Файл: Урок в режиме развивающего обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такая форма распределения обязанностей между учителем и учеником обусловливает и характер отношений между ними, которые строятся по типу делового сотрудничества5.

Для того, чтобы каждый отдельный ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, он должен сотрудничать не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Умение организовать и поддержать коллективный учебный диалог является наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя, осуществляющего развивающее обучение.

Таким образом, оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание и намечаются пути решения очередной учебной задачи.

Основная форма добывания знания, решения проблемы – дискуссия.

Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы

Результаты общения «учитель – ученик»:

- Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.

- Учитель владеет умением «подать себя»

- Дети испытывают интерес, уважение к учителю.

- Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.

- Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям (ориентация на методическое соавторство)

- Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке6
1.3. Урок в режиме развивающего обучения.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу), более полный, системный переход от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Деятельностный подход в обучении на уроках в режиме развивающего обучения предполагает следующее: ученик становится в ситуацию интеллектуального затруднения, решает познавательные задачи, ищет пути решения проблем, в процессе поиска решения, обменивается информацией с учителем.


Под системой развивающего обучения подразумевается использование всех активных форм, методов и приемов, направленных, как на повышение познавательного интереса, познавательной активности, формирования ЗУНов, СУДов, развития творческого мышления так  и на прогрессивное развитие личности в целом.

Научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, способствуют - проблемные ситуации; проблемное изложение; обучение через деятельность; групповая и парная работа, индивидуальная работа; коллективная работа; фронтальная работа, частично-поисковый метод (творческие задачи); технология применения метода проблемно-блокового урока; «оценочная» деятельность обучающихся (результат)7.

Центральное место в структуре урока в режиме развивающего обучения занимают творческие и проблемные  задания или задачи, которые существенно сокращают время на изучение большого объёма изучаемого материала и его усвоение.

Поскольку развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности, то содержание урока в режиме развивающего обучения выстраивается с учетом алгоритма формирования системы знаний, умений и навыков, направленных на активизацию познавательной учебной деятельности и развития творческого мышления.

Урок в режиме развивающего обучения включает следующие этапы: организационный момент, целеполагание, повторение пройденного учебного материала, изучение нового блока информации, осознание и осмысление блока новой учебной информации, закрепление, применение знаний и умений, проверка уровня  усвоения блока новой учебной информации8.

Перед выполнением каждого задания обсуждается цель и связь с предыдущим заданием.

Для повторения изученного материала могут быть использованы различные методические приёмы: беседа, проверочный диктант, ответы учащихся у доски, по карточкам и т.д. Кроме этого следует обратить внимание, что оказанная помощь во время проверочной работы создаёт атмосферу сотрудничества, устраняет страх наказания плохой отметкой. Это важно на первых этапах изучения биологии.

В старших классах качество и объём выполненной учеником работы оценка за проделанную работу должна отражать персональное развитие ребёнка, совершенства его учебной деятельности, в связи с чем, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможности другого ученика это весьма посредственный результат. Иначе будет потеряна их воспитательное и образовательное значение.



Повторение завершается постановкой перед учащимися познавательного вопроса.

При проведении обобщающих уроков учителя часто используют метод самостоятельной работы с учебником.

Учащиеся внимательно знакомятся с заданием, используют имеющиеся знания, сведения из учебника.

Результат работы они записывают на отдельных листочках – черновиках. Предварительная, самостоятельная проработка вопроса на листочках с последующим обсуждением у доски даёт возможность формировать у учащихся уже в 6-м классе навыки самоконтроля; закреплять приобретённые ранее знания у каждого из школьников, опираясь на моторную, зрительную, эмоциональную, слуховую память.

В ходе фронтальной проверки выполнения задания выясняется окончательные варианты ответа.

Таким образом, в результате активной мыслительной деятельности школьники шаг за шагом решают познавательную задачу.

В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно составляли план рассказа учителя или план – конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

Используя план – конспект, учащиеся успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания.

Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нём главной мысли, работа с научно – популярной литературой, помогают формированию у учащихся теоретического и образно – предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыков работы с литературой, предлагают ученикам выполнить различные посильные задания. Например, в 7 классе при изучении темы: «Кишечнополостные» сделать сообщение о представителе кишечнополостных. Оформить сообщение на альбомных листах, титульный лист – рисунком животного. В классе ученик пересказывает своё сообщение.

При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся не стесняются высказывать свои мысли и суждения9.

Учителя используют на уроках биологии лабораторные методы, в ходе которых учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. Эксперимент как метод всегда занимал достойное место среди других видов деятельности, применяемых в школе. Это один из вариантов развития практических навыков у школьников, как в результате сотрудничества с учителем, так и в ходе индивидуальной работы.


Во время экскурсии на природу учитель организует работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами путем наблюдения в природе, и обсуждения решили поставленную задачу.

Использование данных направлений в реализации технологий развивающего обучения позволяет добиваться стабильных результатов в работе с обучающимися, активизирует мыслительную деятельность школьников и разнообразные методические приёмы: моделирование, варианты дифференцированных заданий, учебные игры, тесты, аудио- и визуальные материалы. Из компьютерных и информационно – коммуникативных средств используют мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии.

На уроках в 6 –7 классах в целях активизации познавательной деятельности применяют загадки, ребусы, кроссворды. При изучении биологии растений в этих классах могут быть использованы игровые моменты, в основном в конце урока. В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала. В виде игры проводят обобщающие уроки, например, в виде соревнований между командами в 6 классе при повторении тем: «Лист», «Стебель» и «Цветок»10.

Для самостоятельной работы используется дидактические материалы: тетради на печатной основе (например, «Дневник наблюдений», человек и его здоровье и д.р.) и сборники заданий для учащихся.

В методике организации развивающего обучения школьников большое значение имеет проблемное обучение.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации: способ аналогий, индуктивный, аналитико-синтетический способ, отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала, выдвижение проблемного вопроса, сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт, способ проблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать ее и аргументировать ее решение11.

Приемами, способствующими развивающему обучению на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются: прием новизны, прием семантизации, прием значимости.


Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются: постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, исследовательский прием, эвристический прием, прием научного спора.

На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету: использование натуральных объектов в заданиях для учащихся, прием моделирования, составление схем, таблиц, использование символов для выполнения заданий.

В практике работы школы при развивающем обучении используются следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с

ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию12.

Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

Наблюдения за учениками в ходе образовательного процесса, показали, что не все учащиеся испытывают  повышенный интерес к изучению биологии. Для получения более полной картины, которая позволит сконструировать задания творческого, продуктивного и репродуктивного характера существует ряд следующих диагностик:

-диагностика уровня познавательной самостоятельности,

-диагностика обученности по предмету,

-диагностика уровня усвоения системы знаний,

-диагностика определения зон актуального и ближайшего развития.13.

Вывод: Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Все основные характеристики развивающего обучения - содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающиеся в нем коммуникации – взаимосвязаны и, в конечном счете, обусловлены целями развивающего обучения.