Файл: 1. Предмет и система курса ПО. Дисциплина правоохранительные органы рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Статья 34. Компетенция районного суда
Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации
Статья 16. Неприкосновенность судьи
Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи
Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей
Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств (ч. 2 ст. 77);
- подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя (ч. 1 ст. 16);
- никакие доказательства не имеют заранее установленной силы (ч. 2 ст. 17).
Существует жесткая взаимосвязь и взаимозависимость права обвиняемого на защиту и презумпции невиновности. Право обвиняемого на защиту может быть в полной мере обеспечено и реализовано лишь при условии соблюдения презумпции невиновности, нарушение права обвиняемого на защиту всегда означает в той или иной мере нарушение презумпции невиновности. И наоборот, нарушение презумпции невиновности неизбежно влечет и означает нарушение права обвиняемого на защиту
25. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гласность судебного разбирательства.
Ч.2 ст.26 К РФ - каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В этом конституционном положении проявляются особенности национально-государственного устройства РФ, основанного на уважении прав и свобод всех населяющих ее народов.
Ст.10 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации», ст.18 УПК РФ, ст.8 АПК РФ, ст.9 ГПК РФ.
Принцип обеспечения каждому польз родным языком при осуществлении правосудия выражает демократизм действующего законодательства и государства и определяет решение таких важных вопросов осуществление правосудия, как доступность суда для населения, обеспечение возможности осуществления прав участниками процесса.
В Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных судах, военных судах - судопроизводство и делопроизводство ведется на русском языке, государственном языке РФ.
Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Участники угол судопроизводства вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика.
В соотв с ч.3 ст.18 УПК РФ следственные и судебные документы вручаются обвиняемому (подсудимому), а также другим участникам уголовного процесса в переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет. Ст.ст.59, 169, 263 УПК РФ - участие переводчика.
В соотв со ст.307 УК РФ заведомо ложный перевод наказывается «штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда. Если такой перевод связан с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание применяется более строгое - лишение свободы на срок до 5 лет.
Не обеспечения обвиняем (подсудимому), не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика относится к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора.
Согласно положениям ч. 1 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) открытость (гласность, публичность) является общим принципом судебного разрешения уголовных дел.
Гласность судебного разбирательства по уголовному делу выражается в том, что дело рассматривается при открытых дверях судебного заседания, поэтому любой совершеннолетний гражданин, а также представители государственных и негосударственных средств массовой информации имеют возможность присутствовать в зале суда, наблюдать и фиксировать все происходящее в нем, обсуждать ход судебного разбирательства, сообщать о процессе неограниченно широкому кругу лиц, и никто не вправе ни воспрепятствовать этому, ни беспричинно удалить кого-либо из зала судебного заседания.
Согласно ст. 241 УПК РФ разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей.
Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании.
Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не допускается. Проведение закрытых судебных заседаний по уголовным делам допускается на основании определения или постановления суда в некоторых случаях:
-когда открытое разбирательство может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Наиболее часто необходимость в том, чтобы процесс закрыть, возникает при рассмотрении судом уголовного дела по материалам, добытым органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (спецслужбами);
-когда рассматриваются дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцати лет. В подобных случаях закрытие процесса продиктовано воспитательно-нравственными соображениями, поскольку на скамье подсудимых – подросток;
-когда рассмотрение уголовного дела о преступлении против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство. Данное правило вытекает из принципа уважения чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве, сформулированного в ст. 9 УПК;
-когда закрытия процесса требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников.
В зависимости от конкретной ситуации решение о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть принято в отношении всего судебного разбирательства либо его определенной части.
Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия, а при отсутствии такового оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.
Поскольку судебное разбирательство связано с непосредственным исследованием всех обстоятельств совершения преступления, закон специально ограничивает допуск в зал судебного заседания лиц, не достигших 16-летнего возраста. Если такое лицо не является участником уголовного судопроизводства, оно может быть допущено в зал судебного заседания только с разрешения председательствующего.
Итоговое решение по делу - приговор суда, провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается оглашение только вводной и резолютивной частей приговора.
26. Судебная система РФ, ее структура и признаки. Единство судебной системы.
Судебная система – это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
Конституция РФ и закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти:
-федеральные суды;
-конституционные, уставные суды субъектов РФ;
-мировые судьи;
- арбитражные суды.
Построение судебной системы Российской Федерации определяется гл. 7 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.
Суды общей юрисдикции
-В систему судов общей юрисдикции входят:
-Верховный Суд РФ;
-Верховные суды республик в составе РФ;
-краевые и областные суды;
-городские суды Москвы и Санкт-Петербурга;
-суды автономной области и автономных округов;
-районные суды.
К судам общей юрисдикции относятся также военные суды. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в воинских формированиях. К военным судам относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов.
Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, как по существу, так и в порядке пересмотра судебных решений вынесенных нижестоящими судами.
Арбитражные суды
В систему арбитражных судов входят:
федеральные арбитражные суды арбитражных округов;
апелляционные арбитражные суды;
арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей).
Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение экономических споров.
Статья 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
-установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
-применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
-признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
-законодательного закрепления единства статуса судей;
-финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
27. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.
К числу федеральных судов относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов фед. значения, суды автономной обл. и АО, районные суды, военные и специализированные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и являющиеся судами общей юрисдикции мировые судьи. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом РФ. Это аналог КС РФ, но на уровне не РФ, а всего лишь субъекта. И соответственно он рассматривает вопросы соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта не Конституции РФ, а конституции (уставу) субъекта РФ. Кроме того, он правомочен производить толкование самой конституции (устава) субъекта РФ. Каждым субъектом РФ самостоятельно разрабатывается и устанавливается порядок осуществляемого конституционным (уставным) судом данного субъекта РФ судопроизводства. Между тем одно из положений, составляющих данный порядок закреплено в ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Оно заключается в том, что решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Так как это не федеральный орган, а суд субъекта Российской Федерации, то и его финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, а не за счет федерального бюджета.
28. Система судов общей юрисдикции, их характеристика.