Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитанники приносят баночки с зеленой, а затем с фиолетовой водой.
Всю цветную воду педагог сливает в соответствующие большие банки. На прогулке вода разливается в металлические формочки.
На следующий день клумба украшается фиолетовыми колокольчиками, зеленой травкой, оранжевыми ноготками, настурциями и т. п.
Волшебные краски
Вариант 1
Дидактическая задача. Та же, что в предыдущем задании. Новым является способ получения цвета.
Материал.
Демонстрационный: мандарин или апельсин
(можно использовать муляж). Раздаточный: листы бумаги, кисти, палитры, краски (гуашь) красная и желтая, банки с водой, тряпочки (по числу детей).
Руководство. Воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать не простыми, а волшебными красками. Показывает апельсин: «Какого цвета апельсин? (Ответы детей.) Правильно, оранжевого. Мы его сейчас нарисуем.
(Дети говорят, что у них нет оранжевой краски.) Да, оранжевой краски у нас нет, но ведь я вам сказала, что краски у нас волшебные. Кроме красок и кисточек, у вас есть и палитра. Посмотрите, что у меня получится, если я на палитре, как настоящий художник, смешаю краски. Я беру желтую краску, два раза обмакиваю кисть в нее и накладываю ее на палитру (демонстрирует), теперь я промою кисть, промокну ее и наберу немного красной краски. Краски надо хорошо смешать на палитре, чтобы получился новый цвет. Сейчас цвет еще слишком светлый. Я снова промою, промокну кисть и наберу еще немного красной краски, снова смешаю. Теперь получился оранжевый? Похож на цвет апельсина?»
Далее воспитатель предлагает детям самим сделать оранжевую краску, напоминает порядок действий, подсказывает, кому надо добавить красную или желтую краску. Просит детей сравнить полученные ими цвета с цветом апельсина, назвать тех, кто выполнил задание правильно.
Очень важно приучить детей смешивать краски именно на палитре, а на бумаге рисовать полученной краской, беря ее с палитры. Нужно следить за тем, чтобы на палитре с самого начала было достаточно краски.
Когда краски будут готовы, воспитатель спрашивает, какой формы нужно рисовать апельсин. Дети делают в воздухе круговое движение. После этого они приступают к рисованию апельсина: сначала кистью создают контур, а потом закрашивают его.
Работы вывешиваются и анализируются.
Вариант 2
Дидактическая задача. Та же, что в предыдущем варианте. Вводятся новые цвета.
Материал. Демонстрационный: образцы трех орнаментов (для полотенца): красно-оранжево-желтый, желто-зелено-синий, сине-фиолетово-красный (цв. табл. 20). Раздаточный: полоски бумаги, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки, краски - красная, желтая, синяя (по числу детей).
Руководство. «Сегодня мы будем рисовать красивые полотенца,- говорит воспитатель и показывает образцы.- Посмотрите на полотенца. Все это нарисовано двумя красками - красной и желтой, а как же получилось три цвета?
(Так же рассматриваются два других полотенца.) Значит, чтобы нарисовать какое- нибудь из этих полотенец, надо взять две краски, одной из них нарисовать узор с одного края полотенца, другой - со второго края. Потом на палитре смешать эти же две краски - получится цвет, которым надо нарисовать узор в середине.
А сейчас каждый выберет себе две краски, которыми он будет рисовать узор на полотенце». Воспитатель спрашивает несколько детей, какими красками они будут рисовать (надо, чтобы были использованы все три варианта сочетаний).
Напоминает ребятам, что смешивается краска на палитре, а потом полученной краской рисуют на бумаге. Дети выполняют работу. Тем, кто выполнил ее быстро и правильно, можно дать еще один лист бумаги и предложить нарисовать полотенце другими красками.
Работы выставляются и оцениваются.
Цветик-семицветик
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра.
Материал. Демонстрационный: картинка с изображением цветка, лепестки которого окрашены в семь цветов спектра, указка (цв. табл. 14). Раздаточный: контурные рисунки цветика-семицветика, гуашевые краски (красная, желтая, синяя, голубая - «берлинская лазурь»), кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.
Руководство. Воспитатель показывает детям волшебный цветик- семицветик. Ребята рассматривают поочередно все лепестки, начиная с красного, называют их цвета. Педагог обращает их внимание на голубой цвет, напоминает, что с голубым цветом они уже делали аппликацию «Радуга». Следует отметить, что голубой цвет хотя и стоит между синим и зеленым, нельзя получить смешением.
«Теперь возьмите свои листочки с незакрашенными цветиками- семицветиками, кисточки и закрасьте верхний лепесток красной краской,- предлагает воспитатель.- Пропустите один лепесток, а следующий (третий от красного) сделайте желтым. Пропустите еще один, а следующий (пятый) закрасьте синим. Не спутайте синюю и голубую краски. Шестой рядом с синим будет голубой.
Теперь будем закрашивать пропущенные лепесточки. Какие у нас пропущены? (Показывает оранжевый, зеленый, фиолетовый, дети их называют.)
Как получить оранжевую краску? Вспомните наши «волшебные краски». (Дети смешивают желтую краску с красной и оранжевой краской закрашивают второй лепесток.)
А как нам сделать зеленую краску?»
Ребята вспоминают, что надо смешать желтую и синюю краски, изготавливают зеленую краску (надо напомнить, что синяя краска добавляется к
желтой) и закрашивают четвертый лепесток. «А как сделать фиолетовую краску?
(Ответы.) Правильно, смешать красную с синей (подчеркнуть, что с синей, а не с голубой)». Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток.
Рисунки вывешиваются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбора цветов (не следует уделять особого внимания аккуратности закрашивания).
(Ответы.) Правильно, смешать красную с синей (подчеркнуть, что с синей, а не с голубой)». Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток.
Рисунки вывешиваются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбора цветов (не следует уделять особого внимания аккуратности закрашивания).
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
ФОРМА
Фигуры из палочек
Вариант 1
Дидактическая задача. Закреплять знания о прямолинейных геометрических формах (квадрате, прямоугольнике, треугольнике), познакомить детей с двумя новыми формами - многоугольником и трапецией. Учить воспроизводить геометрические фигуры.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, крупные картонные фигуры - квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, трапеция (рис. 27).
Раздаточный: палочки (можно использовать спички с отрезанными головками), окрашенные в яркий цвет (20-30 на стол), количество палочек при необходимости увеличивается, листы бумаги или фланелеграфы.
Руководство. Воспитатель поочередно показывает знакомые детям геометрические фигуры, ребята вспоминают их названия, обводят в воздухе пальцами контуры.
Воспитатель приглашает одного-двух детей, которые на большом фланелеграфе выкладывают из палочек эти фигуры. Если воспитанники затрудняются в выполнении задания, вызывает других детей. Когда принцип изготовления фигур станет ясен, ребята начинают выкладывать знакомые фигуры из палочек на своих листах бумаги или фланелеграфах. Дети, сидящие рядом, помогают друг другу. Когда все фигуры будут выложены, воспитатель говорит:
«Сейчас я вам покажу две новые фигуры. Смотрите, это - многоугольник
(демонстрирует пятиугольник). Он похож на круг, но с уголками. Уголков много, поэтому он и называется многоугольником. А это -трапеция (демонстрирует трапецию). Видите, она похожа на треугольник со срезанным уголком». Далее педагог вызывает двух-трех детей и предлагает им выложить новые фигуры на большом фланелеграфе, остальные ребята выполняют задание на своих листах.
Воспитатель спрашивает детей названия новых геометрических фигур.
Дидактическая задача. Закреплять знания об округлых геометрических фигурах (круге, овале), учить воспроизводить эти фигуры.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, две толстые шерстяные нитки
(длина 30 см и 20 см); крупные картонные круг и овал. Раздаточный: кусочки тонкой гибкой проволоки (лучше всего использовать медную проволоку - в оплетке или без нее) или толстых шерстяных ниток; листы бумаги.
Руководство. То же, что в варианте 1.
Чудесный мешочек
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники).
Один набор фигур - в мешочке, другой - на столе (рис. 28).
Руководство. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек.
Давайте его найдем»,- говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети рассядутся на своих местах, взрослый достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее.
Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы ее обследования. При повторном проведении игры фигуры меняются, постепенно увеличивается их количество.
Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.
Вариант 2
Дидактическая задача. Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущей
обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе.
Материал. Набор геометрических фигур тот же, что и в предыдущей игре, он раскладывается на столе, другой такой же набор - у воспитателя. По своему усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек.
Руководство. Воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой:
«Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе». Дети поочередно выполняют задание. Если ребенок правильно назвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе. Дети оценивают выполнение задания.
Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры.
Подбери по форме
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы к геометрическим образцам. Закреплять знание названий семи форм (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, многоугольник).
Материал. Раздаточный: геометрические фигуры семи форм (по одной на каждого ребенка), предметы интерьера, игрушки.
Руководство. Воспитатель обходит детей, сидящих полукругом, раздает им фигуры. Получив фигуры, ребята расходятся по групповой комнате и ищут какую-нибудь вещь такой же формы. Если она маленькая, берут ее, если это предмет интерьера, запоминают и садятся на места.
Затем воспитатель поднимает круг и спрашивает: «Кто нашел предметы такой формы? (Ответы детей.) Как она называется? Подойдите сюда». Дети подходят, по очереди называют круг и показывают, какие круглые предметы они нашли. Остальные воспитанники исправляют ошибки. То же повторяется с другими формами.
Материал. Набор геометрических фигур тот же, что и в предыдущей игре, он раскладывается на столе, другой такой же набор - у воспитателя. По своему усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек.
Руководство. Воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой:
«Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе». Дети поочередно выполняют задание. Если ребенок правильно назвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе. Дети оценивают выполнение задания.
Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры.
Подбери по форме
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы к геометрическим образцам. Закреплять знание названий семи форм (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, многоугольник).
Материал. Раздаточный: геометрические фигуры семи форм (по одной на каждого ребенка), предметы интерьера, игрушки.
Руководство. Воспитатель обходит детей, сидящих полукругом, раздает им фигуры. Получив фигуры, ребята расходятся по групповой комнате и ищут какую-нибудь вещь такой же формы. Если она маленькая, берут ее, если это предмет интерьера, запоминают и садятся на места.
Затем воспитатель поднимает круг и спрашивает: «Кто нашел предметы такой формы? (Ответы детей.) Как она называется? Подойдите сюда». Дети подходят, по очереди называют круг и показывают, какие круглые предметы они нашли. Остальные воспитанники исправляют ошибки. То же повторяется с другими формами.
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы знакомых геометрических форм по названиям.
Материал. Предметы интерьера, игрушки, фрукты, овощи (муляжи) и т. п.
Руководство. Воспитатель делит детей на пять групп и каждой из них называет какую-либо форму. Далее игра протекает, как и в первом варианте.
Домино «Предмет и форма»*
Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по форме.
Материал. 28 карточек домино с изображением на каждой половине карточки одного из предметов различной формы: круглой (часы, очки, неваляшка, пирамидка из шаров, мяч), овальной (зайчик, птичка, жук, рыбка, желудь, слива, ракетка), квадратной (лопатка, пирамидка, платочек, бумажный змей, сумочка, флажок, рама), прямоугольной (карточка обычного домино, конверт, портфель, флажки, рама, тетрадь), треугольной (флажок, елочка, лодочка, сачок, фонарик, зонтик, шапка), многоугольной (корзинка, ваза, лопатка, снежинка, молоток, флажок, ракета). На карточках дублях изображены два одинаковых предмета какой-нибудь формы, одна из карточек состоит из двух пустых половинок (цв. табл. 21).
Руководство. В игре принимают участие от двух до четырех детей. До начала игры все карточки выкладываются на стол рисунками вверх. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль - пусто». Воспитатель объясняет детям, что за один ход надо подобрать и положить одну карточку домино к любому концу «дорожки» той половинкой, на которой изображен предмет нужной формы, назвать этот предмет и указать его форму. Если ребенок не имеет соответствующей карточки или неправильно назовет форму предмета, он пропускает ход. Если же и при следующем ходе у него не окажется нужной карточки, он берет одну карточку из общего числа карточек, оставшихся на столе
(когда играют двое-трое детей). Дети поочередно подбирают карточки с изображением на одной из половинок предмета нужной формы. Выигрывает тот,
кто раньше других выложит карточки на стол. Воспитатель следит за очередностью ходов, учит сопоставлять предметы по форме, выделять форму основных частей предметов.
Треугольники
Дидактическая задача.
Познакомить детей с разновидностями треугольников, научить различать их независимо от расположения.
Материал. Демонстрационный: на фланелеграфе три одноцветных треугольника - равносторонний, остроугольный, тупоугольный (рис. 29); карточки с контурным изображением таких же треугольников большего и меньшего размера. Раздаточный: разноцветные треугольники трех видов, листы бумаги - с контурами этих треугольников большего, меньшего и такого же размера. Последовательность расположения и ориентация в пространстве этих треугольников разная.
Руководство. На фланелеграфе выложены слева равносторонний треугольник, за ним остроугольный равнобедренный, справа тупоугольный и равнобедренный треугольники. Воспитатель; показывая указкой на первый треугольник, спрашивает, какая это фигура. Получив ответ, указывает на вторую и третью фигуры. Выслушав ответы детей, говорит: «Правильно, все это треугольники, и хотя они разные, у всех по три угла, поэтому они называются одинаково. Возьмите листочки, на которых нарисованы контуры фигур, и выложите по рисунку свои треугольники так, чтобы они совпали с рисунком.
(Проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки.) А теперь возьмите эти же угольники и положите на второй ряд рисунков. Эти фигуры
Треугольники
Дидактическая задача.
Познакомить детей с разновидностями треугольников, научить различать их независимо от расположения.
Материал. Демонстрационный: на фланелеграфе три одноцветных треугольника - равносторонний, остроугольный, тупоугольный (рис. 29); карточки с контурным изображением таких же треугольников большего и меньшего размера. Раздаточный: разноцветные треугольники трех видов, листы бумаги - с контурами этих треугольников большего, меньшего и такого же размера. Последовательность расположения и ориентация в пространстве этих треугольников разная.
Руководство. На фланелеграфе выложены слева равносторонний треугольник, за ним остроугольный равнобедренный, справа тупоугольный и равнобедренный треугольники. Воспитатель; показывая указкой на первый треугольник, спрашивает, какая это фигура. Получив ответ, указывает на вторую и третью фигуры. Выслушав ответы детей, говорит: «Правильно, все это треугольники, и хотя они разные, у всех по три угла, поэтому они называются одинаково. Возьмите листочки, на которых нарисованы контуры фигур, и выложите по рисунку свои треугольники так, чтобы они совпали с рисунком.
(Проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки.) А теперь возьмите эти же угольники и положите на второй ряд рисунков. Эти фигуры