Файл: Модели речевого поведения преподавателя в условиях школы диалога культур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Идея урока – в воспроизведении ситуации  незнания, неустранимого вопроса.

- Каждый ученик экспериментирует с образами, что углубляет парадоксальность учебной проблемы.

- Учитель внимательно выслушивает все возможные варианты  решения проблемы. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных логик и форм мышления (античное образное «умное видение»; средневековое понимание как умение; познавательное экспериментирование нового времени; парадоксальная дополнительность мышления XX века). Цель: не решить проблему, а углубить её, вывести на вечные проблемы бытия.

- Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур13

Структурные элементы урока-диалога также выделяет методист Е.Н. Ковалевская:

«1. Погружение участников диалога в личностные смыслы, психологическая адаптация к предстоящей эстетической и познавательной деятельности.

2. Обозначение темы урока и его установок (задается культурное пространство диалога).

3. Осознание учащимися своих собственных впечатлений, мыслей об изучаемом, возникновение в сознании школьника вопросов себе и другим. Поддерживание учебной ситуации, обеспечивающей включение учащегося в культурное пространство урока.

4. Оформление речевых высказываний и взаимный обмен смыслами, создание смыслового поля.

5. Возникновение новых учебных ситуаций в сфере многоголосья мнений, суждений, наблюдений, открытий по ходу движения понимания»14.

Обучение в ШДК не ведется по учебнику и вторичным источникам, важны реальные исторические и художественные тексты. Итоги работы могут быть оформлены в виде текстов (понятие текста трактуется широко, как это предлагает М. Бахтин). Это может быть сочинение, рисунок мыслей и образов, эйдос-конспект, рефлексивная карта, кластер, дерево идей, изобретение «логического стула», написание научной статьи, сочинение настоящей взрослой пьесы и т.д. В ШДК протоколируются все уроки и детские произведения: изобразительные, музыкальные, сценические, речевые. Тексты фиксируются с помощью аудио и видео, а потом обсуждаются с детьми.

Концепция ШДК еще в 1970-е годы вызвала интерес у ряда учителей. В.Ф. Литовский оказал важное значение для развитии теории ШДК. В конце 1970-х годов начались практические занятия в школе № 144 г. Харькова. Исследовательскую работу проводили И.М. Соломадин, В.А. Ямпольский, Г.В. Згурский. Несмотря на трудности, отсутствие финансирования, ШДК развивается и в 1980-х, и в 1990-х годах. ШДК имела экспериментальные площадки в 106 школе г. Красноярска (1-9 кл., учитель С.Ю. Курганов), учебном центре «Диалог» г. Новосибирска (Ю.Л Троицкий.), школе «Зимородок» г. Новосибирска (1-6 кл., учителя Н.И. Кузнецова, В.И.Касаткина), 7 школе г. Чайковского (начальные классы, директор А.С. Куляпин), в культурологическом лицее № 1310 Москвы (директор Т.Б. Михайлова), в школе «Умка» Новосибирска (Н.И. Кузнецова и В.Г. Касаткина)
15.

Создается бумажная школа – циклы воображаемых уроков-диалогов, ориентированных на разные классы. Циклы написаны в форме учебных пособий.

Задачи современной школы, школы, принципиально не совпадают с теми, что школа решала на протяжении последних трёх тысячелетий. Для ШДК характерно не свёртывание, а развертывание информации: выведение схемы в алгоритм, алгоритма – в задачу, задачи – в загадку.

Учебная деятельность в ШДК ставит перед собой следующие задачи:

- закрепление (а не преодоление) прошлого опыта учащегося;

- укоренение (а не снятие) возрастных и культурных типов сознания учащегося (детского, отроческого, юношеского) в форме спора с другими участниками внутреннего процесса мышления;

- воспроизведение диалога разных культурных типов учебной деятельности;

- формирование «учёного незнания», т.е. современного представления о знании как о системе вопросов;

- формирование осознания различий между пониманием предмета, характерным для той или иной эпохи, и реальным предметом, лишь частично ассимилируемым познающим субъектом;

- осознание специфики понимания, присущей разным культурам16.

Следует отметить, что задачи ШДК не совпадают с задачами Школы развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, поскольку последняя базируется на философской основе марксистско-гегелевской диалектики, для задач новейшего времени этого мало. Новизна ШДК по сравнению со Школой развивающего обучения в следующем:

- человеческая деятельность носит самоустремлённый характер;

- цель человеческой деятельности формируется не будущим, а настоящим;

- деятельность субъекта не тождественна самому субъекту, человек не исчерпывается своей деятельностью;

- познающий человек стремится преобразовать действительность для её понимания, а не понимает действительность для её преобразования17.

Актуализируется возможность понимания с помощью развития у школьника 4 способностей:

- способности понимания,

- способности непонимания,

- способности остановиться перед началом деятельности,

- способности изменить свою деятельность18.

Таким образом, в ШДК школьник творит собственные культурные ценности, соотнося их с уже близкими ему по возрасту и психологии19. Ученики сами вырабатывают наиболее характерные достижения для каждой из этих культур. ШДК способствует возвращению школе целей и задач научно исследовательского учреждения.


1.2. Методологические задачи речевого поведения учителя-диалогиста

М.С. Каган рассматривал диалог как оптимальную форму духовного общения людей в реальной жизни. Ю.М. Лотман ввел понятие семиосферы по аналогии с ноосферой Вернадского. На стыке философии и лингвистики М.М. Бахтин разработал концепцию диалога культур. Диалогизм – сущностная черта человеческого бытия. В диалоге «человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть». Быть – значит общаться диалогически, поэтому диалог не должен кончаться никогда. Соприкосновение и противоборство точек зрения в процессе диалога ведет к кристаллизации отстаиваемых идей, к их обогащению и синтезу. Чем содержательнее диалог, тем богаче становится каждый из его участников20.

Учитель-диалогист на уроке должен создать ситуацию общения. Виды общения бывают разными. По положению собеседников оно может быть контактным и дистантным. По наличию опосредующего аппарата – непосредственным и опосредованным. С точки зрения языка общение может быть устным и письменным. С точки зрения организации текста оно может быть диалогическим и монологическим. С точки зрения межличностного группового общения оно может быть в форме диалога или полилога. Общение может быть частным, непринужденным и официальным, свободным и с соблюдением жестких правил, кооперативным и конфликтным. Общение может быть информативным и фатическим (направлено на утоление сенсорного голода)21.

Для того чтобы урок состоялся в формате диалога, учитель должен создать доброжелательную обстановку, общение должно быть непринужденным. Сам учитель должен выбрать не авторитарный стиль ведения урока, а партнерский стиль общения.

Учитель-диалогист может столкнуться с различными проблемами при построении урока, поскольку организация диалога – дело непростое. Сначала педагог должен изучить высказывания и продумать способы их интерпретации, затем обратить внимание на последовательность появления высказываний разных типов, далее подумать над способами, средствами и порядком введения тематической структуры, потом нужно продумать «право» говорящих на речь, кем и как оно определяется и как реализуется. Важно продумать все аспекты взаимодействия учителя и ученика.
Выводы по 1-й главе
В данной главе выявляются и описываются особенности педагогического дискурса в Школе диалога культур (ШДК) на основе опыта различных экспериментальных площадок России и Украины, дается краткое описание работ ведущих ученых-диалогистов, указываются проблемы, которые они изучают, дается краткое описание истории экспериментальных площадок ШДК.


ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГА, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЗАДАЧАМИ ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

2.1. Культурно-психологический смысл речевой деятельности в диалогическом дискурсе



Диалоговая природа теоретических знаний определяет необходимость постоянного взаимодействия школьников между собой и с педагогом. Многосторонняя информационная смысловая связь выступает важнейшей составляющей процесса обучения, когда его участники не столько передают друг другу известные всем знания, сколько разворачивают свои аргументы и факты, логику мыслительных операций. И диалог предстает как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями в группе ради поиска истины. Учебный диалог — это особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников (учеников и учителя) к общему для всех познавательному результату.

Главное назначение диалога в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Ведущая роль диалога в процессе воспитания — формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора.

Главным условием развития дискурса с признаками диалога культур является «поле напряжения диалога». «Поле напряжения диалога» – дискурсивная структура напряженно взаимодействующих единиц языковой и внеязыковой реальности22. Сопряженность – это речемыслительная деятельность участников диалога, ориентированная на учет поликультурности (наличия множества взаимодействующих и взаимодополняющих культурных логик в сознании и мышлении) или инокультурности (приоритета норм и правил другой культуры в сознании и мышлении) собеседника.

Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами. Это текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – способность сопрягать в речи инокультурные смыслы23.

Диалог ШДК – это двусторонняя смысловая связь, имеющая форму знакового обмена, в том числе и обмена текстами. При речевой деятельности в диалогическом дискурсе наблюдается отказ от интенций «управление» и «оценка», «социальное доминирование». Возможны интенции «предложение собственной картины мира» (даже на эмоциональном уровне), функционирование различных логик. Также имеются интенции «сообщение», «утверждение» (информативы, аргументы), «возражение» (аргументы), получение информации, «убеждение».


Обычно дискурсивная деятельность детей в диалогах носит творческий характер. Итог диалога – не достижение единственно верного решения, а широта и разнообразие ассоциативного поля. Стереотипы следует преодолеть. У учащихся возможно как дивергентное, так и конвергентное мышление.

Диалогическая культура учитывает инокультурность собеседника. М. Беннет выделяет 6 типов реакции на другую культуру:

- отрицание различий культур,

- защита собственного культурного превосходства,

- минимизация культурных различий,

- принятие существования межкультурных различий,

- адаптация к новой культуре,

- интеграция в родную и в новую культуру24.

Актуализация внутренней культурной полифонии человека возможна лишь при диалоге культур. Ученик должен быть субъектом в диалоге и вести диалог во всех формах субъектности. Ученик должен уметь использовать логико-культурное противодействие в качестве интеллектуальной эвристической модели.

Речевой акт вопроса – ключевой элемент диалога, так как без проблемного вопроса диалог невозможен. По определению Аристотеля, вопрос – это диалектическая посылка относительно противоречия. Вопрос задает новую ситуацию соотнесения смыслов, является источником дискуссии, «пусковой кнопкой» диалога. Вопрос – прием в акте вопрошания.

Выработана типология вопросительных высказываний в дискурсе ЩДК: уточнение-эмотив, вопрос-просьба, процедурный вопрос, вопрос-проблема, вопрос-регулятор, вопрос «на столкновение», вопрос «на торможение», вопрос «на обострение», уточняющий вопрос, вопрос «на углубление», вопрос-договор; вопрос-заявка, вопрос-обострение, вопрос-парадокс25. Необходимы такие вопросы, которые бы являлись средством удержания предмета речи на острие «языковой игры».

Таким образом, ШДК позволяет решить все задачи обучения и воспитания, используя современные подходы при обучении нового поколения.
2.2. Специфика коммуникативных моделей преподавателя в условиях учебного диалога

Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смыслах:

1. Каждое научное понятие рассматривается на уроках как диалог различных логик, культур, способов понимания. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик, обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость, неполноту и в то же время глубинность. Именно в этом смысле и следует говорить о диалоге логик.