Файл: Автономная некомерческая образовательная организация высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Конституционное право граждан на социальную защиту и социальное обеспечение

1. 1 Понятие и основные черты социального обеспечения

1.2 Правовые особенности социального обеспечения по потери кормильца

Глава 2. Общие положения о страховой пенсии по случаю потери кормильца, как вида социального обеспечения

2.1 Понятие и условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

2.2 Круг лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потерн

кормильца

Глава 3. Оформление, исчисление и размеры страховой пенсии по случаю потери кормильца

3.1 Оформление и выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца

3.2 Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца

Заключение Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что в системе социального обеспечения РФ страховая пенсия по случаю потери кормильца является особой пенсией, получать которую вправе лицо. принадлежащее к определенной категории после смерти родственника и при достижения установленного законом возраста. Данная выплата имеет целью финансовую помощь членам семьи умершего лица.Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная денежная выплата из Социального фонда и других источников финансирования, предназначена нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Пенсионное обеспечение в случае потери кормильца – это система правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на социальную защиту застрахованных лиц, имеющих государственную гарантию защиты от социальных рисков (потеря трудоспособности и кормильца) из средств Социального фонда, которые аккумулируются за счет общеобязательных страховых взносов и других источников финансирования.Признаками пенсионного обеспечения в случае потери кормильца являются: общеобязательный характер; доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и выполнения страхователем своих обязанностей независимо от финансового состояния; государственное регулирование системы обязательного пенсионного страхования; паритетность участия представителей застрахованных лиц, работодателей и государства в органах управления Социального фонда; обязательная уплата страховых взносов; автономное функционирование Социального фонда, который аккумулирует средства застрахованных лиц, страхователей, государства и других субъектов; надзор и контроль со стороны профсоюзов и их объединений за использованием средств Социального фонда; ответственность за целевое использование средств Пенсионного фонда.Перечень принципов пенсионного страхования в случае потери кормильца, предусмотренный Законом, необходимо дополнить принципами обеспечения социальной справедливости и осуществления контроля профсоюзами, их объединениями за функционированием системы пенсионного страхования.Признаками социального обеспечения в случае потери кормильца являются: общеобязательный характер; доступность реализации социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав на защиту от социальных страховых рисков и выполнения страхователем обязанностей независимо от финансового состояния; государственное регулирование системы обязательного пенсионного страхования; ответственность за целевое использование средств Пенсионного фонда.Условиями назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца являются: потеря кормильца; нетрудоспособность членов семьи умершего кормильца; нахождения кормильца. на иждивении умершего кормильца.Основанием возникновения правоотношений по пенсионному страхованию в случае потери кормильца является юридический (фактический) состав, в который входят следующие юридические факты: потеря кормильца; нетрудоспособность членов семьи умершего кормильца; факт родственных (брачных) отношений; факт содержания умершим кормильцем членов семьи; причина смерти кормильца; обращение членов семьи с соответствующим заявлением в органы Пенсионного фонда о назначении им пенсии; решение органа Пенсионного фонда о назначении пенсии. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца является одним из видов материального обеспечения нетрудоспособных членов общества, которые со смертью кормильца были лишены основного источника средств к существованию и поэтому нуждаются в помощи. Последняя осуществляется за счет средств пенсионного страхования, которое является одной из форм социальной защиты.Оформление пенсии осуществляется территориальными отделами ПФ. Комплект необходимых документов зависит от вида выплат.Цели и задачи дипломного проекта были полностью достигнуты. Список использованных источников и литературы Нормативные правовые акты1. Конвенция Международной Организации Труда № 102 o минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.) 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 N 2-ФКЗ, от 01 июля 2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. N 31. ст. 4398.3. Федеральный Закон от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 52. ст. 6965; 2021. N 18, ст. 3061.4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (ред. от 22 декабря 2020) «О государственном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 4831; 2020. N 52 (часть 1). ст. 85775. Закон РФ от 26 июня 1992 № 3132-1 (ред. от 30 декабря 2020) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. ст. 1792. Собрание законодательства РФ. 2020. N 50. ст. 8071.6. Закону РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 (ред. от 22 декабря 2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. ст. 328; 2020. N 52 (Часть I), ст. 85777. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ (ред. от 09 марта 2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32, ст. 3301; 2021. N 11. ст. 1698.8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. ст. 4532; 2021. N 18. ст. 30509. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 N 223- ФЗ (ред. от 04 февраля 2021 // Собрание законодательства РФ, 1996. N 1. ст. 16; 2021. N 6. ст. 960.Научная литература10. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. Монография. М.: Контракт. 2020. 256 с. 11. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: 2020. 703 с.Учебная и справочная литература12. Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России. Право социального обеспечения России: учебное пособие. Томск: Изд-во НТЛ. 2020. 518 c.13. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия. 2020. 415 с.14. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. М.: Проспект. 2020. 310 c.15. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М.: 2020. 608 с.16. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М.: «Юстицинформ». 2019. 636 c.17. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2020. 160 c.18. Пенсионное обеспечение: учебное пособие / под ред. Ю.П. Орловского. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. 193 c.19. Право социального обеспечения России: учебник / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев и др. Томск. 2019. 225 c. 20. Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др. / под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: TK «Велби»: Изд-во «Проспект». 2020. 488 с. 21. Право социального обеспечения: учебник / В.Ш. Шайхатдинов. М.: Юстиция. 2020. 551 с.22. Роик В.Д. Социальное страхование. М.: Юрайт, 2020. 510 с. 23. Социальная защита населения в регионе: учеб. пособие / под общ. ред. В.Г. Попова. Екатеринбург: УрАГС. 2020. 352 с. 24. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер. 2020. 190 с.25. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СПС «КонсультантПлюс». 2014.Статьи в научных журналах и сборниках26. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Трудовое право н право социального обеспечения. 2020. С. 112-127.27. Васильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2020. Вып. 1(7). С. 179 – 184.28. Галаева, Л.А. Страховые выплаты за счет средств пенсионных накоплений в обязательном пенсионном страховании: каковы основания и условия назначения? / Л.А. Галаева // Журнал российского права. 2020. №10. С. 73-84.29. Можаева В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // Социальная защита. 2020. № 1. С. 3 – 11.30. Шарин В.И. Социальная защита населения: теоретические основы // Cоц. обеспечение. 2020. № 14. С. 21 – 24.Интернет-ресурсы31. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/



С юридической точки зрения кормилец может быть физическим лицом, которое обеспечивает содержание других лиц. В случае его смерти, наследники могут унаследовать его имущество. Наследственное право определяет, кто может стать наследником и какие права у них есть на имущество умершего.

Наследники имеют право на получение наследства, которое включает в себя все имущество и активы, принадлежащие умершему кормильцу на момент его смерти. Наследники также имеют право на долги умершего кормильца, если они были должным образом оформлены.

Однако, необходимо учитывать, что наследники не обязательно получают наследство в полном объеме. Например, если кормилец оставил завещание, то наследники могут наследовать только то имущество, которое указано в завещании. Также, существуют ограничения на наследование некоторых видов имущества, например, недвижимости или ценных бумаг.

В целом, наследственное право является важным элементом гражданского права и обеспечивает защиту прав наследников на получение имущества умершего кормильца.

Однако, если кормилец не оставил завещания, то его наследники будут обязаны выплачивать налоги на имущество, которое им досталось, а также оплачивать коммунальные услуги. Кроме того, наследники должны будут отвечать за долги кормильца перед кредиторами9.

Таким образом, смерть кормильца может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для его наследников.

В современных условиях, когда в семье может быть множество людей, кормильцем могут выступать все, включая детей и подростков. Однако, при назначении пенсий на основе утраты кормильца учитывается, что пенсия должна выплачиваться только если кормилец умер. Если же кормилец продолжает жить и работать, он не имеет права на получение пенсии по утрате кормильца.

Это связано с тем, что цель назначения пенсии на основе утраты кормильца - компенсировать потерю дохода кормильца и обеспечить финансовую поддержку его семье. Если кормилец остается жив и продолжает работать, его доход не утрачивается, и пенсия не может быть выплачена.

Таким образом, если ваш кормилец находится в хорошей форме и продолжает работать, вы можете продолжать рассчитывать на его поддержку, но не можете претендовать на пенсию на основе утраты кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца:

  1. устанавливается в соответствии с нормами законов;

  2. гарантируется государством;

  3. назначается членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении;

  4. является денежной выплатой и не может предоставляться пенсионерам в других (в первую очередь речь идет о натуральных) формах;

  5. является периодической (ежемесячной) выплатой;

  6. устанавливается на время нетрудоспособности иждивенца, в том числе пожизненно;

  7. цель пенсии – компенсация нетрудоспособным членам семьи заработной платы иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью;

  8. размер пенсии зависит от прежнего заработка кормильца.


Классификацию пенсий по потере кормильца можно проводить по следующим нормативным правовым актам:

  1. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ;

  2. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ;

  3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих" от 31 декабря 2020 года № 2421;

  4. Указ Президента РФ "О мерах по социальной поддержке семей, имеющих детей" от 7 мая 2012 года № 606.

  5. В каждом из этих нормативных правовых актов определены условия и порядок предоставления пенсии по потере кормильца, а также категории граждан, которые могут претендовать на ее получение.

Указанные виды пенсий различаются и по источнику их финансирования. Страховые пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются из средств ПФ РФ, а все остальные – из средств федерального бюджета.

Обратим внимание, что пенсия по потере кормильца может быть также социальной, назначаться в порядке, установленном Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Назначение пенсии может быть осуществлено только при наличии определенных обстоятельств и условий. В частности, для назначения пенсии необходимо, чтобы гражданин был застрахован в фонде пенсионного страхования и имел соответствующий стаж работы. Кроме того, пенсионные организации также учитывают наличие иждивенцев, которые могут быть признаны членами семьи или близкими родственниками пенсионера и получать пенсию в соответствии с законодательством.

Также пенсионные органы учитывают наличие особых случаев, при которых пенсия назначается вне зависимости от стажа работы. Например, если гражданин имеет инвалидность или потерял кормильца в семье, он может получить пенсию без соответствующего стажа работы.

Кроме того, существуют различные виды пенсий, такие как пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца, социальная пенсия и другие. Каждый вид пенсии имеет свои условия и требования для ее получения.

В целом, назначение пенсии - это сложный процесс, который требует учета многих факторов и соблюдения определенных условий.



В целом, назначение пенсии является сложным процессом, который требует учета многих факторов и соблюдения определенных правил и процедур.

Пенсионные организации берут во внимание наличие следующих обстоятельств:

  1. присутствие у кормильца страхового стажа (страховой стаж – это определенный период занятости кормильца, за который производились на его счет перечисления в Пенсионный фонд); даже один официальный день работы может составлять страховой стаж;

  2. показатель индивидуального пенсионного коэффициента (или ИПК), выражающийся в баллах (на ИПК влияют стаж, сумма перечислений в ПФ);

  3. стоимость одного балла коэффициента, устанавливаемая ежегодно на уровне Правительства РФ по итогам изменений рыночных цен;

  4. факторы, устанавливающие страховую пенсию, в том числе факт назначения, перерасчета или корректировки суммы, переход от одного типа пособия к другому;

  5. применение или неприменение к гражданам других понятий, согласно ст. 3 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-Ф3.

Считаем важным остановить на понятии страхового стажа для наиболее полного исследования страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Понятие «страховой стаж» является одним из ключевых при определении права на получение страховой пенсии и расчета ее размера. Оно включает в себя периоды работы, во время которых работодатель уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд России. Кроме того, в страховой стаж засчитываются и так называемые «нестраховые» периоды, например, уход за ребенком, служба в армии или период получения пособия по безработице.

Существует несколько видов стажа: общий, специальный, непрерывный и страховой. Общий стаж включает в себя все периоды работы на любых предприятиях, включая государственные и частные. Специальный стаж определяется для определенных профессий и специальностей, которые требуют особых условий работы или образования. Непрерывный стаж - это период работы без перерывов, что может быть важно для определения размера пенсии. Страховой стаж - это самый важный вид стажа, который определяет право на получение страховой пенсии. Он включает в себя только те периоды работы, когда работодатель уплачивал страховые взносы10.

В процессе пенсионной реформы страховой стаж стал играть ключевую роль, так как именно он позволяет определить право на получение пенсии и ее размер. Законодательство устанавливает минимальные требования к страховому стажу, необходимые для получения страховой пенсии по старости. Так, для мужчин этот стаж составляет 15 лет, а для женщин - 10 лет. При этом, каждый год, отработанный сверх этих требований, увеличивает размер пенсии на определенный процент.


Важность страхового стажа заключается в том, что он влияет на размер страховой пенсии, которую получает человек после достижения пенсионного возраста. Чем больше стаж, тем выше размер пенсии.

Кроме того, страховой стаж имеет значение для определения права на получение различных видов пенсий, таких как досрочная пенсия или пенсия по инвалидности. Например, если страховой стаж мужчины составляет 25 лет, то он имеет право на досрочную пенсию по старости в соответствии с законодательством.

Однако, стоит отметить, что страховой стаж не является единственным фактором, влияющим на размер пенсии. Важным также является уровень дохода, который человек получал во время своей трудовой деятельности, и размер страховых взносов, которые он платил в течение своей жизни.

Таким образом, понятие "страховой стаж" имеет особое значение для определения права на пенсию и ее расчета, так как оно связано с уплатой страховых взносов и является основой для определения пенсионных прав граждан. Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой (трудовой) стаж включаются (засчитываются) все периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались взносы в ПФР.

Обратимся к иным федеральным законам. Так, Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяет понятие «трудовой стаж» как учитываемую при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии. Как мы видим из приведенного определения, понятия «страховой стаж» и «трудовой стаж» тесно связаны между собой.

Близким является понятие «стаж государственной гражданской службы», имеющее значение при определении права на пенсию Федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии. Стаж государственной гражданской службы является одним из важных показателей при определении права на получение пенсии федеральных государственных гражданских служащих, а также при исчислении ее размера. Он включает в себя период работы на государственных должностях в различных органах власти и других организациях, которые занимаются государственной деятельностью. В зависимости от
продолжительности стажа, размер пенсии может быть увеличен или уменьшен.

Страховая пенсии по случаю потери кормильца назначается в строго установленном случае – при потере кормильца, а именно в случае:

- смерти кормильца;

- объявления его умершим;

- объявления безвестно отсутствующим.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин может быть объявлен умершим судом, если в течение пяти лет нет информации о его месте пребывания, а также если он пропал без вести в обстоятельствах, которые угрожают его жизни или дают основания предполагать его смерть от определенного несчастного случая.

Если гражданин пропал без вести на срок более шести месяцев, то он может быть объявлен умершим по истечении этого срока, если нет данных о его местонахождении и не было обнаружено его тело. Это решение принимается судом на основании заявления заинтересованных лиц. Заявление может подать любой человек, который имеет законные интересы в судьбе пропавшего без вести гражданина. К таким лицам относятся, например, наследники, супруг или супруга, родители, дети, опекуны или попечители, а также организации, которые могут быть заинтересованы в судьбе гражданина, например, работодатель, кредитная организация или страховая компания.

В заявлении необходимо указать причины, по которым гражданин считается пропавшим без вести, а также доказательства отсутствия сведений о его местонахождении. Также необходимо указать, что поиски гражданина не дали результатов и тело его не найдено.

Решение суда о признании гражданина умершим является окончательным и не может быть оспорено. После вынесения решения суд направляет копию решения в органы ЗАГС для внесения соответствующей записи в реестр актов гражданского состояния. Запись о смерти гражданина вносится в свидетельство о смерти, которое выдается родственникам или иным заинтересованным лицам11.

В случае объявления гражданина умершим, его имущество переходит к наследникам в установленном законом порядке. В случае, если умерший гражданин был наследником по завещанию, то наследование его имущества будет происходить в соответствии с законом. Если же он не оставил завещания, то имущество перейдет к наследникам по закону. Наследниками могут быть как родственники умершего гражданина, так и любые юридические и физические лица, а также государство.