Файл: Социальное обеспечение безработных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 629

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закон о занятости устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице, условия и сроки выплаты пособия по безработице, условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию. Ст. 36 предусматривает оказание материальной помощи безработным гражданам в случае утери права на получение пособия по безработице.

Таким образом, данный закон регламентирует основные стандарты и формы социально-правовой защиты безработных. Контроль над исполнением настоящего Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

Существует также ряд законов, которые напрямую не связаны с регулированием социально-правовой защиты безработных, однако некоторые положения данных документов содержат нормы, применительно к данной проблематике. Это ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 20 предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости и устанавливает ряд мер, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда, таких как квотирование рабочих мест (ст. 21), создание специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22) и необходимых трудовых условий (ст. 23). Благодаря вышеуказанным нормам обеспечивается защита инвалидов от безработицы.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который регулирует отношения в системе обязательного социального страхования. Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают досрочный выход на пенсию безработных граждан, условия и порядок их выхода на пенсию. Таким образом, обеспечивается предусмотренное Законом «О занятости населения в РФ» право безработных граждан на получение пособий, в данном случае в виде пенсий.

Нормативное регулирование социально-правовой защиты безработных на федеральном уровне осуществляется также с помощью указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации. Рассмотрим основные нормативные документы, касающиеся данной проблематики.

Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое устанавливает последовательность регистрации безработных граждан, обратившихся с целью трудоустройства в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, и снятия их с регистрационного учета.


Ряд постановлений Правительства РФ определяет порядок оказания активных форм помощи безработным гражданам, а также условия их предоставления. Например, установление правовых основ для организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, определение порядка организации общественных работ и условий участия в этих работах граждан, определение порядка и размеров компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости и по предварительной договоренности с работодателями или образовательными учреждениями. Все эти постановления основаны на принципах свободной занятости, защиты от безработицы и предоставление услуг всем категориям граждан на равных основаниях (правах).

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры». Данный документ разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год».

Таблица 1

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице

Год, на который установлена величина пособия

Величина пособия

Основания

минимальная

максимальная

На 2023 год

1500 рублей - для всех категорий граждан

12792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице,

5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице;

12792 рублей - для граждан предпенсионного возраста


Постановление Правительства РФ от 14.11.2022 № 2046

На 2022 год

1500 рублей - для всех категорий граждан

12792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице,

5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице;

12792 рублей - для граждан предпенсионного возраста


Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 № 1940

На 2021 год

1500 рублей - для всех категорий граждан

12130 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице,

5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице - для граждан, за исключением граждан предпенсионного возраста;

12130 рублей - для граждан предпенсионного возраста


Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2393



Таким образом, минимальный размер пособия по безработице на 2023 год составил 1500 руб., а максимальный - 12792 руб. Стоит отметить, что данные минимальная величина пособия не меняются уже в течение нескольких лет, хотя в соответствие с постановлением Правительства РФ должны индексироваться ежегодно в зависимости от установленного минимального размера оплаты труда.11

Что касается законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы социально-правовой защиты безработных, то они не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Как видно, правовое поле защиты безработных представляет собой сложный механизм регулирования отношений в сфере занятости. Российское законодательство также содержит нормы защиты слабозащищенных категорий безработных: инвалидов, женщин, молодежи. Однако некоторые положения в нормотворчестве требуют пересмотра, поскольку утратили свою актуальность.


2.2. Виды социального обеспечения безработных


Несомненно, важной и неоспоримо весомой можно считать тему, касающуюся такого явления как безработица. Вопрос занятости населения всегда стоял остро по отношению к остальным проблемам социально-экономического характера. Все сферы жизни развиваются параллельно друг другу, именно по этой причине стагнация в одном течении привнесет проблемы и в другие направления развития государства. Социальная сфера жизни общества сложно структурирована и многослойна по своему механизму действия. Безработица как социальное явление требует особого внимания, в том числе и процесс ее планирования и контроля в соответствии с направлением решения задач государства, стремящегося к улучшению и повышению уровня жизни населения.

Безработица может иметь нейтральный и негативный оттенок, так как явление несет в себе не только отрицательные последствия для населения, но и может быть уравновешивающим звеном в социально-экономическом механизме общества. Рассматривать это явление нужно посредством ситуационного анализа, относительного каждого случая в отдельности.

Безработными гражданами в соответствии с законодательством признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Для пояснения стоит учесть и бытовое понимание термина, то есть это определенные слои населения, которые в силу своих возможностей либо обстоятельств, а иногда и исключительно по своему желанию не могут обеспечить себя и свои потребности даже на самом обыденном уровне. Избавиться от этого сегмента в обществе невозможно, так как эта категория постоянна, меняется лишь процентное соотношение с работающими гражданами.

Для того, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия, государство ставит задачи, направленные на осуществление социальной поддержки безработных граждан. Эта поддержка реализуется для установления комфортных условий обеспечения экономической и социальной жизни общества, по причине того, что все сферы жизни общества в той или иной степени связаны между собой. Выплаты дают населению возможность на утоление основных потребностей человека, являясь промежуточным звеном в алгоритме поиска работы и получения заработной платы. Кроме того, при невозможности трудоустройства и перехода в группу работающих граждан, данная поддержка становится основополагающим жизнеобеспечением для гражданина, а значит, необходима как условие его выживания.


Обеспечение социальными выплатами производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ», а также другими нормативными актами Российской Федерации, в числе которых находится Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2046 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год», но только лишь для тех граждан, которые были признаны безработными в установленном порядке.

В юридической литературе представлены различные точки зрения на классификацию гарантий в сфере занятости населения. По мнению А. А. Соловьева, все гарантии в сфере занятости населения включают в себя: гарантии государства в сфере занятости для всех граждан и для безработных; государственные социальные гарантии и компенсации; гарантии государства по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан; досрочное оформление пенсии безработным гражданам; организацию оплачиваемых общественных работ.

Абрамова О. В. и Гаврилина А. К. гарантии в сфере занятости населения делят на гарантии материальной поддержки и организационные. К первым из них они относят: выплату пособия по безработице, выплату стипендии в период обучения по направлению органами службы занятости населения, компенсацию затрат в связи с переездом по направлению органов службы занятости в другую местность, материальную помощь. Гарантиями организационного характера они называют: организацию профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, организацию временной занятости молодежи, организацию оплачиваемых общественных работ, дополнительные гарантии занятости отдельных категорий граждан.

Более приемлемой можно считать классификацию гарантий в сфере занятости населения, предложенную Е. Е. Орловой. Юридические гарантии в сфере занятости, по ее мнению, можно классифицировать по нескольким основаниям. По субъектам правоотношений гарантии в сфере занятости можно разделить на предоставляемые: всем гражданам; безработным; работодателям и органам службы занятости. Гарантии третьим и четвертым в законодательстве о занятости четко не просматриваются. Поэтому Е. Е. Орлова предлагает провести классификацию гарантий, установленных для лиц, имеющих статус безработного.

Принимая во внимание все вышеуказанные подходы к классификации гарантий в сфере занятости, юридические гарантии, установленные для лиц, имеющих статус безработного в РФ, можно разделить на следующие четыре группы.