Файл: Урок в режиме развивающего обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За период прохождения практике в школе, на уроках биологии и во внеурочное время была использована данная технология, в связи с чем на у ребят наблюдается повышение интереса к предмету «Биология», высокий уровень мотивации к учебной и вне учебной деятельности (с 81% до 90%).

Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся: рост «качества знаний» при 100 %-ной успеваемости (с 67,5% до 74,5%).

Вывод: таким образом, развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа - характером преподавания и учения. Поиск и использование современных и наиболее эффективных форм и методов учебно-исследовательской деятельности способствует интеллектуальному развитию личности, повышению качества образования, продолжению образования в соответствии с профессиональными намерениями. Это отвечает требованиям современного общества о необходимости сформировать профессионально и социально компетентную, мобильную личность, способную делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Заключение
Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развития обучения.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Термин обязан своим происхождением В.В. Давыдову.

Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.

Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий. 


Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается между учеником и учителем, уважительное отношение друг к другу, является важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет получать информацию о соответствии полученных результатов предъявляемым требованиям, что составляет контрольно- оценочный, или рефлексивный, компонент педагогической деятельности.

Установлено, что в традиционных учебниках встречается недостаточно упражнений исследовательского характера. Как показывает практика, даже потенциал развивающих задач, имеющихся в учебниках, используется слабо. Задания, исследовательского характера существенно отличаются от традиционных заданий уже своей формулировкой.

Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. С целью решения научно - практических задач развивающего обучения создана Ассоциация «Развивающего обучения», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России и других стран.

Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям ХХI века. Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Создать такую личность можно использовав систему развивающего обучения.

Таким образом, разнообразие форм исследовательской деятельности развивает творчество учащихся, повышает интерес к предмету биологии, прививает любовь и бережное отношение к природе, способствует активности детей во внеурочной и внеклассной работе.

Список литературы


  1. Барболин, М.П. Методологические основы развивающего обучения / М.П. Барболин. - М.: Петрополис, 2015. - 280 c.

  2. Бордовская, Н.В. Педагогика. / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.

  3. Бруновт, Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека./ Е.П. Бруновт. – М.: Просвещение, 2003.- 236 с.

  4. Верзилин, Н.М., Общая методика преподавания биологии. /Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская – М.: Просвещение, 2003. – 287 с.

  5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов. – М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 c.

  6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. – 288 с.

  7. Давыдов, В.В. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. / В.В. Давыдов. – 1997 - № 1. – С. 22-27.

  8. Карцева, И.Д. Хрестоматия по методике преподавания биологии./ И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина – М.: Просвещение, 2007. – 180 с.

  9. Колечко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. /А.К. Колечко.- С.-Петербург: Медиа-Союз.- 2012. – 204 с.

  10. Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. - М.: Вита-Пресс, 2009. - 448 c.

  11. Молис, С.С. Активные формы и методы обучения биологии. / С.С. Молис. – М.: Просвещение, 2008. – 243 с.

  12. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

  13. Райер Г. Современные технологии профессионального обучения. / Г. Райер. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.

  14. Рыков, Н.А. Руководство к практическим занятиям по методике преподавания зоологии./ Н.А. Рыков. – М.: Просвещение, 2006. – 346 с.

  15. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2002. - 240 с.

  16. Современный урок биологии / Н.М.Верзилина. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 132 с.

  17. Толпекина, Н.В. О реализации личностно-ориентированного подхода при обучении учащихся математике в основной школе // Адаптивная система повышения квалификации педагогов и руководителей / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2003.-С.97-99.

  18. Штерингарц, Е. М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников в дополнительном образовании / Е.М. Штерингарц. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 188 c.

  19. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина / под ред. В.В. Давыдова.- М.: Директ-Медиа, 2008. - 76 с.

  20. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. / И.С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2000.-176с.



1 Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 2002. – С. 56

2 Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. – С. 112

3 Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. – С. 123

4 Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. - М.: Вита-Пресс, 2009. – С. 94

5 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. – С. 71

6 Бордовская, Н.В. Педагогика.. - СПб: Питер, 2000. – С. 102

7 Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. -М.: Сентябрь, 2000.- С. 86

8 Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. - М.: Петрополис, 2015. - 154

9 Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2003. – С. 77

10 Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 2003. – С. 79

11 Давыдов В.В. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование.. – 1997 - № 1. – С. 22-27.

12 Колечко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- С.-Петербург: Медиа-Союз.- 2012. – С. 54

13 Толпекина Н.В. О реализации личностно-ориентированного подхода при обучении учащихся математике в основной школе // Адаптивная система повышения квалификации педагогов и руководителей / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2003.-С.97-99.

14 Райер Г. Современные технологии профессионального обучения.– Омск: Омскбланкиздат, 2001. – С. 28

15 Карцева И.Д. Хрестоматия по методике преподавания биологии– М.: Просвещение, 2007. – С. 67

16 Современный урок биологии / Н.М.Верзилина. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – С. 43

17 Штерингарц Е.М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников в дополнительном образовании. - М.: Авторский Клуб, 2015. – С. 51

18 Бруновт Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека./ Е.П. Бруновт. – М.: Просвещение, 2003.- С. 133

19 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Директ-Медиа, 2008. – С. 206

20 Молис С.С. Активные формы и методы обучения биологии. / С.С. Молис. – М.: Просвещение, 2008. – С. 84