Файл: Введение Теоретические основы взаимодействия с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 32934

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс взаимодействия семьи и ДОУ должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия ДОУ и семьи относятся:

-информационная,
-воспитательно-развивающая,
-формирующая,
-охранно-оздоровительная,
-контролирующая,
-бытовая.
Задачи взаимодействия:

-формирование активной педагогической позиции родителей;
-вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
-активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи предполагает:

-изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей группы;

-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

-анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Результаты проведенных исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для дошкольников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю и чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем.

Это прежде всего:

-падение материального уровня большинства семей,

-рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,

-увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей,


-отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах семейного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего. Отсюда меняются и осложняются задачи ДОУ. Выделим главные из них - Взаимодействие педагогов и родителей.

ДОУ не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. . Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы ДОУ и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь ДОУ.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из социального - педагогического паспорта свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации дошкольников.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, ДОУ была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Взаимоотношения семьи и ДОУ важны не только в первые годы пребывания ребенка в ДОУ. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в ДОУ у ребенка появляется шанс для самовыражения

, проявления своих талантов. ДОУ ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. ДОУ может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Сегодня одна из главных задач ДОУ – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и ДОУ весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов ДОУ. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в ДОУ? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Информирование родителей о деятельности дошкольного учреждения является одним из условий организации сотрудничества ДОУ и семьи.

Положительный результат зависит от контакта с семьёй ребенка. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в ДОУ эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Работа педагогического коллектива ДОУ показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам ДОУ, группы.


Перечислим основные направления взаимодействия семьи и ДОУ, которые мы используем в работе с родителями:

-Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

-Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

-Психолого-педагогическое просвещение родителей.

-Взаимодействие с родительским комитетом.

-Совместная деятельность родителей и учащихся.

-Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

-Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

-чтение книг совместно с ребенком;

-выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

-участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

- проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения работы с детьми.

Основными формами работы с семьёй в нашей ДОУ являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые воспитателями и воспитателями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к ДОУ, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д. Посещая семьи и беседуя с родителями, воспитатели узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и ДОУ, уделяют большое внимание здоровью ученика.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для воспитателя. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, воспитатель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и ДОУ является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись воспитателями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т. д.


Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, воспитателю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Воспитатели нашей ДОУ используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с воспитателями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов и т. д.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей мы знакомим с документами о ДОУ, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Проводим встречи со специалистами служб системы профилактики, небольшие отчетные концерты или готовим праздничные музыкальные номера и поздравляем родителей с Днем матери, днем 8 Марта, Днем семьи.

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Воспитатели проводят лекции для родителей по темам: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня дошкольника», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т. д.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

«Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология ребенка», «Особенности адаптации ребенка в ДОУ», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
К сожалению, эту форму мы не применяем, так как она, вероятно, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.