ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 632
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы социального обеспечения безработных
1.1. История развития, понятие и сущность социального обеспечения безработных
1.2. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными
2.1. Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы
2.2. Виды социального обеспечения безработных
3.1. Проблемы реализации социального обеспечения безработных в Российской Федерации
3.2. Рекомендации по совершенствованию реализации программ социального обеспечения безработных
, что уровень пособий по безработице в нашей стране соответствует потребностям общества и уровню жизни.
По данным Росстата, в апреле 2022-го безработица в России достигла своего исторического минимума в 4% - это 3,1 млн безработных в возрасте от 15 лет и старше. В феврале и марте этот показатель держался на отметке в 4,1%.
При этом прогнозы всё равно неутешительные: аналитики в опросе Bloomberg, например, заявляли о возможности двукратного роста безработицы в России к концу 2022-го. По их мнению, её уровень может достигнуть 9% - это максимум за последнее десятилетие; в зоне риска находятся порядка 2 млн рабочих мест.
Центр стратегических разработок (российский аналитический центр) согласен с анонимными аналитиками насчёт потери 2 млн рабочих мест, но в процентах прогнозирует безработицу чуть меньше - до 7,1-7,8% при неблагоприятном прогнозе и до 6,5% при «менее остром» развитии событий. Согласно же макропрогнозу Минэкономразвития на 2022-2025 годы, в этом году безработица составит 6,7%. При этом стоит отметить, что в теории, без поправки на геополитические и иные факторы, безработица от 7% и выше считается высокой.
Итак, для того чтобы признать человека безработным в РФ, необходимо соблюдение следующих критериев:
- наличие трудоспособности, но отсутствие работы по объективным причинам;
- прохождение регистрации в службах занятости населения с целью поиска и подбора соответствующей вакансии;
- инициативность в поиске работы и готовность приступить к ней.3
Таким образом, можно говорить о том, что за почти 30-летний период существования безработицы в РФ ее динамика имела весьма противоречивый характер. Кризисы негативно сказывались на состоянии рынка труда, изменяя его показатели, и разрушали стабильность экономики страны. Но каждый раз правительству удавалось выйти из тяжелого положения и нормализовать состояние рынка труда настолько, насколько это было возможно, благодаря проведению активной политики в области занятости. Именно забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости - важнейший аспект государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат, в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Государственная служба занятости населения, это основная организация, осуществляющая обязанности по трудоустройству граждан, (далее ГСЗ), единая система органов и учреждения, которые обеспечивают надзор и контроль в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также оказывают государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированию трудовых споров. Таким образом, система ГСЗ обеспечивает выполнение конституционно закрепленных принципов, прав и свобод граждан в области труда.
Порядок регистрации безработных граждан регламентируется Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» и ст. 3 Закона о занятости, согласно которым постановка на регистрационный учет безработных осуществляет государственными органами занятости при предъявлении:
- паспорта или документа, его заменяющего;
- трудовой книжки или документа, ее заменяющего;
- документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
- справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
- в случае, если речь идет об инвалидах, справки или индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в порядке, предусмотренном законом, и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.4
Безработные граждане, впервые ищущие работу и (или) не имеющие профессии или специальности
, имеют право постановки на учет при предъявлении в государственные органы занятости паспорта, документа об образовании и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Кроме того, О. Ю. Павловская при рассмотрении этого вопроса отмечает, что государственные учреждения служба занятости населения имеют право обращаться за дополнительной информацией в органы государственной власти, местного самоуправления, организации и учреждения в любой форме для подтверждения достоверности сведений, предоставленных заявителем, претендующем на регистрацию в качестве безработного5.
Согласно ст. 30 Закона о занятости населения, пособие по безработице устанавливается в процентном соотношении в соответствии со ставками и коэффициентами, устанавливаемыми Минздравсоцразвития, исчисленные за последние три месяца по последнему месту работы. При этом в судебной практике существуют неоднозначные случаи.
Хотелось бы остановиться на Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского». Суть рассматриваемого дела заключалась в том, что истец оспаривал конституционность ст. 3, п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34 Закона о занятости населения, которые определяют порядок и условия признания граждан безработными, перечень категорий граждан, для которых подходящей считается оплачиваемая работы, случаи выплаты пособия по безработице в минимальном размере и порядок исчисления размера по пособия по безработице.
Заявитель оспаривает конституционность указанных положений, поскольку считает, что установление закрытого перечня документов, в соответствии с которыми гражданин может, постановлен на учет в качестве безработного, предоставляет государственным органам занятости возможность отказать в регистрации в случае отсутствия одного из этих документов даже по уважительной причине.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
6
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;
- не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;
- не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп,
- осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.7
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
Таким образом, подводя итог из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что порядок регистрации безработных граждан в настоящее время достаточно логично изложен в действующем законодательстве. Предоставляя определенный перечень документов, гражданин, оставляет заявку на постановку на учет безработных и получает право получения услуг по трудоустройству и получению пособия по безработице. Несмотря на бюрократическую регламентированность процесса, гражданин всегда может обратиться в суд при появлении проблем или недополучении пособия по безработице, если оно произошло по вине работодателя или третьих лиц, сохраняя при этом доход в размере минимального пособия.
Глава 2. Нормативно-правовые основы социальной защиты безработных граждан в современной России
По данным Росстата, в апреле 2022-го безработица в России достигла своего исторического минимума в 4% - это 3,1 млн безработных в возрасте от 15 лет и старше. В феврале и марте этот показатель держался на отметке в 4,1%.
При этом прогнозы всё равно неутешительные: аналитики в опросе Bloomberg, например, заявляли о возможности двукратного роста безработицы в России к концу 2022-го. По их мнению, её уровень может достигнуть 9% - это максимум за последнее десятилетие; в зоне риска находятся порядка 2 млн рабочих мест.
Центр стратегических разработок (российский аналитический центр) согласен с анонимными аналитиками насчёт потери 2 млн рабочих мест, но в процентах прогнозирует безработицу чуть меньше - до 7,1-7,8% при неблагоприятном прогнозе и до 6,5% при «менее остром» развитии событий. Согласно же макропрогнозу Минэкономразвития на 2022-2025 годы, в этом году безработица составит 6,7%. При этом стоит отметить, что в теории, без поправки на геополитические и иные факторы, безработица от 7% и выше считается высокой.
Итак, для того чтобы признать человека безработным в РФ, необходимо соблюдение следующих критериев:
- наличие трудоспособности, но отсутствие работы по объективным причинам;
- прохождение регистрации в службах занятости населения с целью поиска и подбора соответствующей вакансии;
- инициативность в поиске работы и готовность приступить к ней.3
Таким образом, можно говорить о том, что за почти 30-летний период существования безработицы в РФ ее динамика имела весьма противоречивый характер. Кризисы негативно сказывались на состоянии рынка труда, изменяя его показатели, и разрушали стабильность экономики страны. Но каждый раз правительству удавалось выйти из тяжелого положения и нормализовать состояние рынка труда настолько, насколько это было возможно, благодаря проведению активной политики в области занятости. Именно забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости - важнейший аспект государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
1.2. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат, в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Государственная служба занятости населения, это основная организация, осуществляющая обязанности по трудоустройству граждан, (далее ГСЗ), единая система органов и учреждения, которые обеспечивают надзор и контроль в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также оказывают государственные услуги в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированию трудовых споров. Таким образом, система ГСЗ обеспечивает выполнение конституционно закрепленных принципов, прав и свобод граждан в области труда.
Порядок регистрации безработных граждан регламентируется Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» и ст. 3 Закона о занятости, согласно которым постановка на регистрационный учет безработных осуществляет государственными органами занятости при предъявлении:
- паспорта или документа, его заменяющего;
- трудовой книжки или документа, ее заменяющего;
- документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
- справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
- в случае, если речь идет об инвалидах, справки или индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в порядке, предусмотренном законом, и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.4
Безработные граждане, впервые ищущие работу и (или) не имеющие профессии или специальности
, имеют право постановки на учет при предъявлении в государственные органы занятости паспорта, документа об образовании и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Кроме того, О. Ю. Павловская при рассмотрении этого вопроса отмечает, что государственные учреждения служба занятости населения имеют право обращаться за дополнительной информацией в органы государственной власти, местного самоуправления, организации и учреждения в любой форме для подтверждения достоверности сведений, предоставленных заявителем, претендующем на регистрацию в качестве безработного5.
Согласно ст. 30 Закона о занятости населения, пособие по безработице устанавливается в процентном соотношении в соответствии со ставками и коэффициентами, устанавливаемыми Минздравсоцразвития, исчисленные за последние три месяца по последнему месту работы. При этом в судебной практике существуют неоднозначные случаи.
Хотелось бы остановиться на Постановлении Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского». Суть рассматриваемого дела заключалась в том, что истец оспаривал конституционность ст. 3, п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34 Закона о занятости населения, которые определяют порядок и условия признания граждан безработными, перечень категорий граждан, для которых подходящей считается оплачиваемая работы, случаи выплаты пособия по безработице в минимальном размере и порядок исчисления размера по пособия по безработице.
Заявитель оспаривает конституционность указанных положений, поскольку считает, что установление закрытого перечня документов, в соответствии с которыми гражданин может, постановлен на учет в качестве безработного, предоставляет государственным органам занятости возможность отказать в регистрации в случае отсутствия одного из этих документов даже по уважительной причине.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
6
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;
- не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;
- не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп,
- осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.7
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.
Таким образом, подводя итог из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что порядок регистрации безработных граждан в настоящее время достаточно логично изложен в действующем законодательстве. Предоставляя определенный перечень документов, гражданин, оставляет заявку на постановку на учет безработных и получает право получения услуг по трудоустройству и получению пособия по безработице. Несмотря на бюрократическую регламентированность процесса, гражданин всегда может обратиться в суд при появлении проблем или недополучении пособия по безработице, если оно произошло по вине работодателя или третьих лиц, сохраняя при этом доход в размере минимального пособия.
Глава 2. Нормативно-правовые основы социальной защиты безработных граждан в современной России