ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы социального обеспечения безработных
1.1. История развития, понятие и сущность социального обеспечения безработных
1.2. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными
2.1. Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы
2.2. Виды социального обеспечения безработных
3.1. Проблемы реализации социального обеспечения безработных в Российской Федерации
3.2. Рекомендации по совершенствованию реализации программ социального обеспечения безработных
2.1. Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы
Система социальной защиты безработных граждан зародилась во второй половине девятнадцатого века, когда в капиталистических странах в ходе индустриального развития получили массовое распространение биржи труда. Возникновение института защиты безработных было обусловлено осознанием того, что безработица является источником социального напряжения в обществе, биржи труда способны «связывать» имеющийся спрос на труд с его предложением.
Как показывает опыт развитых стран, наличие продуманной сети социальной защиты расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста и способность идти на проведение реформ, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.
Пользование социальной защитой является одним из прав человека, а также мерой благосостояния и благополучия людей, и ее развитие требует нормотворческих усилий со стороны правительства, социальных партнеров и Международной организации труда.
Международной организацией труда (МОТ) в «Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы» № 168 разработаны и сформулированы принципиальные основы системы социальной защиты от безработицы. Основная цель этой системы состоит в том, чтобы предоставление пособий по безработице содействовало полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имело бы такой характер, чтобы предприниматели были заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся - искать такую занятость. Мерами для достижения указанной цели могут быть программы по социальному обеспечению, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, социальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест. 8
Система социальной защиты безработного представляет коррекционно-регулятивную систему, направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическом статусе людей в связи с безработицей. Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.
Государство гарантирует безработным гражданам:
-
бесплатное содействие в подборе подходящей работе и трудоустройстве; -
бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; -
выплату пособия по безработице (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного); -
выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного); -
компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.9
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Политика нашего государства в области занятости направлена на содействие полной занятости населения, удовлетворения потребности в рабочей силе и решение проблем безработицы. На современном этапе развития страны правовое поле социальной защиты безработных представляет собой сложную и разветвленную структуру.
Основополагающим законодательным актом в сфере регулирования социально-правовой защиты безработных является Конституция РФ, ст. 37 гарантирует право граждан на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства.
Немалое значение в решение данной проблематики имеет Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Согласно ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений относится защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. В соответствие с этим положением данный нормативный документ устанавливает основные гарантии в сфере занятости, следовательно, обеспечивает защиту от безработицы.
Например, ст. 178 ТК РФ предоставляет право на выходное пособие гражданам, с которыми был, расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях этот срок может быть продлен органами по вопросам занятости до трех месяцев.
Ст. 180 ТК РФ предусматривает защиту работников при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации. В данном случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).
Трудовой кодекс также содержит гарантии защиты женщин от возможной безработицы. Так, согласно ст. 261, работодатель не имеет права по собственной инициативе уволить с работы беременных женщин и женщин, имеющих детей или воспитывающих детей-инвалидов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены данным кодексом.
Снижению числа незаконных увольнений работников, а, следовательно, и защите их от безработицы, содействует ряд норм, закрепленных в ст. 391, 392 - 396 ТК РФ. Так, согласно нормам статьи 391 ТК РФ в судах общей юрисдикции по заявлениям работников рассматриваются трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора.
Перечень индивидуальных трудовых споров, установленный ст. 391 ТК РФ, дополнен спорами по заявлениям работников о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника, спорами лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций. В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения принимается решение о восстановлении его на прежней работе и выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула в соответствии со ст. 394 ТК РФ, а также суд своим решением может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями.
Дополнительной гарантией выступает норма ст. 396 ТК РФ о немедленном исполнении решения суда о восстановлении работника на работе. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного суд выносит определение о выплате ему среднего заработка за все время задержки.
Основным федеральным законом, регулирующим социально-правовую защиту безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»43. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Ст. 3 «Закона о занятости» устанавливает порядок и условия признания граждан безработными. Так, согласно этой статье, «безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить». Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствие со ст. 5 данного закона одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, в связи, с чем осуществляются следующие мероприятия:
-
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; -
информирование о положении на рынке труда; -
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; -
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; -
организация проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства; -
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; -
содействие самозанятости населения; -
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.10
К тому же в соответствие со ст. 7.2 «Закона о занятости в РФ» предусмотрены меры по содействию занятости безработной молодежи. Так органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Законом о занятости также предусмотрены следующие государственные гарантии в области занятости и защиты безработных: свобода выбора вида занятости, включая работу с различными режимами труда; правовая защита от незаконного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве органами службы занятости; выплата выходного пособия при увольнении с работы; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице гражданам, признанным безработными; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; право на трудоустройство за пределами Российской Федерации.