Файл: Автономная некомерческая образовательная организация высшего образования.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конституционное право граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
1. 1 Понятие и основные черты социального обеспечения
1.2 Правовые особенности социального обеспечения по потери кормильца
2.1 Понятие и условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
2.2 Круг лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потерн
Глава 3. Оформление, исчисление и размеры страховой пенсии по случаю потери кормильца
3.1 Оформление и выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца
Ответ на вопрос о том, охватывает ли конституционное право на социальное обеспечение право на получение мер социальной поддержки, вытекающий из приведенных выше рассуждений, может основываться на толковании ст. 39 Конституции РФ в ее взаимосвязи с положениями п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 7, а также с учетом международно-правовых стандартов социального обеспечения. С этих позиций конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые по категориальному признаку.
Содержание названного конституционного права самой Конституцией РФ не устанавливается, а определяется в текущем законодательстве.
Мнение ученых является обоснованным, так как Конституция РФ гарантирует право на социальную защиту каждому гражданину страны, включая обеспечение достойного уровня жизни, медицинской помощи, образования и других социальных благ2. Однако, реализация этого права может быть затруднена из-за экономических и социальных проблем в стране, а также из-за несовершенства законодательства и неэффективности механизмов реализации социальных программ. Поэтому важно продолжать работу над улучшением системы социальной защиты в России, чтобы обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни и защитить его от социальных рисков.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение. Это право включает в себя не только пенсии и пособия, но и другие государственные меры, направленные на защиту прав и свобод граждан и помощь в трудных жизненных ситуациях.
В частности, статья 7 Конституции РФ гарантирует каждому право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на жилище и другие права, которые связаны с обеспечением благополучия человека и гражданина.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита включает в себя множество государственных мер, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина и на помощь в трудных ситуациях, включая не только материальное обеспечение в рамках социального риска
, но и защиту от безработицы, охрану здоровья, образование и другие меры.
В Конституции РФ в статьях, посвященных социальным правам, часто используется термин "защита". Например, в статье 39 говорится о праве на социальное обеспечение, а в статье 40 - о праве на жилище. Оба эти права могут быть рассмотрены как проявления конституционного права на защиту от социальной незащищенности и нуждаемости.
Однако, стоит отметить, что термин "защита" используется в Конституции РФ не только в контексте социальных прав, но и в контексте других прав и свобод, таких как право на свободу слова и право на защиту чести и достоинства. Таким образом, нельзя утверждать, что социальные права являются проявлением права на социальную защиту, так как это не единственный способ выражения конституционных прав.
Так, в социальную защиту можно включить установленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на защиту от безработицы, а также государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ)3.
Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством.
Социальное обеспечение - это система мер, направленных на обеспечение граждан в случае наступления социальных рисков (безработица, старость, болезнь, инвалидность и т.д.)4.
Социальное обеспечение включает в себя различные виды выплат и услуг, таких как пенсии, пособия по безработице, медицинскую помощь, услуги по уходу за пожилыми и инвалидами и т. д. Социальная помощь включает финансовую поддержку, такую как пособия по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также предоставление жилья, продуктов питания и одежды. Социальное страхование является важной частью социального обеспечения, поскольку оно защищает многих людей от нищеты. Это означает, что вы можете быть уверены, что, если вы заболеете или получите травму, вы будете иметь право на денежную компенсацию.
В разных странах социальное обеспечение может иметь различные формы и механизмы реализации, но его основная цель - обеспечить людям достойный уровень жизни и защитить их от социальных рисков. В России в последние годы все острее встает вопрос о необходимости реформирования системы социальной защиты населения. Это связано с тем, что в стране накоплен огромный опыт социального обеспечения, который можно использовать для решения проблем, связанных с переходом к рыночной экономике. По расчетам специалистов, потребность в финансировании социальной сферы в России составляет около 10 трлн. руб., а в ближайшие годы не менее чем на треть вырастет за счет увеличения численности пенсионеров.
Права граждан на социальное обеспечение могут быть закреплены в различных нормативных актах, таких как Конституция, законы, указы Президента и т.д. В этих документах определяются основные права и обязанности государства и граждан в области социального обеспечения. В Российской Федерации система социального обеспечения складывается из нескольких уровней: государственного (федерального), регионального и местного.
Каждый из этих уровней обеспечивает реализацию определенного набора прав и гарантий гражданам. На федеральном уровне закреплены общие принципы социального обеспечения, на региональном — закрепляются конкретные виды социальных выплат, а на местном уровне — конкретизируются виды социального обеспечения и устанавливаются механизмы его реализации.
Однако, в данной статье не были раскрыты конкретные права граждан на социальное обеспечение, что может привести к неопределенности в отношении того, какие именно права имеют граждане на получение социальной помощи.
Таким образом, в статье необходимо более четко определить основные понятия социального обеспечения, права граждан на его получение и место социального обеспечения в системе социальной защиты.
T.K. Миронова отмечает, что в ст. 39 Конституции РФ недостаточно закрепить только право на социальное обеспечение, должно быть закреплено и право на различные его виды. Ведь право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения. Поэтому «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина5.
Остается неясным вопрос о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».
На базе международного опыта можно выявить, что социальная защита и социальное обеспечение являются двумя разными понятиями. Социальная защита направлена на обеспечение базовых социальных гарантий и прав граждан, таких как социальное страхование, пособия по безработице, медицинское обслуживание и т.д. Она осуществляется государством и финансируется за счет налогов и других государственных доходов.
В свою очередь, социальное обеспечение направлено на предоставление финансовой помощи гражданам, которые нуждаются в ней по определенным причинам, например, по старости, инвалидности или потере кормильца. Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет социальных взносов, которые уплачивают работодатели и работники.
Таким образом, социальная защита направлена на защиту граждан от социальных рисков, а социальное обеспечение - на поддержку граждан, которые не могут обеспечить себе достаточный уровень жизни самостоятельно.
Социальное обеспечение, в свою очередь, включает в себя различные формы социальной помощи, предоставляемой не только государством, но и частными организациями, благотворительными фондами и другими некоммерческими организациями. Социальное обеспечение может быть направлено на поддержку малоимущих слоев населения, инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан, которые нуждаются в дополнительной помощи и поддержке.
Таким образом, соотношение социальной защиты и социального обеспечения зависит от конкретной страны и ее системы социальной защиты. В некоторых странах социальная защита играет более важную роль, чем социальное обеспечение, а в других - наоборот. Однако, международный опыт показывает, что обе эти категории играют важную роль в обеспечении социальной защиты населения и являются необходимыми элементами для построения справедливого и устойчивого общества.
1.2 Правовые особенности социального обеспечения по потери кормильца
Правовые особенности пенсионного обеспечения по потере кормильца включают следующие аспекты:
1. Определение потери кормильца: Потеря кормильца может быть определена как смерть или утрата трудоспособности кормильца, который был основным источником дохода для семьи.
2. Размер пенсии: Размер пенсии по потере кормильца зависит от стажа работы кормильца и его заработной платы. В некоторых случаях размер пенсии может быть увеличен за счет дополнительных выплат от государства или страховых компаний.
3. Условия назначения пенсии: Для получения пенсии по потере кормильца необходимо соответствовать определенным условиям, таким как наличие страхового стажа у кормильца или его родство с получателем пенсии.
4. Порядок получения пенсии: Для получения пенсии необходимо подать заявление в соответствующие органы и предоставить необходимые документы, подтверждающие потерю кормильца.
5. Сроки выплаты пенсии: пенсия по потере кормильца выплачивается ежемесячно в течение определенного срока, установленного законодательством.
6. Начисление пенсии: начисление пенсии происходит автоматически на банковский счет получателя или через почтовое отделение.
7. Льготы: Некоторые категории граждан могут иметь дополнительные льготы и компенсации при потере кормильца6.
Правовые особенности пенсионного обеспечения по потери кормильца в Российской Федерации состоят в том, что она регулируется разными законами в зависимости от вида пенсии: страховой или государственной. Это означает, что при получении одной из них необходимо обратиться в разные государственные учреждения. В статье расскажем, какие именно документы нужно собрать для получения пенсии по потере кормильца, рассмотрим, как их оформить и где получить. Когда речь идет о пенсии по утере кормильца , подразумевается выплата денежных средств лицам, которые находились на его иждивении.
Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.