Файл: Социальное обеспечение безработных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 636

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одной из гарантий социальной поддержки безработных является выплата пособий по безработице. Право безработного на получение пособия по безработице может также быть отнесено к числу гарантий, которые должны обеспечивать реализацию права на жизнь во всех ее проявлениях, в том числе возможность физиологического и социального существования граждан, которые по независящим от них причинам не могут зарабатывать себе на жизнь трудом в связи с невозможностью получить оплачиваемую работу.

Одним из основополагающих законов в сфере социальной политики государства является Закон РФ от 19.04.1991г.№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости), в котором указаны условия предоставления пособия по безработице. В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно п. 3 ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.

В соответствии со ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Средний заработок определяется в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 года № 62. При этом из расчетного периода исключается время, когда работник получал пособие по беременности и родам, не работал в связи с простоем по вине работодателя, не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой и др.13

Итак, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 содержит организационно - правовые формы защиты граждан от безработицы: активные и пассивные. Активные формы акцентированы на скорейший возврат граждан к работе, путём повышения конкурентоспособности на рынке труда. Как правило, это профессиональное обучение, организация общественных оплачиваемых работ, помощь в поиске подходящей работы и самозанятости населения. Пассивные же формы состоят в оказании материальной помощи - выплате пособия по безработице.


Как показывает практика в положениях ФЗ «О занятости населения РФ» существует ряд проблем, и они нуждаются в некоторых изменениях. В первую очередь нужно дополнить действующее определение понятия «безработный гражданин», которое содержится в статье 3 данного закона. На наш взгляд, нужно внести такое условие, как отсутствие предложений трудоустройства, соответствующим квалификации гражданина. Зачастую гражданин не может трудоустроиться или получить статус безработного, так получает не удовлетворяющие его квалификации предложения.

Кроме того, как бы парадоксально это не выглядело, в статье закона отсутствует определение пособия по безработице, тогда как установлены условия, сроки и порядок прекращения выплаты. На мой взгляд, в действующую главу VI «Социальные гарантии и компенсации» целесообразно внести дополнительную статью, раскрывающую определение понятия «пособие по безработице».

Статья 30 ФЗ «О занятости населения» устанавливает размер пособия, как процентное отношение к среднему заработку работника за последние три месяца. При этом трудовой стаж работника не учитывается. Действующее положение не соответствует международным стандартам в сфере защиты от безработицы. В данном случае безработный гражданин относится к категории граждан, не имеющей возможности удовлетворить минимальные потребности. В связи с этим, считаю, что при расчете размера пособия по безработице обязательно нужно учитывать минимальный прожиточный минимум в конкретном регионе.

Итак, как мы видим, основной проблемой российского законодательства в области социальной защиты от безработицы является несоответствие международным стандартам. Приведение правовой базы к международным нормам должно смягчить те социально экономические последствия, которые наступают вследствие потери работы. Для модернизации действующего законодательства необходимы политическая воля, стабильная экономическая ситуация и заинтересованность каждого гражданина.

Безработица напрямую влияет на уровень доходов населения, а значит, снижается покупательская способность. Компании, работающие с внутренним рынком страны, страдают от резкого снижения своих доходов. Еще одно негативное последствие безработицы в России - понижение уровня заработной платы на конкурентных рабочих местах.



Происходит это потому, что количество предложений значительно превосходит количество вакансий, и чтобы получить работу, соискатели готовы работать и за меньшую зарплату. В итоге издержки предприятий, конечно, снижаются, но ситуацию с занятостью в положительную сторону это не меняет. Из-за растущего уровня безработицы банки ограничивают выдачу кредитов физическим лицам.

Отдельные способы решения проблем безработицы уже неоднократно предлагались в научной литературе. Однако для комплексного решения проблемы безработицы требуется формирование целостного государственного механизма, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, информационные, кадровые и иные компоненты. Отсутствие такого механизма приведет к увеличению безработицы, росту социального напряжения, массовому распространению бедности и другим негативным последствиям. Необходимость четко сформированной государственной политики в области социальной защиты безработных была наглядно продемонстрирована в период финансового кризиса 2008–2009 годов.

Реализация права граждан на труд должна, с одной стороны, рассматриваться как совокупность действий органов исполнительной власти по предоставлению услуг, связанных с занятостью, с другой - как предусмотренное законом право граждан на получение определенных социально-правовых гарантий.

Однако содержание указанных гарантий таково, что право граждан на занятость предполагает то, что в государстве обеспечено наличие достаточного количества рабочих мест для удовлетворения запросов на работу всего трудоспособного населения страны, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим рабочие места, соответствующие их образованию, опыту работы. Гарантии и компенсации в сфере содействия занятости населения несут важную социальную нагрузку и являются реально действующим механизмом по обеспечению прав безработных граждан.

Вместе с тем ни Конституция РФ, ни Закон о занятости, ни другие нормативные акты не закрепляют обязанность государства обеспечивать занятость всем гражданам, ищущим работу.

Также отметим тот факт, что основной мерой поддержки безработных граждан оставалось и остается пособие по безработице, что свидетельствует о неэффективных тенденциях в этой области. При этом меры профессиональной подготовки и переподготовки граждан, повышения их квалификации являются наиболее приоритетными из всех, так как именно они позволяют человеку, потерявшему работу или пока не востребованному на рынке труда, решить большинство его проблем (в то время как такие меры, как выплата пособия по безработице, все-таки имеет поддерживающий характер, а общественные же работы носят временный характер).


Анализ современного состояния государственной политики в области содействия занятости населения, особенностей регулирования и организации занятости населения и предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий и компенсаций в сфере содействия занятости населения показывает, что сложившаяся система в данной отрасли имеет ряд недостатков.

Первый из них связан с тем фактом, что безработным гражданин признается лишь по месту своей регистрации. В первую очередь, необходимо отметить, что законодатель в обязательном порядке требует от «кандидата» в безработные регистрироваться по месту своей фактической регистрации. Указанное положение было причиной многочисленных споров. Суть их довольно проста - в связи с возросшей миграцией населения многие граждане работают в существенном отдалении от своего места регистрации, что в определенных жизненных ситуациях может помешать им реализовать свои права на регистрацию в качестве безработного.

Недавние события, связанные с глобальным финансово-экономическим кризисом, показали, что далеко не все граждане, нуждающиеся в поддержке государства в области занятости, смогли ее получить. При этом в ряде случае этого не произошло в силу сложностей процедурного характера.

Вторая проблема связана с организацией общественных работ. Указанный способ социальной поддержки широко использовался во время недавних событий глобального экономического кризиса. Тем не менее, общественные работы в ряде случаев могут оказать значимое социальное воздействие на человека, ищущего работу, в связи, с чем нормативную базу этого вида социальной защиты необходимо развивать.

В соответствии с действующим законодательством, общественные работы проводятся в организациях по договорам, что существенно снижает круг работодателей, особенно на селе, так как органы службы занятости не могут заключать договоры на организацию оплачиваемых общественных работ с работодателями - физическими лицами (индивидуальными предпринимателями без регистрации юридического лица и не являющимися индивидуальными предпринимателями).

Третья проблема касается целого ряда фактов, связанных с незаконным получением пособия по безработице. Согласно действующему законодательству, при установлении факта получения пособия по безработице обманным путем гражданину предлагается в добровольном порядке возвратить незаконно полученное пособие по безработице. Информация по случаям незаконного получения социальных выплат передается в правоохранительные органы.


Необходимо отметить и тот факт, что еще одна возможность оптимизации деятельности государственной службы содействия занятости лежит в плоскости тщательного контроля за всеми документами, представленными гражданами для регистрации в службе занятости, а также индивидуальной разъяснительной работы с каждым гражданином, ищущим работу.

Можно выделить и институциональные проблемы, связанные с недостаточным участием в процессе обеспечения занятости населения работодателей, а также тот факт, что современный рынок труда требует более активного участия государства в процессе реализации прав граждан России, связанных с занятостью и защитой от безработицы.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым предложить ряд рекомендаций по оптимизации современной системы содействия занятости населения в Российской Федерации. В частности, проводить мероприятия, направленные на:

- повышение эффективности использования кадрового потенциала органов службы занятости области, снижение доли работников центров занятости населения, не имеющих высшего профессионального и среднего профессионального образования;

- подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов центров занятости, способных осуществлять координационно-посредническую деятельность по организации взаимодействия безработных, незанятых граждан и работодателей;

- особое внимание необходимо уделить технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, с использованием автоматизированных систем, обеспечивающих стандартизацию базовых процедур работы с клиентами, повышающих оперативность регистрации и учета безработных граждан, способствующих своевременному и качественному начислению и выплате пособия по безработице.14

Выполнение данных мероприятий позволит повысить качество оказания услуг в сфере занятости населения.

Также отметим и тот факт, что в настоящее время законодательное регулирование рассматриваемого вопроса достаточно сложно и включает в себя множество законов, постановлений, приказов, инструкций, что в конечном итоге не способствует информационной обеспеченности заинтересованных категорий населения.

Таким образом, среди явных пробелов в законодательном регулировании занятости в Российской Федерации можно отметить факт отсутствия единого кодифицированного акта, в котором бы отражались вопросы занятости и трудоустройства населения. Действующий закон «О занятости населения» лишь отчасти регулирует эти отношения и был принят в далеком 1991 году, утратив к настоящему времени свою актуальность, несмотря на многочисленные изменения. Возможное принятие подобного акта будет способствовать повышению эффективности государственной политики в области занятости населения.