Файл: 1Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание



Введение 3

1Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе. 5

1.1 Понятие и структура продуктивной деятельности 5

1.2Понятие продуктивных видов деятельности и их задачи во второй младшей группе. 9

1.3Особенности организации занятия по аппликации во второй младшей группе. 13

2Методическое обеспечение процесса обучения детей аппликации во второй младшей группе 19

2.1Разработка методических материалов, обеспечивающих организацию занятий аппликацией во второй младшей группе 19

Заключение 24

Список использованных информационных источников 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 28





Введение


Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.


Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Выше изложенное в целом на теоретико-методическом уровне определило проблему настоящего исследования: составление методических материалов, обеспечивающих организацию занятий аппликацией во второй младшей группе

Цель исследования: теоретическое обоснование психолого-педагогический особенностей методики обучения продуктивных видов деятельности во второй младшей группе

Объект исследования: психолого-педагогические особенности развития предпосылок в деятельности во 2ой младшей группы.

Предмет исследования: содержание работы с детьми младшей группы по аппликации.

Задачи исследования:

  • Изучить понятие и структуру продуктивной деятельности

  • Изучить понятие продуктивных видов деятельности и их задачи во второй младшей группе

  • Изучить особенности организации занятия по аппликации во второй младшей группе

  • Разработать методические материалы, обеспечивающие организацию занятий аппликацией во второй младшей группе


Теоретическая значимость: подобранный в работе теоретический материал может являться базой для понимания работы с детьми во второй младшей группе по аппликации.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы как методический комплект по обеспечению процесса реализации овладения детьми знаниями, навыками и умениями необходимыми для аппликации.

В работе были использованные следующие методы исследования: анализ-психолого-педагогической, изучение педагогического опыта, составление библиографии, конспектирование.



  1. Понятие продуктивной деятельности и особенности организации занятий по аппликации во второй младшей группе.

    1. Понятие и структура продуктивной деятельности


Дет­ская про­дук­тивная де­ятельность пред­по­лага­ет соз­да­ние ре­бен­ком оп­ре­делен­но­го про­дук­та (из­де­лия). В дош­кольный пе­ри­од та­кими про­дук­та­ми яв­ля­ют­ся ри­сун­ки, ап­пли­кации, по­дел­ки из бу­маги, кар­то­на, при­род­но­го, бро­сово­го и плас­ти­чес­ко­го ма­тери­алов и т. д. В хо­де про­дук­тивной де­ятельнос­ти де­ти ак­тивно ос­ва­ива­ют спо­собы об­ра­бот­ки ху­дожес­твен­ных ма­тери­алов и ов­ла­дева­ют изоб­ра­зительны­ми, плас­ти­чес­ки­ми и конс­трук­тивны­ми уме­ни­ями. При этом соз­да­ние прин­ци­пи­ально но­вого от дош­кольни­ков не тре­бу­ет­ся. Та­кая си­ту­ация обус­ловле­на сущ­ностью де­ятельнос­ти. [1]

Рас­смот­рим по­нятие дет­ской про­дук­тивной де­ятельнос­ти в трак­товках раз­личных ис­сле­дова­телей.

В пси­холо­го-пе­даго­гичес­кой ли­тера­туре упо­мина­ют­ся сле­ду­ющие по­нятия:

  • «про­дук­тивная де­ятельность» — де­ятельность ре­бен­ка, ор­га­низу­емая с целью по­луче­ния про­дук­та (пос­тройки, ри­сун­ка, ап­пли­кации, леп­ной по­дел­ки и т. п.), об­ла­да­юще­го оп­ре­делен­ны­ми за­дан­ны­ми ка­чес­тва­ми;

  • «про­дук­тивность» — ка­чес­тво де­ятельнос­ти, оно ха­рак­те­ризу­ет­ся про­из­во­дительностью, эф­фектив­ностью со­вер­ша­емых действий, ко­эф­фи­ци­ент по­лез­ности ко­торых име­ет вы­сокие по­каза­тели;

  • «про­дукт де­ятельнос­ти» — ре­зультат де­ятельнос­ти, ко­торый яв­ля­ет­ся следс­тви­ем ре­шения кон­крет­ной за­дачи;

  • «про­дук­тивное мыш­ле­ние» — тип мыш­ле­ния, да­ющий но­вый ко­неч­ный про­дукт, ко­торый яв­ля­ет­ся следс­тви­ем быс­тро­го и глу­боко­го ус­во­ения зна­ний и уме­ния при­менять их в но­вых ус­ло­ви­ях;

  • «про­дук­тивное во­об­ра­жение» — про­цесс соз­да­ния прин­ци­пи­ально но­вых пред­став­ле­ний, не име­ющих не­пос­редс­твен­но­го об­разца, ког­да действи­тельность твор­чески пре­об­ра­зу­ет­ся, а не прос­то ме­хани­чес­ки ко­пиру­ет­ся или вос­созда­ет­ся;

  • «про­дук­тивное вос­при­ятие» — это от­ра­жение ре­бен­ком пред­ме­та или яв­ле­ния в це­лом при не­пос­редс­твен­ном их воз­действии на ор­га­ны чувств;

  • «про­дук­тивный под­ход» — спо­соб де­ятельнос­ти, поз­во­ля­ющий фор­ми­ровать уме­ние у де­тей ре­шать важ­ные для них проб­ле­мы, на­ходить вы­ход из нес­тандар­тных си­ту­аций.

Про­дук­тивная же де­ятельность ог­ра­ничи­ва­ет­ся только по­луче­ни­ем про­дук­та в ре­зульта­те осу­щест­вле­ния кон­крет­ных действий, обоз­на­чен­ных в за­даче.


Раз­ви­тие про­дук­тивной де­ятельнос­ти ха­рак­те­ризу­ет­ся уме­ни­ем де­тей до­биваться нуж­но­го ре­зульта­та ли­бо по за­дан­но­му об­разцу, ли­бо в про­цес­се ре­али­зации собс­твен­но­го за­мыс­ла.[13]

Про­дук­тивная де­ятельность нап­ря­мую свя­зана с раз­ви­ти­ем поз­на­вательных про­цес­сов, пос­кольку соз­данный детьми про­дукт в большей сте­пени от­ра­жа­ет их пред­став­ле­ния о пред­ме­тах, объек­тах и яв­ле­ни­ях ок­ру­жа­юще­го ми­ра и эмо­ци­ональное от­но­шение к ним. Про­дук­тивная де­ятельность под­креп­ля­ет­ся реп­ро­дук­тивной.

Реп­ро­дук­тивность де­ятельнос­ти пред­по­лага­ет только вос­про­из­ве­дение уже су­щес­тву­юще­го про­дук­та с пов­то­рени­ем всех эта­пов его вы­пол­не­ния.

Реп­ро­дук­тивная де­ятельность дош­кольни­ков стро­ит­ся на чет­ком ал­го­рит­ме, ко­торый про­думан пе­даго­гом. От­ступ­ле­ние от ал­го­рит­ма мо­жет на­рушить об­щий ход де­ятельнос­ти и по­мешать по­луче­нию за­думан­но­го ре­зульта­та. С од­ной сто­роны, та­кая осо­бен­ность реп­ро­дук­ции поз­во­ля­ет фор­ми­ровать у де­тей ус­тойчи­вые зна­ния и уме­ния, с дру­гой сто­роны, чрез­мерное ув­ле­чение реп­ро­дук­тивной де­ятельностью бу­дет тор­мо­зить про­яв­ле­ние твор­ческой ак­тивнос­ти, что ос­ложнит твор­ческое ста­нов­ле­ние де­тей в це­лом.

Про­дук­тивность мо­жет про­яв­ляться как вза­имо­действие спо­собов соз­да­ния уже име­ющих­ся про­дук­тов. В про­дук­тивной де­ятельнос­ти ре­бен­ку пре­дос­тавля­ют­ся нес­колько ва­ри­ан­тов вы­пол­не­ния про­дук­та, каж­дый из ко­торых пред­став­лен од­ним или нес­кольки­ми ал­го­рит­ма­ми. Ре­бенок в этом слу­чае ли­бо вы­бира­ет спо­соб ре­шения за­дачи, ли­бо ком­би­ниру­ет час­ти вы­пол­ненных пе­даго­гом ра­бот (пе­даго­гичес­ких эс­ки­зов). По­это­му счи­тать та­кую де­ятельность твор­ческой бы­ло бы не­вер­но. Твор­ческой она ста­новит­ся тог­да, ког­да ре­бенок на ос­но­ве име­юще­гося опы­та про­дук­тивной де­ятельнос­ти при­думы­ва­ет но­вый про­дукт, ра­нее им не соз­данный, в ко­тором ре­али­зу­ет­ся его собс­твен­ный за­мысел.

Та­ким об­ра­зом, реп­ро­дук­тивная и про­дук­тивная де­ятельность пред­став­ля­ют со­бой раз­ные сто­роны од­но­го про­цес­са, ко­торый яв­ля­ет­ся пред­две­ри­ем твор­чес­тва.

В раз­ви­тии дет­ской про­дук­тивной де­ятельнос­ти мож­но вы­делить ряд важ­ных под­хо­дов:

1.Ин­тегра­тив­ный под­ход
 на­цели­ва­ет пе­даго­га на всес­то­рон­нее гар­мо­нич­ное раз­ви­тие де­тей. Он поз­во­ля­ет дош­кольни­кам ком­би­ниро­вать зна­ния и уме­ния для по­луче­ния про­дук­та.

Ин­тегра­тив­ный под­ход пред­по­лага­ет сле­ду­ющие ос­новные ви­ды ин­тегра­ции:

  • де­ятельнос­тная — пред­по­лага­ет кор­ре­ляцию ос­новных ви­дов про­дук­тивной де­ятельнос­ти де­тей дош­кольно­го воз­раста: ри­сова­ния, ап­пли­кации, леп­ки, конс­тру­иро­вания;

  • ка­чес­твен­ная — нап­равле­на на фор­ми­рова­ние ин­тегра­тив­ных ка­честв лич­ности, ко­торые пре­дус­мотре­ны ФГТ и ФГОС как ко­неч­ный ре­зультат об­ра­зова­тельной де­ятельнос­ти дош­кольных об­ра­зова­тельных ор­га­низа­ций;

  • со­дер­жа­тельная — ха­рак­те­ризу­ет­ся ис­пользо­вани­ем ком­плексно-те­мати­чес­ко­го пла­ниро­вания, в ко­тором осу­щест­вля­ет­ся мно­го­уров­не­вая кор­ре­ляция ин­форма­ци­он­но­го по­ля раз­личных об­ра­зова­тельных об­ластей и ви­дов про­дук­тивной де­ятельнос­ти;

  • фун­кци­ональная — пред­по­лага­ет со­чета­ние раз­личных форм ор­га­низа­ции пе­даго­гичес­ко­го про­цес­са в ус­ло­ви­ях ос­новно­го и до­пол­ни­тельно­го дош­кольно­го об­ра­зова­ния;

  • воз­рас­тная — на­цели­ва­ет пе­даго­га на ор­га­низа­цию сов­мес­тной изоб­ра­зительной де­ятельнос­ти, в ко­торой учас­тву­ют де­ти раз­но­воз­рас­тных групп и ро­дите­ли.

2.Сис­темный под­ход свя­зан с ком­би­наци­ей раз­личных ме­тодов и при­емов в ор­га­низа­ции про­дук­тивной де­ятельнос­ти. Чем ши­ре ди­апа­зон ис­пользу­емо­го пе­даго­гичес­ко­го инс­тру­мен­та­рия, тем луч­ше ре­зультат.

3.Фун­кци­ональный под­ход от­ра­жа­ет осо­бен­ности ов­ла­дения детьми каж­дым ви­дом про­дук­тивной де­ятельнос­ти с уче­том их спе­цифи­ки.

4.По­тен­ци­альный под­ход — это воз­можность ак­ти­виза­ции детьми в хо­де про­дук­тивной де­ятельнос­ти сво­его ху­дожес­твен­но­го по­тен­ци­ала и име­юще­гося изоб­ра­зительно­го, конс­трук­тивно­го и плас­ти­чес­ко­го опы­та.

К ви­дам про­дук­тивной де­ятельнос­ти от­но­сят­ся те, ко­торые нап­равле­ны на по­луче­ние про­дук­та поз­на­ния, соз­да­ния, пре­об­ра­зова­ния, ис­пользо­вания в но­вом ка­чес­тве пред­ме­тов, объек­тов, си­ту­аций, яв­ле­ний, ре­сур­сов лич­ности с опо­рой на име­ющи­еся эс­ки­зы.

Про­дук­тивная де­ятельность име­ет ряд