Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В результате перечисленных процессов экономизация духовной культуры XXI в. сводится к:

  • деградации духовных ценностей;

  • преобразование культуры в отрасль экономики (массовая культура);

  • влияния на биологические инстинкты людей;

  • индустриализации процесса производства массовой культуры.

Использование коренного изменения статуса культурной элиты в глобализационном обществе характеризуется:

  • невостребованностью фундаментальной науки, классического искусства и литературы, идеологии бывшей ориентации;

  • созданием целевых западных фондов;

  • предоставление грантов, возможности научной работы, занятия искусством, литературой, спортом за рубежом;

  • предложений целевых социальных заказов.

Средства массовой информации характеризуются:

  • монополизацией рынка;

  • дозировкой информации чиновниками.

Телевидение и радио характеризуются:

  • отвлечением массового сознания от проблем современности;

  • потоком информации, способствующей деградации личности;

  • разрушением коллективистских начал;

  • вытеснением других видов культурного развития личности.

Итак, культурная глобализация – процесс, который вписывается в мировую хозяйственную систему во взаимодействии с природно-биологической средой и придает этой целостности новые культурные качества.

Одной из основных тенденций культурологического контекста культурной глобализации является мультикультурализм.

Мультикультурализм как социальное явление характерно для поликультурного общества, развивающегося в условиях культурной глобализации, высокого уровня миграционных процессов, развития культурно-информационного пространства, нового этапа распространения Интернета в условиях глобализации. Глобальный мир действительно является глобальным в понимании объективной взаимозависимости народов, наращивание единых, сквозных, транснациональных измерений и пространств, переплетение их историй, рост влияния внешних (экзогенных) факторов на национальный и культурное развитие, постепенное формирование мультикультурного пространства.

Мультикультурализм – это многоплановое социальное явление, охватывающее все сферы жизни человека и общества, человека и природы, человека и человека. Процессы мультикультурного общества развиваются на всех уровнях: локальном, национальном, субнациональном, наднациональных, глобальном.


Мультикультурализм как сложный социальный процесс затрагивает отношения между религиями и этносами, культурами и цивилизациями, традиционными и современными ценностями, различными культурными и религиозными ориентациями, стилями жизни и культурными идеалами и традициями. Поскольку культура имеет видимое выражение, она является коллективной построением, выше индивидуальные предпочтения, способна влиять на деятельность человека в поликультурной среде.

Современные глобальные проблемы человечества – это вызов сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных долговременных запросов и человека, и общества. Стратегия образования будущего – это распространение научных фундаментальных знаний, укрепление престижа образования, формирование общего рынка знаний и единого поликультурного образовательного пространства.

Совершенно очевидно, что образование будущего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности социально-профессиональных групп, индивидуальные духовные запросы.

Поликультурное образовательное пространство – это не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения (детские сады, школы, училища, техникумы и т.д.), но и другие социальные системы и явления – люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации, все то, что обуславливает глубокие изменения в мультикультурном обществе.

Цели поликультурного образования реализуются посредством признания человеческой, национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур.

Поликультурное образовательное пространство – это специально организованная социальная среда, отражающая специфические характеристики многообразия культур, а также способствующая естественному процессу взаимодействия участников между собой.

Идея поликультурного образовательного пространства – это создание полиэтнического общества. Данная идея направлена на внедрение и равноправие всех культур, которым придерживаются члены общества. Однако, эта идея не нашла подтверждения, так как каждый человек является приверженцем своей культуры и не может сочетать в себе одновременно несколько культур, а тем более следовать им.



Полиэтническое общество не может быть представлено в виде «мозаики» разных культур, так как развитие каждой культуры должно рассматриваться во взаимосвязи с процессами межкультурного взаимодействия.

Таким образом, поликультурное общество – это общество, которое представлено множеством культур, но при этом каждый человек придерживается своей культуры и уважает другие.

Поликультурность – это концепция, направленная на провозглашение приоритета прав и свобод человека в разнообразных областях жизни (культурной, общественной и т.д.), равенство между собой всех национальностей и культур, недопущение расизма, шовинизма и т.д. в государственной политике и непосредственно в частной жизни людей.

Основной целью поликультурной среды образовательного пространства является формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре и культуре других народов.

Формирование поликультурной среды в образовательном пространстве, направлено на решение следующих задач:

  • индивидуальный подход к развитию личности каждого ребенка. Формирование и развитие культурной и этнической грамотности. Решение данной задачи достигается путем знакомства детей с историей, традициями, культуры своего и других народов. Ознакомление осуществляется таким образом, при котором все культуры представляются на равных условиях и нет выделения одной культуры над другой.

  • формирование и развитие этнокультурной компетентности. Предусматривается формирование не только положительного отношения к тому, что в социуме существует большое количество разнообразных этнических культур, но их понимание, принятие, а также возможность взаимодействия.

  • целенаправленное и осознанное взаимообогащение культур путем развития интеграционных процессов.

На основании поставленных задач, выделяют следующие компоненты поликультурного образовательного пространства:

  • личностно-ориентированный;

  • ценностно-содержательный;

  • операционно-деятельностный;

  • регионально-интеграционный.

Таким образом, перед поликультурной образовательной средой стоит ряд задач, которые направлены на достижение ее основной цели.

Различают следующие модели поликультурного образовательного пространства:

  1. по методу обучения выделяют экспериментальную или дидактическую модель.

Дидактическая модель – основа данной модели состоит в том, что понимание культуры осуществляется эффективнее через традиции, историю, обычаи, общение с представителями и носителями культуры.


Экспериментальная модель – предполагает, что знания о культуре и культурных ценностях лучше всего получать посредством собственного практического опыта. Например, путем организации национальных праздников, игр и т.д.

  1. по содержанию обучения различают общекультурные и культурно-специфические модели.

Культурно - специфические модели предполагают предоставление информации учащимся о том, как необходимо взаимодействовать с представителями разных культур и национальностей.

Общекультурная модель позволяет понять и изучить самого себя как носителя определенной культуры, ее представителя и коммуникатора. Помимо этого, общекультурная модель помогает детям понять, как культура влияет на их поведение, отношение к окружающему миру и людям. Оптимальная общекультурная модель состоит из последовательных этапов: специфики культуры поведения и эмоций; специфики родной культуры; значение факторов культуры в процессе общения с носителями.

  1. по сфере, в которой ребенок стремиться достичь определенных результатов: эмоциональная, когнитивная, поведенческая.

Подход, основанный на развитии когнитивной сферы, направлен на получение детьми знаний о существующих культурах и их различии.

Эмоциональный подход предусматривает формирование установок, основанных на межкультурном взаимодействии людей, их чувствах по отношению к носителям другой культуры или национальности.

Поведенческий подход направлен на формирование у ребенка навыков и умения общения с носителями других культур.

  1. по форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают: ориентирование (быстрое ознакомление с культурой и традициями других народов); инструктаж (предусматривает не только ознакомление с культурой другого народа, но и его проблемами в плане приспособления к современным условиям).

В таблице 1 представлены модели поликультурного обучения.

Таблица 1 Основные модели поликультурного обучения

Модель обучения и основание (аспект модели)

Краткая характеристика модели

По методу обучения:

  • дидактическая модель;    

  • экспериментальная модель.



Понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с её представителями.

Больше всего знаний люди извлекают из собственного опыта (например, из игр), который создается для того, чтобы выявить проблемные ситуации при подготовке или в процессе межкультурного взаимодействия.

По содержанию обучения:

  • общекультурные модели;

  •  культурно-специфичные.



Осознание того, что существуют психологические явления (негативные стереотипы, предубеждения и др.), которые мешают гармоничным межэтническим отношениям.

Состоит из этапов постижения:

а) культурной специфики человеческого поведения, эмоций и когниций;

б) специфики, характерной для родной культуры;

в) значения культурных факторов в процессе коммуникативного взаимодействия.

Позволяет понять обучающимся принципы взаимодействия с представителями данной конкретной культуры, или шире – специфику этой культуры.

По сфере, в которой стремятся достичь основных результатов (когнитивной, эмоциональной, поведенческой):

  • когнитивная модель;  

  • эмоциональная модель;    

  • поведенческая модель.




Акцент на получении обучающимися информации о культурах и межкультурных различиях.

 Ориентирован на трансформацию установок, связанных с межкультурным взаимодействием, чувств людей по отношению к «иным» (от предубежденности к толерантности или даже к активной деятельности, направленных на развитие близких взаимоотношений).

Помогают учащимся справиться с неуверенностью и тревожностью в новой культурной среде и более успешно в ней адаптироваться.  

Призвана формировать умения и навыки, действия, поведение, которые повысят эффективность общения.



Таким образом, совершенно очевидно, что, каков бы ни был объем передаваемой информации, какие бы модели ни использовались в рамках поликультурного образовательного процесса, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо научить учиться.

Основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, – просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. Однако все указанные выше дидактические модели, повышая этнокультурную грамотность, недостаточно эффективны для развития этнокультурной компетентности.

Именно поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, чем на обучении. Ребенок должен эмпирическим путем открывать сходства и различия с «другими». Крайне актуальны сегодня программы и проекты, направленные на развитие компетентности в общении (перцептивной, коммуникативной и интерактивной) с представителями других культур.

В.В. Макаев отмечает, что термин «поликультурное воспитание» более полно отражает сущность поликультуризма в педагогике, поскольку он включает не только обучение человека, но и цель, задачи и основные направления формирования личности, готовой и способной жить в современном для нас обществе. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.

Развитие этнической идентичности в онтогенезе

Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже. Он проанализировал – как две стороны одного процесса – формирования понятия «родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие детского мышления, по Ж. Пиаже – это движение от общей эгоцентричности к более объективной позиции в познании объектов материального мира, других людей и самого себя. В процессе социализации эгоцентризм теряет свое значение, но так как у ребенка сохраняется стремление быть в центре внимания, он открывает для себя, что есть объекты, с которыми можно идентифицироваться, не теряя собственной ценности и значительности. Такими объектами являются социальные группы, в том числе и этнические. Иными словами, по мнению Пиаже, в процессе перемещения центра в интерпретации ребенком мира (децентрации) эгоцентризм постепенно трансформируется в социоцентризм, а одним из аспектов этого процесса является становление национальной идентичности.