ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенность технологии развивающего обучения заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учителей и учащихся. Методы работы и приёмы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Всё это делает технологию развивающего обучения много функциональной.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создаёт атмосферу заинтересованности, стимулирует учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п; использует в ходе урока дидактический материал, оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях Горновской СОШ.
На современном этапе большое внимание уделяется внедрению исследовательских методов обучения в образовательный процесс.
Рассматривая исследование, как процесс выработки нового знания, как один из видов познавательной деятельности, необходимо отметить, что ученик в этом случае проявляет наибольшую степень самостоятельности и творчества.
Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях в природу, летних полевых практикумах.
Для исследовательских работ характерно использование научной методики, собственного экспериментального материала. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы, презентация полученных результатов. Главная особенность исследовательских работ: получение новых, заранее неизвестных результатов.
Познавательная активность, возникающая при изучении объекта или явления с интересующим содержанием, снижает физическую и мыслительную нагрузку, делая выполнение данного вида работы эмоционально приятным, потому что содержание задания каждый раз ново и необычно и вызывает интерес к предмету.
Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий на уроках - это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Организация экспериментальной работы на уроке и кружковом заседании дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знание, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Такое знание является осмысленным, требующим своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, то есть стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.
Педагог знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.
Важно взаимодействие учащихся между собой посредством обобщения исследовательского опыта. В процессе работы формируется умение отстаивать свое мнение и готовность отказываться от неверного пути в случае обнаружения ошибки, а также терпимое отношение к мнению товарищей. Чаще всего такие дебаты происходят на факультативах и кружках, так как время урока ограничено.
Оптимальной формой организации исследовательской деятельности на уроках биологии является работа в малых группах. На выходе формируются умения анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать. Такую работу можно считать учебно-исследовательской деятельностью.
Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией, но и активизировать ее у ученика.
Вся работа осуществляется в процессе свободного использования эксперимента и общения, открытого обмена мнениями, в творческой дискуссии на заседаниях научных обществах учащихся. Определяющими условиями при этом является личная включенность учащегося в исследовательскую деятельность, придание приобретаемым знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса формирования знаний, умений и навыков, а также способствует развитию способности к поиску альтернатив, к открытости, к восприимчивости, к анализу и критике.
В основе технологии лежит коллективно-распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования. Надо отметить, что не всегда учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент очень важно учителю предметнику создать творческую атмосферу, поддержать ребенка.
Анализ работы исследовательского общества, показывает, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности в условиях школы решает несколько важных педагогических проблем:
1) стимулирование интеллектуальной активности обучающихся;
2) приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности;
3) развитие творческого потенциала личности, реализация потребности в самоутверждении личности;
4) профессиональное самоопределение, подготовка к вузовскому образованию14.
2.2. Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время.
Одним из путей творческого восприятия науки является систематическая научно-исследовательская работа.
Практикой многократно доказано, что научиться грамотно, проводить исследования может любой человек.
Остановимся на классификации письменных работ учащихся, среди которых можно выделить следующие группы:
а) «Творческие работы».
б) Реферативные работы (литературные обзоры).
в) Отчёты об экспедициях и поездках.
г)Исследовательские работы.
д)Комплексные работы15.
Обычно в проведении исследования 1/3 времени занимает подготовительный этап, который включает правильную формулировку темы и цели работы, и выбор или отработку методики проведения исследования; 1/3 затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведения опытов; не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Важнейшее основание для выбора темы - наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной. Например, нельзя наблюдать за водными беспозвоночными вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды водных ракообразных или моллюсков водятся в конкретном пруду16.
При постановке задач исследования исследователь должен чётко указать, для чего проводилась работа, за чем (или кем) нужно было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ.
Планирование подразумевает необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Нередко единственным источником получения фактов в биологии служат непосредственные наблюдения в природе или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.
Основной метод получения научных выводов - сравнение наблюдений, опытов и экспериментов. При обработке собранных материалов и изложении результатов работы необходимо как можно более полно сравнить результаты опытов, учётов или наблюдений. После того как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к задачам и посмотреть, ответил ли исследователь на поставленные вопросы.
Форм изложения исследовательских работ много: научный отчёт, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т. п.
Рекомендуемый порядок изложения материала:
1. Название темы работы должно отражать содержание работы.
2. Введение (обосновывается необходимость проведения данной работы, обзор литературы)
3. Дата и место проведения.
4. Цель работы и её задачи.
5. Методика работы.
6. Описание работы (или Результаты и их обсуждение).
7. Выводы.
8. Благодарности.
9. Использованная литература.
10. Приложения17.
Нами проведены исследовательские уроки при изучении раздела «Человек».
Так, например, перед изучением новой темы «Питание и пищеварение» учащимся было дано задание проблемно-исследовательского характера: верна ли поговорка «Человек - то, что он ест». Ученикам было предложено выдвинуть гипотезы, предложить пути их решения, обосновать ход действий по их проверке. Все это было обсуждено в ходе поисковой беседы.
На уроке «Энерготраты человека и пищевой рацион», используя метод исследовательской ситуации по определению функциональной пробы Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки, проводили поисковое обсуждение демонстрации опыта. Анализируя результаты, учащиеся отвечали на вопросы: почему дыхание непроизвольно восстанавливается после задержки? Почему после работы дыхание восстановилось быстрее, чем до нее? После того, как учащиеся сделали соответствующий вывод, им предлагалось сравнить его с материалами учебника. В итоге при сопоставлении собственного заключения исследования и материалов учебника, учащиеся убедились, что вывод, к которому они пришли в ходе эксперимента совпадает с содержанием учебника.
Урок на тему: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов» начали с проведения опыта по изучению механизма глотания. Учащимся было предложено сделать несколько глотательных движений. В результате опыта обнаружилось, что после 3-4 попыток становится труднее произвести глотание. Ими было сделано предположение, что механизм глотания связан с деятельностью слюнных желез. В результате исследовательского самонаблюдения, выяснили, как осуществляется механизм глотания. Глотание - рефлекторный акт. Оно совершается непроизвольно. Центры глотания и слюноотделения находятся в одном и том же отделе головного мозга
18.
2.3. Результаты опыта использования учебно-исследовательской деятельности в обучении биологии
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают учащимся лучше справляться с требованием программы и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у детей исследовательские наклонности.
Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей учащегося, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании курса биологии19.
Вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность осуществляется на уроках биологии и в системе дополнительного образования школы.
Тематика и характер исследовательских работ учащегося могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать рабочим программам.
Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у учащихся исследовательские наклонности - необходимо не только поставить опыт и получить результаты экспериментальной работы, но и проанализировать их, выявить причинно-следственные связи, предложить свои пути решения проблемы. Это развивает логику и мышление обучающихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной экологической проблеме, требует организации и собранности. Кроме того, в ходе выполнения исследования происходит непосредственное общение ребят с природой, развивается наблюдательность, повышается экологическая культура в целом.
Решая конкретную экологическую проблему, юные исследователи начинают понимать необходимость природоохранной деятельности, чувствовать ответственность за состояние природной среды своей местности, своего края, повышают экологическое сознание20.
Применяя учебно-исследовательскую деятельность в своей практике, мы реализуем основной принцип – принцип систематичности, последовательности и комплексности, что помогает повысить интеллектуальный уровень, творческий и познавательный интерес предмета биология в сфере учебной и внеклассной деятельности.