Файл: 1. Предмет и система курса ПО. Дисциплина правоохранительные органы рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требование компетентности суда означает, что дело должно быть рассмотрено только тем судом, который имеет соответствующие полномочия. Указанное требование нашло закрепление в ст. 47 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ произвольное изменение подсудности дел во внепроцессуальной форме и при отсутствии прямо указанных в законе оснований и условий для этого.
Требование беспристрастности суда обязывает судей, рассматривающих конкретные дела, быть нейтральными по отношению к сторонам и иным участникам. Судьи не вправе способствовать одной из сторон в защите своих нрав и законных интересов. Предубеждения судей по каким-нибудь вопросам или по отношению к каким-либо лицам не должно иметь места. Одной из гарантий обеспечения беспристрастности судей является институт отвода: если есть основания полагать, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, он подлежит отводу. Участие в рассмотрении дела судьи, который не отвечает требованию беспристрастности, влечет отмену судебного акта.

Нарушение требований законности, компетентности и (или) беспристрастности суда влечет за собой безусловную отмену принятого судебного акта.

18. Участие граждан в отправлении правосудия.

В соответствии  со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;


3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

19. Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.



4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

20. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

Статья 19 Конституции России гарантирует равенство всех людей перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Этот принцип обусловлен общим конституционным равенством граждан во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Независимость сторон от каких-либо различий и обстоятельств при осуществлении правосудия образует содержание рассматриваемого принципа, состоящего из двух частей: равенство сторон перед законом и равенство их перед судом.
Осуществление правосудия на основе равенства всех граждан перед законом означает применение судом норм единой правовой системы одинаково в отношении всех граждан. На равных началах, исходя из обстоятельств конкретного гражданского дела, суд определяет как права, так и обязанности заинтересованных лиц. Одинаковая ответственность лиц, подвергаемых на основе закона государственному принуждению за правонарушение, является непреложным правилом. В данной части рассматриваемый принцип находится в тесной связи с принципом независимости судей и подчинения их только закону.
Другую часть анализируемого принципа составляет осуществление правосудия на началах равенства сторон перед судом, т. е. на основе единого для всех суда. Это значит, что в России не существует судов, созданных с учетом каких-либо социальных различий граждан и групп населения; исключаются всякие преимущества или дискриминация как мотив в организации судебной системы. Создание чрезвычайных судов (тем более исходя из каких-либо различий граждан страны) в России не допускается. Но каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные
органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющие внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46 Конституции РФ).

21. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

1. Конституция РФ закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45). Одним из таких способов является судебная защита, которая согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ гарантируется каждому.
Право на судебную защиту относиться к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Право на судебную защиту случит гарантией осуществления всех других прав и свобод. Ограничение право на судебную защиту не допускается.
В РФ право на судебную защиту признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права – Международным пактом о гражданских политических правах, Всеобщей декларацией прав человека и Конвекцией о защите прав человека и основных свобод. Право на судебную защиту закреплено в Конституции РФ (ст.46), а Законе «О судоустройстве РСФСР» (ст.6), а также в отраслевом законодательстве.

Под судебной защитой понимается эффективное восстановление каждого в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства.

Право на судебную защиту включает 3 обязательных элемента:

-возможность для каждого обратиться в суд;

-обязанность суда рассмотреть дело и вынести законное, обоснованное и справедливое решение;

-исполнение судебного решения.

Гарантии обеспечения права на судебную защиту:

1. Каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

2. Обращение в суд может быть связано с требованием о восстановлении любых нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

3. В ч.2. ст.46 Конституции РФ закреплено право каждого на судебное обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

4. Возможность эффективного восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина на основе справедливого судебного разбирательства – законным, независимым и беспристрастным судом, в разумный срок, с равно предоставляемой сторонам реальной возможности довести до сведения суда свою позицию относительно всех аспектов дела, возможность пересмотра ошибочного судебного акта

5. Каждый вправе обращаться в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46).

2. Понятие права на доступ к правосудию на настоящий момент еще не получило своего распространения и закрепления в российском законодательстве. Право на судебную защиту включает все составляющие права на суд, в том числе и право на доступ к правосудию.

Отсутствие в Конституции РФ прямого закрепления принципа доступности

к правосудию нельзя признать правовым пробелом, поскольку из конституционных норм вытекают многие элементы данного принципа. На этой основе можно дать его определение.

Принцип доступности правосудия — это охраняемое государством и обеспеченное законом право беспрепятственного обращения в суд за защитой своих нарушенных прав и свобод, конституционно гарантированное и реализуемое в законодательно установленной процедуре, применительно ко всем видам судопроизводства.
Право на доступ к правосудию включает не только право возбудить иск в порядке гражданского судопроизводства, но и право на получение разрешения спора в суде, при этом решение суда, вступившее в законную силу, подлежит исполнению безотлагательно.

В соответствии с ч.3 ст.55 и ч. 3 ст.56 Конституции РФ, право на доступ к правосудию не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения. Вместе с тем существует его косвенное ограничение: физические препятствия (отдаленность судов), непосильные затраты, существование высоких государственных пошлин в судах по гражданским делам, языковые проблемы, недостаточные знания, отсутствие доверия к судам и др.