ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 416
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа 3 по изучению темы «Представление о многообразии этнокультурных миров как основа формирования поликультурного образовательного пространства».
Задание 1. Составить терминологический словарь по теме.
Задание 2. Разработать аннотированный каталог.
Задание 3. Провести обзор интернет сайтов и составить каталог интернет-ресурсов.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме «Представление о многообразии этнокультурных миров как основа формирования поликультурного образовательного пространства» см. в теме 1.
Лекционный материал к теме 4 «Концепции поликультурного воспитания. Принципы, функции, цели, содержание поликультурного воспитания».
-
Понятие, объект и субъекты поликультурного воспитания. -
Философский, социологический и культурологический контексты поликультурного воспитания. -
Воспитание в духе понимания и принятия иных культур, готовность к межкультурному диалогу в деятельности мировых и европейских международных организаций. -
Принципы, функции, цели, содержание поликультурного воспитания. Толерантность и интолерантность. -
Этнопедагогика: мультикультурность или этноцентризм. Ассимиляция, кросскультурализм и мультикультурализм. -
Взаимосвязь поликультурного, интернационального, нравственного и гражданского воспитания.
Поликультурное образование – это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды, а не отдельные курсы; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах; вооружение учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, формирование толерантного отношения к культурным различиям – качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.
К основным содержательным характеристикам поликультурного образования относятся:
-
его антирасистская направленность; -
обязательность для учащихся всех этнокультурных групп; -
нацеленность на достижение социальной справедливости; -
непрерывность и динамичность; -
освобождающая, трансмиссионная, транзакционная и трансформационная природа, так как поликультурное образование позволяет человеку выйти за пределы своего культурного опыта, передает этнокультурные знания, обеспечивает взаимодействие с представителями разных культур, воспитывает гражданскую ответственность и политическую активность для воплощения в жизнь идеалов демократического общества.
В мировой педагогике нет единого взгляда на дефиниции поликультурного воспитания. Особенно это касается его субъектов. Субъектам поликультурного воспитания могут быть присущи три основные характеристики: 1) культурная общность; 2) языковая общность; 3) статус национального меньшинства или большинства. В поликультурном воспитании обычно задействованы два субъекта: ведущий и малый этносы, непременным свойством которых является культурное взаимодействие.
В современных странах обычно наличествует доминирующий тип цивилизации и его носитель (носители) – ведущий (ведущие) в культурном и политическом отношении этнос (этносы). Эти субъекты обладают мощной и давней культурой. Так, в России – это русская нация, которая переплавила культурные, религиозные традиции Востока и Запада.
Другой субъект поликультурного воспитания – представители субкультур. Вопрос о дефинициях этого субъекта (наличие которого, по сути, мотивирует проблему поликультурного воспитания) остается в мировой педагогике открытым. На Западе, прежде всего в США, он нередко трактуется весьма широко, применительно как к национальным меньшинствам, так и любым субкультурам, включая женщин, людей с задержками в развитии, высокоодаренных, малоимущих, сексуальные меньшинства и пр.
Значительная часть педагогов, впрочем, не склонна к столь всеобъемлющему подходу, полагая, что поликультурное воспитание адресовано, прежде всего, к этническим меньшинствам (малым этносам), специфика которых – обладание собственной культурной традицией и одновременно осознание себя подгруппой большого сообщества.
Малые этнические группы – субъекты поликультурного воспитания почти всегда объединяют этническая и языковая общность, культурные традиции (религия, искусство, история и пр.). Но в этих правилах есть исключения, порожденные специфическими историко-культурными процессами.
Поликультурное воспитание оформилось в отдельную область человеческого познания в последней четверти XX века. Многие рассматриваемые им вопросы волновали человечество, например, расизм, сегрегация и дискриминация, равные гражданские права для всех, экономическое и социальное неравенство, психология отдельных этнических и профессиональных групп, взаимоотношения между полами и др. Сегодня некоторые из них осмысливаются иначе, выявились новые аспекты и проблемы, вызванные обострением старых и появлением новых конфликтов на этнической почве, религиозной, экономической, языковой, родовой и половой основе. Это связано с общим развитием демократических процессов в мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми своей зависимости и ростом потребности иметь внутреннюю свободу и внешние возможности для индивидуальной самореализации.
Эпистемологической основой поликультурного воспитания служат философские положения о социальном происхождении знаний, о субъективном построении людьми научных, политических, экономических, обиходных, культурных и других понятий, в связи, с чем многие из них носят двойственный, нечеткий, зачастую конъюнктурно-политический характер. Например, такие понятия, как одаренный, талантливый, неспособный, способный, умственно отсталый, раса, справедливость, имевшие в истории различные трактовки, указывают на то, что критерии, используемые учеными, учителями, обществоведами и другими людьми, не универсальны и не объективны. Осознание социальной природы знаний необходимо учителю для проверки и пересмотра своих прежних представлений, в развитии ответственности в их подачи ученикам и способности подвергать сомнению свои, полученные ранее, знания. Потенциальный положительный результат осознания того, как формируются, воспринимаются и используются понятия, заключается в том, что у школьников развиваются умения лучше понимать культурные различия. Предвзятость, предубеждения в суждениях препятствуют формированию объективности знаний, точности понятий, правильной оценки; приводят к заблуждениям, односторонности и нелогичности в рассуждениях и неприятию иного мнения.
Цель поликультурного воспитания – способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется:
· Толерантность взглядов, суждений, людей;
· Признанием и развитием культурного плюрализма в обществе;
· Равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан;
· Эффективным участием всех и каждого в принятии всех решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества;
· Справедливостью для всех и каждого;
· Свободой выбора;
· Уважением решений большинства и защитой прав меньшинства;
· Уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей.
Поликультурное воспитание исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят конструктивный социальный характер, и отвергает неконструктивизм, авторитарность, навязывание ценностей, насилие над учеником.
Поликультурное воспитание - способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях. Это есть педагогическая попытка помочь учащимся понять свою культуру, роль обобщений и стереотипов в коммуникации между различными культурами, осознать свое «Я».
Демократия и культура не передаются по наследству через гены: им учатся. Опыт демократической жизни в культурном многообразии приобретается с годами, поэтому нельзя ожидать, что ученик станет поликультурным в одночасье. Воспитание поликультурной личности, как и воспитание в целом, целенаправленный и планомерный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника. Демократия - гарант сохранения культурного плюрализма, равно как и поликультурное воспитание способствует укреплению и развитию демократических начал у членов общества.
Становление человека - длительный перманентный процесс, ибо сама культура не стоит на месте, она эволюционирует. То, что до 1991 года называлось советской культурой, сегодня приобрело другое наполнение: рыночная экономика изменила стиль жизни людей, авторитарная система сменилась на демократическую, трансформировались взгляды на политическое инакомыслие и религию. Миллионы людей ищут свою этническую, религиозную и культурную идентичность. У многих людей еще остались элементы прежней, советской культуры. Исходя из этого, поликультурное воспитание придерживается принципа эволюционной реконструкции культуры, чтобы избежать насилия, конфликтов, кровопролития.
Существует мнение, что поликультурное воспитание нужно только меньшинствам, находящимся в неблагополучном положении. Это заблуждение. Оно нужно и тем, кто находится в благополучной ситуации, ибо проблемы и конфликты, насилие, непонимание, порождаемые столкновениями на культурной почве, затрагивают их. Например, этнические конфликты.
Поликультурное воспитание исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура, как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, арго, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родо-половых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она, культура – разная, не похожая одна на другую, имеющая свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.
Воспитание поликультурности – такой же процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Человек не может сразу же стать поликультурным, если до этого долгое время был монокультурным. В ходе своего поликультурного становления воспитатель и воспитанник проходят несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий. Взаимосвязь между ними не статична, она весьма сложна, динамична и диалектична.
Обращение к философии и культурологии позволяет глубже осознать воспитание и обучение как многоэтничный и мультикультурный феномен. Философия и культурология выполняют своеобразные посреднические функции между образованием и ценностями, идеалами различных этнокультур для предотвращения трений и конфликтов между этими культурами.
Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-х – 1980-х годов.
Пионеры в разработке проблем поликультурного воспитания – американские и канадские ученые. Эти проблемы решают общенациональные научные ассоциации и университетские научные центры. Эффективно участвуют в исследовании вопросов поликультурного воспитания ученые из Австралии, проблемы поликультурности находятся в центре внимания Европейского общества сравнительной педагогики.
Также исследованием проблем поликультурного воспитания занимаются в настоящее время ученые ближнего Зарубежья (Белоруссия, Казахстан) и России.