Файл: Предмет зп это отношения по использованию и охране земель в рф как основы жизни и деятельности народов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом собственник обладает правами, указанными в п. 2 ст. 209 ГК РФ.

Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам НПА и не нарушающие права и охраняемые законом интересы др лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность др лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его др. способами, распоряжаться им иным образом. Передача отдельных правомочий др лицам не приводит к прекращению собственником ПС (например, по договору аренды, хранения, и т.д.). Собственник должен содержать имущество и сам нести расходы на эти цели.

Отношения собственности на ЗУ регулируются КРФ, К РФ, природоресурсовым и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве "по субъекту". В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Субъектами права собственности на землю являются: физ и юр л, в том числе иностранные; РФ, ее субъекты и муниципальные образования.

Объектом права собственности выступает ЗУ. ГК РФ, довольно подробно регламентируя в гл. 17 ПС и другие вещные права на землю, тем не менее не содержит нормативного определения ЗУ.

Он определяется в ст. 6 ЗК РФ как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой + растительность) в границах, которые описаны и удостоверены в установленном порядке. Несколько иное, более широкое, понятие ЗУ приведено в ФЗ "О государственном земельном кадастре" - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью ЗУ, если иное не предусмотрено ФЗ о недрах, об использовании воздушного пространства и иными ФЗ.

ПС на землю и природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с п. 2 ст. 36 К РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окр.среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.


Кроме того, согласно ст. 1 ГКРФ, гражданские права, в том числе ПС могут быть ограничены на основании ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Действующее земельное закон-во исходит из идеи отказа от права исключительной гос-ой собст-ти, реализующего монополию гос-ва на землю, и его замены множеством форм собственности. В настоящее время в РФ признаются и защищаются равным образом все формы собственности, включая частную (п. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Ст 9 КРФ предусматривает: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Основания приобретения права собственности регулируются гражданским законодательством (глава 14 ГК РФ). Земельный участок может быть приобретен в результате сделки, получен по наследству, перейти к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица, а также в силу приобретательной давности при добросовестном владении в течение установленного срока бесхозяйным земельным участком.

Земельный кодекс, кроме этого, предусматривает возможность

-предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

- перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и права пожизненного наследуемого владения- в собственность

Право собственности на земельный участок прекращается

-при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам,

-отказе собственника от права собственности на земельный участок,

-в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка.

13. Государственная собственность на землю: понятие, виды, основания возникновения, особенности.

Государственной собственностью (ГС)

являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юр.л или муницип. образовании (ст. 16 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:

1) собственность РФ (федеральную собственность);

2) собственность субъектов РФ;

3) собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). (то же самое говорится в ЗК).

Право ГС означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству.

Согласно ГК РФ ГС в России является имущество, принадлежащее на ПС РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на ПС ее субъектам (собственность субъекта Федерации). От им.РФ и ее суб. ПС реализуют ОГВ в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, НА субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать гос.орг, ОМСУ, а также юридические лица и гражд.

От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:

1) в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием зе- мель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;

2) в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Основания возникновения права федеральной собственности на землю:

• которые признаны таковыми федеральными законами;

• право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

• которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В субъектах РФ - городах федерального значения Москве
, Санкт-Петербурге ЗУ, от ПС на который собственник отказался, является с даты гос регистрации прекращения ПС на него собственностью соответственно субъекта РФ - города федерального значения Москвы, субъекта РФ - города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой ЗУ является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

Что касается оснований прекращения права ГС на землю, то наиболее распространенным основанием является предоставление земель, находящихся в государственной собственности, в собственность гражд. и юр. лицам. ЗК РФ указывает, что ЗУ, находящиеся в гос. или муниц.собств-ти, могут быть предоставлены в собственность граждан и юр.лиц, за исключением ЗУ, которые в соответствии с ЗК РФ, ФЗ не могут находиться в частной собственности.

Правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании статей 30-34 ЗК РФ, причем выделяют порядок предоставления указанных земель для строительства и для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, причем ЗК РФ предусматривает две процедуры такого предоставления: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Разграничение государственной собственности - установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 - 19 ЗК РФ, а также статьями ФЗ о введении в действие ЗК РФ.

Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексоми любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:

- с возникновением права собственности у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;


- с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;

- с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум ВАС РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности.

При разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

14. Частная собственность на земельные участки: понятие, основания возникновения, особенности.

Субъектами частной собственности - частными собственниками - в соответствии с законом могут быть гр-не (российские и иностранные), лица без гражданства, а также рос и ин юр л.

Собственностью граждан и юр л (частной собственностью) являются ЗУ, приобретенные гражданами и юр л по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане и юр л имеют право на равный доступ к приобретению ЗУ в собственность. ЗУ, находящиеся в гос-ой или мун-ой собственности, могут быть предоставлены в собственность гр-н и юр-их л, за исключением ЗУ, которые в соответствии с ЗУ, ФЗ не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юр.л не могут обладать на ПС земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации», и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с ФЗ.