Файл: Социальное обеспечение безработных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 633

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды гарантий социальной поддержки безработных граждан:

  1. выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

  2. выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

  3. оказание материальной помощи;

  4. возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

1. Гарантии реализации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Они имеют непосредственную связь со статьями Трудового кодекса РФ и Закона о занятости населения в РФ. Эти гарантии закреплены в гл. 33-34, 36, 41-42 ТК РФ; Указанные правовые нормы обязывают органы службы занятости при подборе подходящей работы для безработного предлагать работу только соответствующую его состоянию здоровья. Учитывается возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным заболеваниям. Некоторые безработные, к примеру, имеющие специальность химика, не могут трудиться на всех предприятиях химической промышленности из-за того, что определенные вещества для отдельных лиц являются аллергенами, провоцируют кожные заболевания или заболевания органов дыхания. В таких случаях безработный обязан предоставить медицинское заключение в органы службы занятости. Подходящей не может считаться и такая работа, при выполнении которой условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.

2. Гарантии материальной поддержки граждан в период их безработицы. К ним относятся:

- выплата среднего заработка в течение третьего месяца нетрудоустройства уволенным в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации;

- назначение пособия по безработице; - обеспечение стипендией в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- оказание материальной помощи;

- оказание материальной поддержки несовершеннолетних граждан в период их участия во временных работах;

- обеспечение поддержки доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах и безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы в период участия во временных работах;


- назначение досрочных пенсий при соблюдении всех необходимых условий, предусмотренных законодательством.

Перечисленные гарантии второй группы в литературе чаще всего рассматриваются не как гарантии материальной поддержки безработных, а как виды такой поддержки. Такой взгляд Е. Е. Орловой не умаляет их гарантийного характера, поскольку именно они входят в институт защиты прав граждан, без которого, как писал К. Б. Бегичев, невозможна реализация субъективных прав и обеспечение исполнения юридических обязанностей. С помощью выплат материального характера, обеспечивается конституционное право граждан на социальное обеспечение в период, когда они по объективным причинам не могут заработать средства на жизнь.

3. Гарантии обеспечения занятости безработных граждан. К ним относятся: бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве государственной службы занятости; бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации по направлению органов службы занятости населения; возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан; свобода трудоустройства путем прямого обращения к работодателю или с помощью других организаций, созданных для оказания посреднических услуг для трудоустройства; меры по предотвращению массовой безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан; международное сотрудничество в решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан государства за границей и иностранных граждан на территории РФ.

Перечисленные правовые гарантии обеспечения занятости носят общий характер, то есть распространяются на всех без исключения граждан, имеющих соответствующий правовой статус. Помимо них законодательством установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий безработных, которых законодатель относит к числу лиц, испытывающих трудности в поиске работы.



К дополнительным гарантиям относятся установление квоты для приема на работу инвалидов, временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, преимущественное право на участие в общественных работах граждан, не получающих пособие по безработице, состоящих на учете в органах службы занятости в качестве безработных свыше 6 месяцев, приоритетное прохождение профессиональной подготовки, переподготовки.

4. Гарантии соблюдения законодательства сторонами правоотношений, в которые вступает безработный. Применительно к этой группе следует иметь ввиду деление гарантий трудовых прав граждан на гарантии реализации и охраны прав. Гарантии, входящие в названные группы в сфере занятости населения (в узком смысле этого слова), относятся к гарантиям реализации прав безработных. Относительно гарантий охраны их прав, именуемых у нас гарантиями соблюдения законодательства сторонами правоотношений, в которые вступает безработный, то практически в законодательстве о занятости населения они прямо не обозначены.

Гарантии четвертой группы предполагают существование таких организационно-правовых средств, которые призваны: предупреждать нарушение обязанными лицами и органами прав безработных; устанавливать границы правомерных действий обязанных лиц и органов; обеспечивать возможность обжалования действий, направленных на нарушение прав; восстанавливать нарушенные права и компенсировать материальный и моральный вред, вызванный нарушением их прав, за счет виновных лиц.12

Согласно ст. 33 Закона РФ «О занятости населения в РФ» размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы сказать о том, что государство проводит строго структурированную политику, направленную на поддержку самых незащищенных социальных слоев населения. Благодаря этим направлениям граждане получают возможность на улучшение своего уровня жизни, а для некоторых это является основным средством для существования.

Существует несколько видов социальных выплат безработным. В числе которых находятся пособия по безработице, стипендии, материальная помощь и пенсии. Стоит рассказать о каждой из них подробнее. Затронув их общие признаки и особые характеристики, мы можем сделать вывод, что социальные выплаты всегда имеют свой срок, который точно определен и имеет свои рамки, для того чтобы не допускать дефицита бюджета, строго ограничивающий локализацию социальной помощи. Ограничение содержит в себе временной отрезок и определенную фиксированную ставку выплаты, а также диктует определённые условия для их получения.


Именно модель и механизм социальноэкономического обеспечения являются показателем развития государства как прогрессивного участника на международной арене. Поддержка и улучшение, а также разветвление и модификация структуры социального обеспечения будут являться отражением демократического направления прогрессивного развития. Не стоит забывать и о ведущем факторе мысли гуманизации всего общества в мире.

Человек является главной ценностью, а, следовательно, и социальная сфера будет являться базисом и фундаментальной идеей всего общества в целом. Неоспорим тот факт, что на данный момент не учтены еще многие аспекты, касающиеся быстро развивающегося разрыва между богатыми и бедными слоями населения, однако государство стремится сгладить эти пробелы, посредством введения новых пособий и индексации уже существующих. Именно поддерживая это направление и осуществляя постепенное внедрение наиболее революционной системы экономической помощи можно добиться существенного улучшения уровня жизни всего населения в государстве.


Глава 3. Совершенствованию механизма социального обеспечения безработных в Российской Федерации

3.1. Проблемы реализации социального обеспечения безработных в Российской Федерации


К основным международным нормативно-правовым актам, провозглашающим право на труд и защиту от безработицы, относятся: Всеобщая декларация прав человека(1948 г.), а также Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.). Большая часть конвенций и деклараций МОТ ратифицированы Российской Федерацией. Однако Конвенция № 2 «О безработице» 1919 г. и Конвенция № 168 «О содействии занятости и защиты от безработицы» до сих пор остались, не ратифицированы. В Частности Конвенция № 168 устанавливает, что размер пособия по безработице не может быть меньше установленного прожиточного минимума. На мой взгляд, ратификация данной статьи могла бы сократить материальную необеспеченность безработных граждан.

Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25) провозгласила «право на обеспечение» в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», то есть за счет общества. Но Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

Современная Россия провозгласила себя в ст. 7 Конституции Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу этого одной из важнейших задач Российской Федерации являете социальная защита граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение.

Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации и защиты имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Это не только демонстрирует приверженность государства общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам, но и является фактором, обеспечивающим социальную безопасность, стабильность развития общества

Совершенно очевидно, что тяжесть рисков безработицы государство должно разделить с гражданами. Обратимся к истории. Первый законодательный акт, признавший ответственность государства за существование безработицы, а также необходимость социальной защиты граждан, оказавшихся не по собственной воле без работы, был принят в августе 1917 г. Временным правительством. Факт признания государством необходимости осуществить противодействие росту безработицы был очень важным.