Файл: Автономная некомерческая образовательная организация высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Конституционное право граждан на социальную защиту и социальное обеспечение

1. 1 Понятие и основные черты социального обеспечения

1.2 Правовые особенности социального обеспечения по потери кормильца

Глава 2. Общие положения о страховой пенсии по случаю потери кормильца, как вида социального обеспечения

2.1 Понятие и условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

2.2 Круг лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потерн

кормильца

Глава 3. Оформление, исчисление и размеры страховой пенсии по случаю потери кормильца

3.1 Оформление и выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца

3.2 Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца

Заключение Таким образом, в ходе исследования нами было установлено, что в системе социального обеспечения РФ страховая пенсия по случаю потери кормильца является особой пенсией, получать которую вправе лицо. принадлежащее к определенной категории после смерти родственника и при достижения установленного законом возраста. Данная выплата имеет целью финансовую помощь членам семьи умершего лица.Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная денежная выплата из Социального фонда и других источников финансирования, предназначена нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые находились на его иждивении. Пенсионное обеспечение в случае потери кормильца – это система правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на социальную защиту застрахованных лиц, имеющих государственную гарантию защиты от социальных рисков (потеря трудоспособности и кормильца) из средств Социального фонда, которые аккумулируются за счет общеобязательных страховых взносов и других источников финансирования.Признаками пенсионного обеспечения в случае потери кормильца являются: общеобязательный характер; доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и выполнения страхователем своих обязанностей независимо от финансового состояния; государственное регулирование системы обязательного пенсионного страхования; паритетность участия представителей застрахованных лиц, работодателей и государства в органах управления Социального фонда; обязательная уплата страховых взносов; автономное функционирование Социального фонда, который аккумулирует средства застрахованных лиц, страхователей, государства и других субъектов; надзор и контроль со стороны профсоюзов и их объединений за использованием средств Социального фонда; ответственность за целевое использование средств Пенсионного фонда.Перечень принципов пенсионного страхования в случае потери кормильца, предусмотренный Законом, необходимо дополнить принципами обеспечения социальной справедливости и осуществления контроля профсоюзами, их объединениями за функционированием системы пенсионного страхования.Признаками социального обеспечения в случае потери кормильца являются: общеобязательный характер; доступность реализации социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав на защиту от социальных страховых рисков и выполнения страхователем обязанностей независимо от финансового состояния; государственное регулирование системы обязательного пенсионного страхования; ответственность за целевое использование средств Пенсионного фонда.Условиями назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца являются: потеря кормильца; нетрудоспособность членов семьи умершего кормильца; нахождения кормильца. на иждивении умершего кормильца.Основанием возникновения правоотношений по пенсионному страхованию в случае потери кормильца является юридический (фактический) состав, в который входят следующие юридические факты: потеря кормильца; нетрудоспособность членов семьи умершего кормильца; факт родственных (брачных) отношений; факт содержания умершим кормильцем членов семьи; причина смерти кормильца; обращение членов семьи с соответствующим заявлением в органы Пенсионного фонда о назначении им пенсии; решение органа Пенсионного фонда о назначении пенсии. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца является одним из видов материального обеспечения нетрудоспособных членов общества, которые со смертью кормильца были лишены основного источника средств к существованию и поэтому нуждаются в помощи. Последняя осуществляется за счет средств пенсионного страхования, которое является одной из форм социальной защиты.Оформление пенсии осуществляется территориальными отделами ПФ. Комплект необходимых документов зависит от вида выплат.Цели и задачи дипломного проекта были полностью достигнуты. Список использованных источников и литературы Нормативные правовые акты1. Конвенция Международной Организации Труда № 102 o минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.) 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 N 2-ФКЗ, от 01 июля 2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. N 31. ст. 4398.3. Федеральный Закон от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 52. ст. 6965; 2021. N 18, ст. 3061.4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (ред. от 22 декабря 2020) «О государственном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 4831; 2020. N 52 (часть 1). ст. 85775. Закон РФ от 26 июня 1992 № 3132-1 (ред. от 30 декабря 2020) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. ст. 1792. Собрание законодательства РФ. 2020. N 50. ст. 8071.6. Закону РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 (ред. от 22 декабря 2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. ст. 328; 2020. N 52 (Часть I), ст. 85777. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ (ред. от 09 марта 2021) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32, ст. 3301; 2021. N 11. ст. 1698.8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 N 138-ФЗ (ред. от 30 апреля 2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. ст. 4532; 2021. N 18. ст. 30509. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 N 223- ФЗ (ред. от 04 февраля 2021 // Собрание законодательства РФ, 1996. N 1. ст. 16; 2021. N 6. ст. 960.Научная литература10. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. Монография. М.: Контракт. 2020. 256 с. 11. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: 2020. 703 с.Учебная и справочная литература12. Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России. Право социального обеспечения России: учебное пособие. Томск: Изд-во НТЛ. 2020. 518 c.13. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия. 2020. 415 с.14. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. М.: Проспект. 2020. 310 c.15. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М.: 2020. 608 с.16. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М.: «Юстицинформ». 2019. 636 c.17. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2020. 160 c.18. Пенсионное обеспечение: учебное пособие / под ред. Ю.П. Орловского. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2020. 193 c.19. Право социального обеспечения России: учебник / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев и др. Томск. 2019. 225 c. 20. Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др. / под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: TK «Велби»: Изд-во «Проспект». 2020. 488 с. 21. Право социального обеспечения: учебник / В.Ш. Шайхатдинов. М.: Юстиция. 2020. 551 с.22. Роик В.Д. Социальное страхование. М.: Юрайт, 2020. 510 с. 23. Социальная защита населения в регионе: учеб. пособие / под общ. ред. В.Г. Попова. Екатеринбург: УрАГС. 2020. 352 с. 24. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер. 2020. 190 с.25. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СПС «КонсультантПлюс». 2014.Статьи в научных журналах и сборниках26. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Трудовое право н право социального обеспечения. 2020. С. 112-127.27. Васильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2020. Вып. 1(7). С. 179 – 184.28. Галаева, Л.А. Страховые выплаты за счет средств пенсионных накоплений в обязательном пенсионном страховании: каковы основания и условия назначения? / Л.А. Галаева // Журнал российского права. 2020. №10. С. 73-84.29. Можаева В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // Социальная защита. 2020. № 1. С. 3 – 11.30. Шарин В.И. Социальная защита населения: теоретические основы // Cоц. обеспечение. 2020. № 14. С. 21 – 24.Интернет-ресурсы31. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/



Ответ на вопрос о том, охватывает ли конституционное право на социальное обеспечение право на получение мер социальной поддержки, вытекающий из приведенных выше рассуждений, может основываться на толковании ст. 39 Конституции РФ в ее взаимосвязи с положениями п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 7, а также с учетом международно-правовых стандартов социального обеспечения. С этих позиций конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые по категориальному признаку.

Содержание названного конституционного права самой Конституцией РФ не устанавливается, а определяется в текущем законодательстве.

Мнение ученых является обоснованным, так как Конституция РФ гарантирует право на социальную защиту каждому гражданину страны, включая обеспечение достойного уровня жизни, медицинской помощи, образования и других социальных благ2. Однако, реализация этого права может быть затруднена из-за экономических и социальных проблем в стране, а также из-за несовершенства законодательства и неэффективности механизмов реализации социальных программ. Поэтому важно продолжать работу над улучшением системы социальной защиты в России, чтобы обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни и защитить его от социальных рисков.

Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение. Это право включает в себя не только пенсии и пособия, но и другие государственные меры, направленные на защиту прав и свобод граждан и помощь в трудных жизненных ситуациях.

В частности, статья 7 Конституции РФ гарантирует каждому право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на жилище и другие права, которые связаны с обеспечением благополучия человека и гражданина.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита включает в себя множество государственных мер, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина и на помощь в трудных ситуациях, включая не только материальное обеспечение в рамках социального риска
, но и защиту от безработицы, охрану здоровья, образование и другие меры.

В Конституции РФ в статьях, посвященных социальным правам, часто используется термин "защита". Например, в статье 39 говорится о праве на социальное обеспечение, а в статье 40 - о праве на жилище. Оба эти права могут быть рассмотрены как проявления конституционного права на защиту от социальной незащищенности и нуждаемости.

Однако, стоит отметить, что термин "защита" используется в Конституции РФ не только в контексте социальных прав, но и в контексте других прав и свобод, таких как право на свободу слова и право на защиту чести и достоинства. Таким образом, нельзя утверждать, что социальные права являются проявлением права на социальную защиту, так как это не единственный способ выражения конституционных прав.

Так, в социальную защиту можно включить установленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на защиту от безработицы, а также государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ)3.

Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством.

Социальное обеспечение - это система мер, направленных на обеспечение граждан в случае наступления социальных рисков (безработица, старость, болезнь, инвалидность и т.д.)4.

Социальное обеспечение включает в себя различные виды выплат и услуг, таких как пенсии, пособия по безработице, медицинскую помощь, услуги по уходу за пожилыми и инвалидами и т. д. Социальная помощь включает финансовую поддержку, такую как пособия по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также предоставление жилья, продуктов питания и одежды. Социальное страхование является важной частью социального обеспечения, поскольку оно защищает многих людей от нищеты. Это означает, что вы можете быть уверены, что, если вы заболеете или получите травму, вы будете иметь право на денежную компенсацию.

В разных странах социальное обеспечение может иметь различные формы и механизмы реализации, но его основная цель - обеспечить людям достойный уровень жизни и защитить их от социальных рисков. В России в последние годы все острее встает вопрос о необходимости реформирования системы социальной защиты населения. Это связано с тем, что в стране накоплен огромный опыт социального обеспечения, который можно использовать для решения проблем, связанных с переходом к рыночной экономике. По расчетам специалистов, потребность в финансировании социальной сферы в России составляет около 10 трлн. руб., а в ближайшие годы не менее чем на треть вырастет за счет увеличения численности пенсионеров.



Права граждан на социальное обеспечение могут быть закреплены в различных нормативных актах, таких как Конституция, законы, указы Президента и т.д. В этих документах определяются основные права и обязанности государства и граждан в области социального обеспечения. В Российской Федерации система социального обеспечения складывается из нескольких уровней: государственного (федерального), регионального и местного.

Каждый из этих уровней обеспечивает реализацию определенного набора прав и гарантий гражданам. На федеральном уровне закреплены общие принципы социального обеспечения, на региональном — закрепляются конкретные виды социальных выплат, а на местном уровне — конкретизируются виды социального обеспечения и устанавливаются механизмы его реализации.

Однако, в данной статье не были раскрыты конкретные права граждан на социальное обеспечение, что может привести к неопределенности в отношении того, какие именно права имеют граждане на получение социальной помощи.

Таким образом, в статье необходимо более четко определить основные понятия социального обеспечения, права граждан на его получение и место социального обеспечения в системе социальной защиты.

T.K. Миронова отмечает, что в ст. 39 Конституции РФ недостаточно закрепить только право на социальное обеспечение, должно быть закреплено и право на различные его виды. Ведь право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения. Поэтому «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина5.

Остается неясным вопрос о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

На базе международного опыта можно выявить, что социальная защита и социальное обеспечение являются двумя разными понятиями. Социальная защита направлена на обеспечение базовых социальных гарантий и прав граждан, таких как социальное страхование, пособия по безработице, медицинское обслуживание и т.д. Она осуществляется государством и финансируется за счет налогов и других государственных доходов.

В свою очередь, социальное обеспечение направлено на предоставление финансовой помощи гражданам, которые нуждаются в ней по определенным причинам, например, по старости, инвалидности или потере кормильца. Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет социальных взносов, которые уплачивают работодатели и работники.


Таким образом, социальная защита направлена на защиту граждан от социальных рисков, а социальное обеспечение - на поддержку граждан, которые не могут обеспечить себе достаточный уровень жизни самостоятельно.

Социальное обеспечение, в свою очередь, включает в себя различные формы социальной помощи, предоставляемой не только государством, но и частными организациями, благотворительными фондами и другими некоммерческими организациями. Социальное обеспечение может быть направлено на поддержку малоимущих слоев населения, инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан, которые нуждаются в дополнительной помощи и поддержке.

Таким образом, соотношение социальной защиты и социального обеспечения зависит от конкретной страны и ее системы социальной защиты. В некоторых странах социальная защита играет более важную роль, чем социальное обеспечение, а в других - наоборот. Однако, международный опыт показывает, что обе эти категории играют важную роль в обеспечении социальной защиты населения и являются необходимыми элементами для построения справедливого и устойчивого общества.

1.2 Правовые особенности социального обеспечения по потери кормильца


Правовые особенности пенсионного обеспечения по потере кормильца включают следующие аспекты:

1. Определение потери кормильца: Потеря кормильца может быть определена как смерть или утрата трудоспособности кормильца, который был основным источником дохода для семьи.

2. Размер пенсии: Размер пенсии по потере кормильца зависит от стажа работы кормильца и его заработной платы. В некоторых случаях размер пенсии может быть увеличен за счет дополнительных выплат от государства или страховых компаний.

3. Условия назначения пенсии: Для получения пенсии по потере кормильца необходимо соответствовать определенным условиям, таким как наличие страхового стажа у кормильца или его родство с получателем пенсии.

4. Порядок получения пенсии: Для получения пенсии необходимо подать заявление в соответствующие органы и предоставить необходимые документы, подтверждающие потерю кормильца.

5. Сроки выплаты пенсии: пенсия по потере кормильца выплачивается ежемесячно в течение определенного срока, установленного законодательством.

6. Начисление пенсии: начисление пенсии происходит автоматически на банковский счет получателя или через почтовое отделение.

7. Льготы: Некоторые категории граждан могут иметь дополнительные льготы и компенсации при потере кормильца6.

Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной. Это означает, что при получении одной из них необходимо обратиться в разные государственные учреждения. В статье расскажем, какие именно документы нужно собрать для получения пенсии по потере кормильца, рассмотрим, как их оформить и где получить. Когда речь идет о пенсии по утере кормильца , подразумевается выплата денежных средств лицам, которые находились на его иждивении.

Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.