнение 9. Выберите форму родительного падежа множественного числа имени существительных.
1) (Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое лицо. 2) Взвод (солдаты) маршировал на плацу. 3) Топот солдатских (сапоги) раздавался по всей округе. 4) От сильного удара поезд сошёл с (рельсы).
5) Для приготовления кетчупа надо много первосортных (помидоры). 6) На складе магазина огромный запас (чулки) и (носки).
Упражнение 10. Поставьте существительные в скобках в родительном падеже множественного числа.
1) Он всех принимал одинаково радушно: (русские), (грузины), (англичане). 2) Сейчас трудно даже себе представить, что было такое время, когда не было (джинсы) и женских (сапоги). 3) Без (комментарии) этот текст непонятен. 4) На всех не хватило одной баночки рыбных (консервы). 5) Возможно, (критерии) истины не существует.
▲теория
Информация 4
Употребление полных и кратких прилагательных
К стилистическим проблемам употребления полных и кратких прилагательных относят следующие:
1) В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных.Недопустимо, например, такое предложение: Он добрый, но слабоволен.
2) Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны.
3) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный. Например: Девушка красивая (вообще). Девушка красива (в данный момент).
4) При образовании краткой формы от прилагательных на –енный наблюдаются колебания. Например: искусственный – искусствен, искусственен;торжественный – торжествен,торжественен.
В настоящее время эти варианты равноправны, но более употребительным является усечённая форма на –ен. Лишь в некоторых случаях правильной является форма на –енен: искренний – искренен, неизменный – неизменен, откровенный – откровенен.
● практика
Словарь
своевременный (кр. ф. - своевременен) очевидный требовательный нежелательный естественный (кр. ф. – естествен) величественный (кр. ф. – величествен) ответственный (кр. ф. – ответствен) легкомысленный (кр. ф. – легкомыслен) торжественный (кр. ф. – торжествен, торжественен) | |
Упражнение 11. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
1) Лектор (известен, известный) своими выступлениями. 2) Требования к ученикам (своевременны, своевременные). 3) Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 4) Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 5) Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 6) Место секретаря сейчас (свободно, свободное).
Упражнение 12. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
1) Актёр был (естествен, естественен) в своём поведении. 2) Старый лес (величествен, величественен). 3) Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика. 4) Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен). 5) Момент был для всех (торжествен, торжественен).
▲теория
Информация 5
Употребление степеней сравнения прилагательных
При употреблении степеней сравнения прилагательных необходимо учитывать следующие правила:
1) Возможны книжный и разговорный варианты простой формы сравнительной степени: бойче – бойчее (разг.), звонче – звончее (разг.), ловче – ловчее (разг.).
2) Со словами более и менеене могут сочетаться формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения. Нельзя, например, сказать:более скромней, более длиннейший, менее красивейший.
3) Со словами наиболее, наименее и самый не следует употреблять формы простой сравнительной и простой превосходной степеней сравнения. Нельзя, например, сказать: наименее откровенный, самый опаснейший.
Упражнение 13. Исправьте предложения. Объясните ошибки.
1) Он был горяч, полный жизни. 2) Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3) Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4) Разработка новой темы становится всё более интенсивнее. 5) Более быстрее развивается машиностроение. 6) Один брат – шумный, другой – тих. 7) Эта книга плохее, чем та.
Упражнение 14. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.
1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2) Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. 3) Алёна гораздо красившее Татьяны. 4) Такой зонт более женский, чем мужской. 5) Надо вести себя скромнейше и простее. 6) Он из вас был самый честнейший. 7) Первее всего нужно доделать то, что мы начали.