Файл: Социальное обеспечение безработных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 629

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оптимизация деятельности государственной службы занятости должна идти в тесном взаимодействии с оптимизацией процедуры признания гражданина безработным, которая на настоящий момент сильно бюрократизирована и уже не всегда отвечает требованиям текущего момента. Одним из таких вопросов можно отметить нормативное регулирование проведения общественных работ, трудоустройства молодежи и инвалидов.

Среди конкретных рекомендаций можно выделить следующее:

- дополнить п. 1 ст. 25 Закона о занятости: «1. Работодатели обязаны содействовать проведению государственной политики занятости на основе» и далее по тексту;

- ввести в ст. 26 Закона РФ «О занятости населения» п. п. 1.1. в следующей редакции «Работодатель имеет право устанавливать требования к кандидату на занятие вакантной должности только по профессиональной пригодности»;

- для расширения круга партнеров по организации общественных работ необходимо внести изменения в статью 24 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 и в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 г. № 875 «Об утверждении положения об организации общественных работ», предоставив право заключать договоры об организации оплачиваемых общественных работ не только с организациями, но и с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

Перечисленные выше предложения по изменению действующего законодательства с позиции социального государства, на наш взгляд, реально повысят социальную защищенность граждан России от безработицы и будут способствовать их занятости.

Таким образом, одной из значимых функций государства является социальная защита наиболее уязвимых категорий населения. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы».



3.2. Рекомендации по совершенствованию реализации программ социального обеспечения безработных


Методические рекомендации применяются в центрах занятости населения, в которых реализуются пилотные проекты по повышению эффективности деятельности в рамках федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» (далее - пилотные центры занятости).

Настоящие методические рекомендации включают в себя следующие документы.

1. Разъяснение по вопросам внедрения целевой модели центров занятости населения (ЦЗН) нового типа.

2. Рекомендации по формированию перечня услуг и сервисов, а также других основных технологических процессов центра занятости населения нового типа.

3. Рекомендации по оптимизации основных технологических процессов центров занятости населения нового типа (включая карты процессов, блок-схемы процессов).

4. Примерный перечень жизненных ситуаций для граждан и бизнес-ситуаций для работодателей, соответствующего комплекса услуг для их решения, предоставление которых может быть организовано в пилотных центрах занятости населения.

5. Рекомендации по проектированию жизненных ситуаций, бизнес-ситуаций на примере жизненной ситуации «Содействие занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста».

6. Рекомендации по предоставлению услуг в области содействия занятости населения в электронном виде.

7. Рекомендации по формированию скриптов (сценариев) взаимодействия работников пилотных центров занятости с гражданами и работодателями при предоставлении комплекса услуг в рамках пилотных жизненных ситуаций, бизнес-ситуаций.

8. Разъяснение по организации обучения работников пилотных центров занятости населения в 2019 году.

9. Рекомендации по организации информационного сопровождения деятельности органов службы занятости населения (включая коммуникационную стратегию).

10. Сетевой график мероприятий по внедрению Единых требований в 2019 году.15

Настоящая Коммуникационная стратегия создана с целью повышения эффективности реализации информационного сопровождения служб занятости населения. К ожидаемым результатам реализации настоящей Коммуникационной стратегии относятся следующие показатели:

- формирование нового образа бренда службы занятости населения «Работа России. Кадровый центр», предлагающего современные способы поиска работы и мотивирующего людей работать и достигать профессиональных успехов.



- повышение уровня доверия к деятельности, осуществляемой службами занятости населения.

- донесение до целевых аудиторий ключевых сообщений - информации о возможностях и услугах, предоставляемых региональными службами занятости.

- обеспечение плотности информационного потока в СМИ о деятельности службы занятости населения, а также стимулирование интереса СМИ к работе служб занятости населения.

- использование интернет-коммуникаций в качестве одного из основных каналов информирования о деятельности службы занятости населения.16

Механизмы мониторинга и управления деятельностью по реализации коммуникационной стратегии.

Мониторинг деятельности по реализации коммуникационной стратегии осуществляется в целях оценки хода работ по информационному сопровождению деятельности службы занятости населения, выявления отклонений от поставленных задач, выработки рекомендаций для корректировки выявленных отклонений, проверки предпринятых для улучшения ситуации мер, а также получения раннего предупреждения о потенциальных проблемах при реализации информационного сопровождения деятельности службы занятости населения. Для осуществления мониторинга создается система сбора и обобщения информации, характеризующей степень достижения коммуникационных задач.

Управление деятельностью по реализации Коммуникационной стратегии включает в себя осуществление следующих мероприятий:

- назначение ответственного лица, ответственного за разработку и реализацию ежегодного плана информационной работы службы занятости населения.

- ежедневный мониторинг публикаций в СМИ, посвященный деятельности службы занятости населения.

- ежеквартальный анализ количества и динамики публикаций, их тональности (доля положительных, нейтральных и негативных публикаций), основных тем, послуживших основой положительных и негативных публикаций.

- экспертные интервью среди представителей целевых аудиторий и массовые социологические опросы.

- подготовка отчетов по итогам шести и 12-ти месяцев реализации плана информационного сопровождения деятельности службы занятости. В отчете указывается информация о достигнутых показателях по основным критериям оценки эффективности деятельности служб занятости населения за отчетный период (согласно п. 10.1 Требований к организации информационного сопровождения деятельности служб занятости населения).
17

Итоговый отчет по эффективности информационного сопровождения по итогам 12-ти месяцев направляется в центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости населения для подготовки сводного отчета по эффективности информационного сопровождения деятельности служб занятости населения по всем субъектам Российской Федерации.

Таким образом, подводя итог настоящего исследования, следует отметить, что для соответствия высокого звания социального государства, провозглашенного в основном законе РФ, необходимо решение важнейших социально-экономических проблем, одной из которых является безработица.

Однако, данное решение не должно ограничиваться лишь снижением показателя уровня безработицы, а должно обеспечивать граждан достойным уровнем выплат пособий.

Пособие по безработице является важнейшим институтом, не позволяющим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с отсутствием работы, потерять квалификацию, разрушить семью, утратить важнейшие профессиональные навыки.

Представляется, что увеличить размер пособий по безработице возможно только с восприятием международных принципов, передового опыта зарубежных государств, а также собственного опыта РФ в сфере социального страхования.

Кроме того, по нашему мнению, следует внести изменения в действующее законодательство РФ, позволяющие рассчитывать на выплату пособий по безработице частично занятым гражданам, а также, индивидуальным предпринимателям, оказавшимся в условиях убытков в связи осуществлением ими своей деятельности.

Заключение
Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице.

1. Социально-правовая база защиты безработных имеет под собой прочный «фундамент», это огромное правовое поле, основу которого составляет международное законодательство. Международные правовые акты устанавливают стандарты в области защиты безработных, обязательные для государств, которые их ратифицировали, в том числе и для Российской Федерации.


2. Ведущую роль в сфере правовой защиты безработных в России занимает Конституция РФ, а также Трудовой кодекс РФ и ФЗ «О занятости населения в РФ». Законодательство нашей страны в области занятости основано на принципах свободного трудоустройства и социальной защиты безработных. Стоит отметить, что главной задачей законодателя на данном этапе развития России является усовершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты безработных, путем приближения действующих законов к реалиям современной жизни. Например, за последние годы значительное внимание уделяется развитию индивидуального предпринимательства: выделяются субсидии, проводятся конкурсы на получение материальной поддержки; также развивается система переподготовки и т.п.

Однако, на сегодняшний день остаются актуальными нерешенные вопросы о соотношении потребностей рынка труда и системы профессионального образования, о проблемах трудоустройства молодежи и т.п.

3. Важная роль в сфере социально-правовой защиты безработных отводится службам занятости населения, которые осуществляют свою деятельность на основе ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». По сути, службы занятости являются единственным инструментом реализации социально-правовой защиты безработных граждан в России.

Анализ законодательных стандартов социально-правовой защиты безработных показывает приближение российского законодательства к нормам международного права. Международные документы в сфере занятости устанавливают стандарты в области труда и защиты от безработицы, а также ряд мер, направленных на создание условий полной занятости безработных граждан и их социальную защиту. Таким образом, международные акты образуют единое правовое поле защиты безработных граждан.

Российское законодательство в области занятости и защиты безработных основано на конституционном праве каждого гражданина на труд и защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ основан на принципе социально-правовой защиты безработных граждан и устанавливает ряд норм, препятствующих незаконному увольнению граждан, а следовательно защищает их от безработицы. «Вершиной» законодательного механизма в области социально-правовой защиты безработных является ФЗ «О занятости населения в РФ». Данный закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет комплекс социальных гарантий и компенсаций, установленных государством. К тому же данный документ определяет полномочия Федеральных органов службы занятости, их структуру и характер деятельности.