ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 624
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы социального обеспечения безработных
1.1. История развития, понятие и сущность социального обеспечения безработных
1.2. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными
2.1. Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы
2.2. Виды социального обеспечения безработных
3.1. Проблемы реализации социального обеспечения безработных в Российской Федерации
3.2. Рекомендации по совершенствованию реализации программ социального обеспечения безработных
- «О безработице» (№ 2 от 1919 года);
- «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным» (№ 44 от 1934 года);
- «О минимальных нормах социального обеспечения» (№ 102 от 1952 года),
- «О содействии занятости и содействии от безработицы» (№ 168 от 1988 года).2
Обобщение законодательства зарубежных стран в области социального обеспечения безработного населения свидетельствует о различных подходах при определении размера пособия по безработице. Так, наивысший размер пособия по безработице из исследованных нами стран, установлен в Финляндии. При наличии у гражданина определенного рабочего стажа, увольнении с места работы по объективным причинам и если доход по месту работы не превышал 2228 евро, гражданин может рассчитывать на выплату пособия по безработице в размере не менее 700 евро + 45% от его зарплаты по последнему месту работы. В случае, если доход гражданина превышал указанную сумму, размер пособия по безработице увеличивается практически вдвое. Таким образом, гражданин, лишившейся работы в Финляндии может рассчитывать на выплату пособия по безработице, превышающую 80 % от его заработной платы по последнему месту работы в течение 500 дней после его увольнения. Такой высокий уровень пособия по безработице обеспечивается страховыми взносами в размере 0,25 % от заработной платы во время трудовой деятельности.
Обращаясь к отечественной истории правовой регламентации пособия по безработице, следует отметить, что в СССР первые пособия выплачивались еще 1920-е годы. В ходе развертывания строек первой пятилетки, государство оказалось в условиях дефицита рабочей силы, что привело в 1930 году к временному приостановлению выдачи населению пособий по безработице. Длительное время в СССР отсутствие работы считалось противоправным, тунеядство преследовалось по закону.
С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. 26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о назначении и выплате ежемесячных государственных пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава. Пособия получали нетрудоспособные члены семьи, если в семье не было трудоспособных или если при одном способном к труду имелось три и более нетрудоспособных или двое детей до 16 лет (учащихся до 18 лет). В 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны». За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд. р., и за счет фондов общественной помощи - 500 млрд.р.
В годы войны был увеличен срок дородового отпуска; снижен стаж, необходимый для назначения пособия по беременности и родам, на рождение ребенка; повышен размер пособий на предметы ухода за новорожденным; введена выплата пособий многодетным матерям при рождении третьего и каждого последующего ребенка (ранее оно выплачивалось только при рождении седьмого ребенка); было установлено пособие одиноким матерям; предусмотрена выдача дополнительного продуктового пайка беременным женщинам и кормящим матерям; учреждены «Медаль материнства», орден «Материнская слава», почетное звание «Мать-героиня».
5 августа 1941 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о бесплатном сохранении за военнослужащими их жилой площади на все время войны. За семьями призванных в армию педагогов, медицинского и ветеринарного персонала, работавших в сельских районах, сохранялось на все время войны право на бесплатное пользование квартирами с отоплением и освещением. Дети фронтовиков в первую очередь принимались в детские сады, ясли, детские дома, пионерские лагеря. Освобождались от существовавшей в те годы платы за обучение в 8-10-х классах средней школы, техникумах и вузах дети военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава. В 1942 г. эти льготы были предоставлены всем военнослужащим, возвратившимся из армии после ранения, контузии или болезни. Установленные льготы и преимущества по решению правительства полностью сохранялись за семьями воинов, погибших на фронтах Отечественной войны.
8 октября 1941 г. создаются комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В декабре 1942 г. Государственным комитетом обороны организованны дома для инвалидов Великой Отечественной войны (впоследствии преобразованные в трудовые интернаты). В них увеченные войны не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии, проходили переквалификацию. Во время лечения они могли овладевать различными профессиями (счетного работника, телеграфиста, мастера по ремонту электроприборов и часов, портного, переплетчика и т.д.). Так, уже в первый год войны в госпиталях обучалось свыше 15 тыс. человек, но основная подготовка инвалидов к трудовой деятельности проводилась в специальных учебно-производственных мастерских, на курсах. В первой половине 1942 г. в системе Наркомата социального обеспечения РСФСР работало 15 профессионально-технических школ, 4 сельскохозяйственные школы, 1 музыкальная школа, 7 учебно-производственных мастерских, 11 учебных комбинатов.
6 мая 1942 г. Правительство СССР приняло специальное постановление «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». Персональная ответственность за их трудоустройство возлагалась на наркомов социального обеспечения союзных республик. Одновременно руководители предприятий, учреждений, организаций обязывались в кратчайшие сроки, без задержки предоставлять инвалидам Отечественной войны соответствующую работу. Это постановление правительства ускорило трудовое устройство инвалидов и способствовало улучшению их материального положения.
1 сентября 1943 г. Правительство СССР приняло Постановление «Об улучшении работы детских домов» и ввело единые нормы питания детей в детских домах, обязательные нормы снабжения детских домов топливом, установило правила постоянного медицинского обслуживания детей. Воспитатели и педагогический персонал детских домов по нормам снабжения были приравнены к работникам промышленности и транспорта. Это способствовало закреплению опытных кадров воспитателей и педагогов.
Таким образом, во время Великой Отечественной войны приоритетное место в деле помощи и поддержки отводилось проблемам участников войны и их родственников, инвалидам войны, детям-сиротам. Государство, несмотря на столь тяжелое время, выделяло средства на пособия нуждающимся слоям населения, эвакуировало детей из горячих точек.
После войны в СССР сложилась ситуация, близкая к катастрофической. В экономическом плане страна потеряла около 700 млрд. рублей в ходе войны - это почти треть национального богатства СССР на тот период времени. Фактически вдвое сократился сбор продукции сельского хозяйства. Потери людских трудовых ресурсов были колоссальны. К нулю была сведена обеспеченность техникой сельского хозяйства. Но, тем не менее, страна вырвалась из этой ситуации и в кратчайший срок вышла на довоенный уровень развития, а затем превзошла его показатели.
Принятые в 1940 г. и в военное время нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, в особенности, касающиеся режима рабочего времени, времени отдыха, жестких мер ответственности за нарушение трудовой дисциплины, были отменены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1953г. «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул без уважительной причины» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1953 г. «О признании утратившими силу Указов Президиума Верховного Совета СССР» . Действие нормативных актов,
носящих чрезвычайный характер, после окончания Второй Мировой войны было обусловлено главной задачей, стоявшей перед страной, «обеспечить быстрый переход экономики на мирный лад, восстановить в краткие сроки народное хозяйство страны, а затем добиться его быстрого дальнейшего развития» .
И.Я. Киселев считал, что «в годы восстановления и развития народного хозяйства СССР в послевоенные годы до смерти И.В. Сталина и до XX съезда КПСС главные изменения в трудовом законодательстве касались отмены чрезвычайных мер по использованию рабочей силы, принятых в военные годы».
В.М. Догадов указывал, что «в условиях перехода к мирному строительству утрачивали силу акты военного времени, предусматривавшие обязательное привлечение к труду» .
Мерами, призванными обеспечить народное хозяйство трудовыми ресурсами, являлись: демобилизация личного состава действующей Красной армии и проведение организованного набора рабочей силы.
С.С. Худякова считает, что «в послевоенные годы особое внимание уделялось проблеме обеспечения работой тех, кто наиболее нуждался в этом» , в том числе военнослужащих.
Законом СССР от 23 июня 1945 г. «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии» устанавливалось, что «в связи с победоносным завершением Великой Отечественной войны против фашистской Германии, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик считает необходимым провести демобилизацию старших возрастов личного состава Действующей Армии» .
В 1947 г. по инициативе И.В. Сталина было возобновлено заключение коллективных договоров в целях «конкретизации обязательств администрации, фабрично-заводских комитетов, рабочих, инженерно-технических работников и служащих по выполнению и перевыполнению планов, а также повышения ответственности хозяйственных органов за улучшение материально-бытовых условий и культурного обслуживания рабочих».
В связи с этим было принято Постановление Совета Министров СССР от 4 февраля 1947 г. «О заключении коллективных договоров на предприятиях», которое устанавливало, что «в целях обеспечения выполнения и перевыполнения производственных планов, дальнейшего роста производительности труда
, улучшения организации труда, а также повышения ответственности хозяйственных и профсоюзных организаций за улучшение материально-бытовых условий и культурного обслуживания рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий одобрить предложение ВЦСПС о возобновлении с 1947 года практики заключения коллективных договоров между администрацией предприятий (строительств) и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов».
Ю.В. Владимирова рассматривает послевоенный период как «этап усиления правовых гарантий» для трудящейся молодежи.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 августа 1955 г. «Об отпусках и условиях труда подростков» устанавливалась с 1 января 1956 г. продолжительность рабочего дня для подростков в возрасте от 14 до 16 лет - 4 ч., для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет - 7 ч.
Всем молодым рабочим и служащим в возрасте до 18 лет, независимо от условий и характера производства, предоставлялся отпуск продолжительностью один календарный месяц.
Таким образом, можно сказать, что послевоенное время безработицы практически и не существовало, ведь в погоне за быстрым переходом экономики на мирный лад, восстановить в краткие сроки народное хозяйство страны, а затем добиться его быстрого дальнейшего развития».
В условиях перехода РФ к рыночной экономике, государство вынуждено было признать безработицу социальной проблемой и разработать соответствующую нормативную основу. Принятый 19 апреля 1991 года Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» до сих пор является основным нормативным актом, регламентирующим вопросы занятости и безработицы в нашем государстве.
Оценивая в целом политику Российской Федерации в области занятости населения, следует признать ее удовлетворительной. Об этом свидетельствует факт ежегодного снижения уровня безработицы. Так, если в 2000 году показатель уровня безработицы среди трудоспособного населения в нашей стране составлял 10,6 %, в марте 2020 года он сократился вдвое до 4,7%., а к маю - повысился до 6,1 % в связи с эпидемиологической ситуацией, достигнув максимума с начала 2012 года. Однако, следует учитывать, что выше мы привели лишь официальные цифры. По мнению экспертов, реальный уровень безработицы в РФ составляет примерно 11%. Даже учитывая только официальные цифры, нельзя утверждать