Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководство. Игра с разноцветными обручами проводится в зале. Дети образуют большой ровный круг. У каждого в руках цветной обруч. «Давайте представим,- говорит воспитатель,- что наш круг - это большая клумба, и на ней растет много разноцветных цветов». На пол воспитатель кладет белый обруч
(сердцевину цветка). Прикладывает к нему один за другим цветные обручи и одновременно называет цвета обручей-лепестков. «Расцветает» большой красочный цветок. Дети любуются им. Затем на пол кладут несколько белых обручей и предлагают детям выложить вокруг них лепестки. Воспитатель называет тот или иной цвет спектра, и те, у кого обручи окрашены в названные цвета, подходят к белым обручам и прикладывают к ним свои цветные обручи.
Постепенно на полу возникают декоративные цветы. Когда цветы из обручей
«расцветут на клумбе», дети рассматривают их с некоторого расстояния.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

Цветной волчок*
Дидактическая задача. Учить детей получать различные светлотные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый темный», «самый светлый».
Материал. Волчки - восемь штук (если нет волчка, можно на заостренную спичку или палочку надеть диск из плотной бумаги, диаметр 8 см). Кружки из бумаги (диаметр 4 см) красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов, с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении белого кружка на цветной можно уменьшать или увеличивать белый просвет (цв. табл. 16).
Руководство. Игра проводится с подгруппой детей по 6-8 человек. Дети сидят вокруг стола. На столе лежат разноцветные кружки из бумаги. Воспитатель берет в руки волчок и обращается к детям: «Сегодня я вам покажу, как можно играть с веселой игрушкой - волчком. Сейчас я буду на палочку надевать разноцветные кружки и вращать волчок, а вы смотрите внимательно, потом скажите мне, какого цвета кружки получаются при вращении волчка».

Воспитатель вращает волчок с красным и белым кружками, при уменьшении или увеличении белого просвета появляются разные оттенки цвета, от самого темного к самому светлому. Затем вращается волчок с синим и белым, зеленым и белым кружками и т. д. Дети называют появляющиеся при вращении волчка цвета и их оттенки. В случае затруднения воспитатель помогает дать названия тому или иному оттенку.
Взрослый напоминает детям, как они получали такие же оттенки, когда окрашивали воду в разные цвета.
Затем воспитатель раздает детям кружки, волчки и предлагает самим складывать кружок и вращать волчок.
Орнамент
Дидактическая задача. Учить детей получать новые оттенки цветовых тонов по светлоте.
Материал. Демонстрационный: два образца орнаментов с темно-красными краями и светло-красной серединой. Раздаточный: листы бумаги, кисти, палитры, краски (гуашь) красная и белая, тряпочки, баночки с водой (цв. табл. 18).
Руководство. Воспитатель рассказывает детям, что у всех художников есть палитры, чтобы смешивать на них краски и получать нужный цвет: «Сегодня у вас есть палитры, и вы будете рисовать как настоящие художники». Показывает орнаменты: «Мы будем рисовать коврики. У наших ковриков края темно-красные, а в середине светло-красная фигурка. Каждый из вас нарисует один из этих ковриков - кому какой хочется. Посмотрите, какого цвета у вас краски. (Ответы.)
Правильно, красного и белого. А светло-красной нет. Мы ее сделаем сами. Чтобы получился новый оттенок красного цвета - светло-красный (его часто называют розовым), надо смешать белую и красную краски. Я кладу кисточкой на палитру
много белой краски, обмакиваю всю кисть. После этого хорошо промываю кисть и промокаю тряпочкой. Теперь беру на кончик кисточки немножко красной краски и хорошо смешиваю ее с белой, чтобы вся краска получилась одинаковая.
(Краска должна получится светлее, чем центральная фигура на образце.)


Посмотрите, это такой оттенок, как нам нужен? (Педагог вместе с детьми выясняют, что оттенок слишком светлый и что надо добавить еще немножко красной краски. Все это воспитатель демонстрирует, показывая, как надо после каждой краски мыть кисть.) Вот теперь получилась светло-красная краска нужного оттенка».
Далее педагог предлагает детям самостоятельно получить нужный цвет и нарисовать в середине коврика фигурку, как на образце. Напоминает порядок действий. Затем кисточки промываются, вытираются, после чего дети рисуют края коврика красной краской (без предварительного рисунка карандашом).
Воспитатель развешивает работы детей на демонстрационной доске, все вместе сравнивают их с образцом, анализируя подбор цвета.
Окраска воды*
Дидактическая задача. Закреплять представления об оттенках цветов (три градации цвета); учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлее», «самый светлый».
Материал. Раздаточный: стеклянные баночки с водой (по три штуки на каждого ребенка); гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая); кисточки; тряпочки (цв. табл. 18).
Руководство. Воспитатель показывает детям шесть цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. «Сегодня,- говорит он,- вы вспомните, какие оттенки имеет каждая краска». Берет три одинаковые баночки, наполненные водой. Набирает на кисточку красную краску и опускает кисточку в воду. Вода приобретает красный цвет. Дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает на нее чуть больше краски, чем в первый раз, опускает кисточку в другую баночку. Вода окрашивается в темно-красный цвет. Дети отмечают разницу в оттенке цвета, с помощью воспитателя называют этот оттенок. И наконец, воспитатель, набрав на кисточку совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным. Предлагает детям повторить это название. Поставив баночки с окрашенной водой рядом, взрослый
подчеркивает, что из одной краски (красной) можно получить три разных оттенка
(темно-красный цвет, чуть светлее и совсем светлый). Затем детям дают по три баночки с водой, кисточки, чистую воду для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски и предлагают выбрать по желанию краску и окрасить ею воду в баночках в три оттенка - темный, светлее, самый светлый.
В конце занятия дети любуются полученными оттенками краски
1
Три воздушных шарика
Дидактическая задача. Закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомить со светлотным рядом.
Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков разной светлоты (цв. табл. 18). Раздаточный: листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка.
Руководство. Воспитатель: «Дети, сегодня мы будем раскрашивать шарики.
Смотрите, как раскрашены шарики у меня... Все они синие, но разных оттенков.
Сначала нарисован самый светлый, потом потемнее, а потом самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки?, (Ответы детей.) Правильно, сначала вы положите на палитру много белой краски. Для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, а для второго - побольше. (Смешивает краски на глазах у детей.) Слева на палитре сделайте совсем светлый синий цвет, а справа - потемнее. Самый темный шарик нарисуем чистой синей краской».
Сделав нужные краски, дети раскрашивают шарики. Воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков соответствовал образцу.
Выполненные работы вывешиваются. Педагог вызывает детей (по одному) и просит дать оценку работам с точки зрения соответствия цвета рисунков цвету образца.
Назови цвет


Дидактическая задача. Учить детей называть цвет и оттенок (по светлоте).
Материал. Любые предметы разных цветов (по три-четыре предмета двух оттенков каждого цвета). Оттенки должны различаться по светлоте.
Руководство. Дети сидят полукругом, в центре - стол с набором предметов.
Воспитатель назначает водящего.
Водящий выбирает предмет, подходит к одному их сидящих детей, и тот называет цвет и оттенок предмета. Если он не может ответить, тот же предмет предъявляется другому ребенку. Ответивший ребенок становится водящим, а первый садится на его место.
Если дети затрудняются в назывании оттенка, воспитатель задает наводящий вопрос: «Какой это оттенок - темный или светлый?»
Радуга
Дидактическая задача. Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.
Материал. Демонстрационный: картина «Радуга», указка. Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги, клей, кисточки, тряпочки (цв. табл. 19).
Руководство. Воспитатель спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение
«Цвета радуги».
Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная - вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный
Красная редиска выросла на грядке, Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят, Красные знамена за окном горят.
Оранжевый

Оранжевой лисице Всю ночь морковка снится - На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит, Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят. Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук И огурцы зеленые, А за окном зеленый луг И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом, И в нем живет веселый гном В зеленых брючках новых Из листиков кленовых.
Голубой Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами еще голубей. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
Синий
В синем море - островок, Путь до острова далек. А на нем растет цветок -
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу. Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. С фиолетовой сиренью будет жить она На столе в красивой вазе около окна.
А. Венгер
Закончив чтение стихотворения, воспитатель предлагает детям положить перед собой листочки с половиной радуги и говорит: «В таком порядке всегда располагаются цвета в радуге. Первый цвет - красный. Возьмите красную полосочку и положите на свое место, рядом с красной половинкой. Вторым идет оранжевый. Найдите оранжевую полосочку и положите. Третий цвет - желтый.
Четвертый - зеленый. Положите эти полосочки тоже. А теперь голубой - это пятая полосочка. Голубой цвет похож на синий, но он светлее и чуть-чуть зеленоватый, а темно-голубой обычно называют цветом морской волны. Найдите голубую полосочку. Шестым идет синий цвет, а последним, седьмым - фиолетовый.
Положите и эти полоски».


После этого воспитатель проверяет, как ребята разложили полоски, и при необходимости предлагает исправить. Затем дети приклеивают все полоски радуги.
В заключение воспитатель подводит итог, говорит о том, что теперь дети узнали, в каком порядке располагаются цвета в радуге, познакомились с голубым цветом и сделали красивую аппликацию.
Разноцветный сарафан
Дидактическая задача. Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание детей на взаимосвязь между цветами спектра.
Материал. Волчок - фигурка девочки в платочке и сарафане (можно использовать обычный пластмассовый или деревянный волчок); кружки из бумаги (диаметр 4,5 см): красный, синий, желтый - с круглыми отверстиями в центре и прорезью по радиусу (цв. табл. 20).
Руководство. Воспитатель раздает детям волчки, наборы разноцветных кружков из бумаги. «К нам в гости сегодня пришла девочка-плясунья,- говорит он.- Посмотрите, какой нарядный желтый сарафан на девочке. Кроме этого сарафана, у нее есть еще несколько разноцветных сарафанов». Педагог показывает детям вырезанные из бумаги кружки-сарафаны, состоящие из сочетаний красного и синего, желтого и красного цветов.
«Скажу вам по секрету,- говорит воспитатель,- сарафан у девочки волшебный. Стоит только пуститься в пляс, как цвет его меняется: желто-синий сарафан становится зеленым, красно-синий - фиолетовым, желто-красный превращается в оранжевый». Воспитатель раскручивает волчок, и сарафан меняет свои цвета. Движение волчка замедляется, и дети видят, что сарафан вновь становится желто-синим. Воспитатель объясняет детям секрет волшебного изменения цвета сарафана. Медленно снимает с девочки желтый кружок сарафана. Под ним оказывается синий. Снимает и его.
В зависимости от площади, занимаемой синим сектором на желтом фоне верхнего кружка, сарафан девочки при вращении волчка становится светло-
зеленым или темно-зеленым. Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель спрашивает у каждого из них, какого цвета сарафан он хотел бы увидеть во время танца. В зависимости от ответа: «Зеленый»,
«Оранжевый», «Фиолетовый»- ребенка спрашивают: «Из каких двух цветов можно составить этот цвет?» Если ответ правильный, воспитатель предлагает выбрать нужные цвета кружков и надеть их на девочку.
Разноцветная вода
Дидактическая задача. Закреплять представления о взаимосвязи цветов.
Материал. Демонстрационный: три большие банки с наклейками - оранжевой, зеленой, фиолетовой. Раздаточный: баночки с водой (по три на каждого ребенка), кисти, тряпочки, краски (красная, желтая, синяя), банки с водой для промывания кистей.
Руководство. Воспитатель: «Сегодня мы приготовим цветной лед для украшения нашей клумбы. Мы посадим на ней цветочки из льда. Кто помнит, как можно сделать цветной лед? (Ответы.) Правильно, покрасить воду и заморозить ее. Нам нужен оранжевый, зеленый и фиолетовый лед. Мы уже знаем, что из наших волшебных красок можно получать новые цвета. Кто знает, как сделать оранжевую воду? (Ответы.) Правильно, смешать желтую и красную краски, желтой краски взять побольше, чем красной. А какие краски смешать, чтобы получился зеленый цвет? (Ответы.) Правильно, желтую и синюю. А фиолетовый?.. Да, красную и синюю».
Далее воспитатель диктует порядок действий для получения каждого цвета, напоминает о необходимости промывать и промокать кисти.
Когда задание будет выполнено всеми, воспитатель предлагает принести и поставить на стол около соответствующей банки все баночки с оранжевой водой.
У каждого ребенка, перед тем как он поставит баночку, проверяет цвет воды. При необходимости предлагает добавить красной или желтой краски, а если получился грязный цвет, дает ребенку новую баночку с чистой водой. Ребенок выполняет задание под руководством воспитателя.