Файл: Лекция Основные понятия товароведения продукция, товар, товароведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) на цветочные: имеют запах, встречающийся в природе, придают запах определенного цветка (наименование такое же, как у цветка: роза, нарцисс, жасмин, белая сирень);

2) фантазийные: запахи, не встречающиеся в природе, а сочетающие различные ароматы;

3) цветочно- фантазийные: имеют запах неопределенный, с цветочным







Классификация и ассортимент парфюмерных товаров

Парфюмерно-косметическая продукция — вещество или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними [117].

Наименование парфюмерно-косметической продукции — обозначение вида однородной парфюмерно-косметической продукции.

Парфюмерные товары классифицируются:

- по виду: на духи, парфюмерные и туалетные воды, одеколоны, душистые воды, парфюмерные наборы;

по консистенции: на жидкие, твердые, порошкообразные;

- по виду укупорки: притертая пробка, навинчивающийся колпачок, аэрозоль, пульверизатор;

- по направлению основного аромата: цитрусовый, папоротниковый, цветочный, шипровый, древесный, амбровый, мускусный, кожный, альдегидный, кипарисовый.

Духи. Главная функция духов — ароматизация, представляют собой спиртовой или спиртоводный раствор, содержащий не менее 10 % душистых веществ.

По характеру запаха духи делят:

1) на цветочные: имеют запах, встречающийся в природе, придают запах определенного цветка (наименование такое же, как у цветка: роза, нарцисс, жасмин, белая сирень);

2) фантазийные: запахи, не встречающиеся в природе, а сочетающие различные ароматы;3) цветочно- фантазийные: имеют запах неопределенный, с цветочным направлением.

Типы запаха духов определяются впечатлением, которое вызывает композиция у человека: свежие, холодные, теплые, жаркие и сухие, пряные, сладкие.

По качеству композиции духи делятся на две группы: экстра и массовые. Экстра содержит не менее 15 % душистых веществ, крепость — не менее 80 %, стойкость — не менее 60 часов. Концентрированные духи содержат композиции не менее 30 %, крепость спирта — не менее 55 %. Массовые содержат не менее 10 % душистых веществ, крепость спирта — не менее 85 %, стойкость — не менее 50 часов.

Действие парфюмерных и туалетных вод гораздо мягче, длина волны распространения короче, стойкость запаха меньше. В течение дня их можно использовать несколько раз. Туалетная вода отличается меньшим содержанием душистых веществ. В них должно быть не менее 6 % композиции, крепость спирта — не менее 83 %, стойкость — не менее 40 часов.

Одеколон — с французского переводится как «вода из Кельна», где было организовано промышленное изготовление ароматической жидкости. Одеколоны по качеству делятся на две группы: экстра и одеколоны. Экстра: композиции — не менее 4 %, крепость спирта — не менее 80 %, стойкость — не менее 30 часов. Одеколоны: композиции — 1,5 %, крепость спирта — 60 %, стойкость — 24 часа. В отличие от других парфюмерных изделий, одеколоны используются как гигиенические, освежающие, ароматизирующие средства. В зависимости от применяемой крепости спирта одеколоны обладают разными свойствами. При крепости спирта 60 % одеколон обладает сначала согревающим, а затем охлаждающим свойством, при крепости 70 % и выше — слегка прожигающими и дезинфицирующими свойствами.

Ассортимент одеколона группируют также по половозрастному признаку и характеру запаха. При делении мужских одеколонов на ароматы выделяют четыре группы: с запахом табака, древесно- шипровая (лаванда, дуб, мох, сандал, кедр), цветочно-фруктовые запахи (свежие и энергичные), одеколоны восточного направления (амбра, ваниль; обладают пряным оттенком с экзотической нотой).

Душистые воды — это водно-спиртовые растворы, содержащие 1—2 % композиции, цветочного и фантазийного направлений запаха, крепость спирта — 20 %, стойкость запаха не нормируется. Они предназначены для освежения и дезинфекции кожи.

Требования к качеству и потребительские свойства парфюмерных товаров

Парфюмерные товары должны изготавливаться в соответствии с требованиями нормативной документации по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам.

Функциональные свойства парфюмерных товаров определяются основным назначением — приданием приятного запаха коже, волосам, одежде.

Различают три стадии запаха, которые постепенно переходят одна в другую [110]:

1) начальная нота (головная) — эта нота создает первое спонтанное впечатление о духах. Начальный запах возникает в период испарения спирта и наиболее летучих душистых веществ, ощущается как бы призапах спирта. Поэтому на этой стадии о качестве и запахе изделия судить нельзя;

2) нота сердца (основная) — это ядро духов, раскрывающееся следом за начальной. Это серединный основной запах. Он характеризуется свойственным изделию ароматом, определяет тип запаха. Этот запах сохраняется длительное время, к нему предъявляются самые высокие требования;

3) конечная нота (остаточная) — это нота, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов и обеспечивает силу и стойкость запаха. Это приятный запах, но другого аромата, чем нота сердца.

Стойкость запаха — это продолжительность ощущения запаха на соответствующем расстоянии, начиная с нанесения на поверхность определенного количества. На стойкость запаха влияет испаряемость, то есть летучесть душистых веществ. Композиция, составленная только из летучих веществ, имеет большую скорость испарения, и духи получаются менее стойкими. Искусственно затормозить испаряемость веществ и повысить стойкость запаха позволяет введение фиксаторов. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных нормативной документацией для каждой группы изделий. Меньшей стойкостью обладают цветочные духи, духи с большим содержанием гесперидных: лимона, бергамота, цитрона. Более стойкие ароматы — восточные, амбровые, пряные. Чем больше в композиции нот животного происхождения и древесных, тем лучше держится запах.

Эстетические свойства определяются внешним видом жидкости, ее прозрачностью, цветом, видом и дизайном упаковки, качеством маркировки, стилистической направленностью. Парфюмерные товары по внешнему виду должны быть однородны и прозрачны без помутнения при температуре до -5 °С. Прозрачность парфюмерной жидкости зависит от полноты растворения композиции в спирте, коагуляции и выпадении в осадок нерастворимых веществ в спирте. Дизайн упаковки играет немаловажную роль при оценке качества парфюмерных товаров, их конкурентоспособности и часто бывает одним из основных потребительских показателей, по которому выбирают духи.

Безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований к составу, физико-химическим и микробиологическим показателям, содержанию токсичных элементов, к токсикологическим, клиническим (клинико-лабораторным) показателям, к производству, потребительской таре, маркировке продукции.

Надежность парфюмерных товаров характеризуется их сохраняемостью. При хранении, транспортировании и потреблении парфюмерной жидкости происходят физико-химические процессы, которые приводят к ухудшению потребительских свойств и снижению качества. Важным показателем надежности является неизменность запаха парфюмерии, ее прозрачности и цвета.

Эргономические свойства — это свойства, обеспечивающие удобство и комфорт при использовании парфюмерии. Они зависят от формы и размеров флакона, вида укупорки. Наиболее удобны пульверизаторы и аэрозоли.

К факторам, формирующим качество парфюмерных товаров, относятся сырье и процесс производства.


направлением.

Типы запаха духов определяются впечатлением, которое вызывает композиция у человека: свежие, холодные, теплые, жаркие и сухие, пряные, сладкие.

По качеству композиции духи делятся на две группы: экстра и массовые. Экстра содержит не менее 15 % душистых веществ, крепость — не менее 80 %, стойкость — не менее 60 часов. Концентрированные духи содержат композиции не менее 30 %, крепость спирта — не менее 55 %. Массовые содержат не менее 10 % душистых веществ, крепость спирта — не менее 85 %, стойкость — не менее 50 часов.

Действие парфюмерных и туалетных вод гораздо мягче, длина волны распространения короче, стойкость запаха меньше. В течение дня их можно использовать несколько раз. Туалетная вода отличается меньшим содержанием душистых веществ. В них должно быть не менее 6 % композиции, крепость спирта — не менее 83 %, стойкость — не менее 40 часов.

Одеколон — с французского переводится как «вода из Кельна», где было организовано промышленное изготовление ароматической жидкости. Одеколоны по качеству делятся на две группы: экстра и одеколоны. Экстра: композиции — не менее 4 %, крепость спирта — не менее 80 %, стойкость — не менее 30 часов. Одеколоны: композиции — 1,5 %, крепость спирта — 60 %, стойкость — 24 часа. В отличие от других парфюмерных изделий, одеколоны используются как гигиенические, освежающие, ароматизирующие средства. В зависимости от применяемой крепости спирта одеколоны обладают разными свойствами. При крепости спирта 60 % одеколон обладает сначала согревающим, а затем охлаждающим свойством, при крепости 70 % и выше — слегка прожигающими и дезинфицирующими свойствами.
Лекция 19. Керамические товары

В зависимости от состава и строения черепка, керамика подразделяется на следующие виды:

Фарфор – черепок белого цвета с голубоватым оттенком, с высокой плотностью (водонепроницаемый), изделия тонкостенные, не полностью покрыты глазурью (по краю бортов и основания), при ударе деревянной палочкой издают мелодичный чистый звук. Бывает твердый и мягкий (изделия тонкостенные с высокой степенью белизны, в некоторых местах просвечивают, невысокой прочности).

Фаянс - черепок белого цвета с желтоватым оттенком, пористый (водопоглощение 9-12 %), изделие толстостенные, более легкие, полностью покры­ты глазурью, при ударе приглушенный звук.



Полуфарфор – занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белого цвета, более плотный, чем у фаянса (водопоглощение 3-5 %), изделия толстостенные, тяжелые, не полностью покрыты глазурью, при ударе мелодичный, но короткий звук.

Майолика - черепок белого или кремового цвета, пористый (водопоглощение более 12%), менее прочный и термостойкий, изделия толстостенные, покрыты цветными глазурями.

Гончарная керамика - черепок красно- коричневого цвета, с самой высокой степенью пористости (водопоглощение 15-18%), с низкой прочностью.

При изготовлении керамических изделий, большое внимание уделяется их внешнему виду. В современных условиях разработаны и активно применяются различные методы декорирования (украшения) изделий.

Методы декорирования:

наносимые при формовании – углубленные или рельефные узоры;

подглазурные – рисунок нанесен непосредственно на черепок перед нанесением глазури, он нечеткий;

надглазурные – рисунок нанесен на глазурь, он яркий и четкий, например:

- полосы - усик (до 1 мм), отводка (до 3 мм), лента (св. 4 мм);

- трафарет – наносится через наложенные пластинки – трафареты;

- крытьё - покрытие равномерным слоем краски;

- штамп - рисунок препаратами золота;

- печать - однокрасочный или многокрасочный рисунок тонкого контура, перенесенный с резиновой мембраны;

- деколькомания - переводная картинка, рисунок чуть матовый, многоцветный;

- шелкография - многоцветный точечный рисунок, нанесенный через тканевую матрицу;

- живопись - ручная роспись, видны следы кисти;

- фотокерамика.

Лекция 20. Пушно-меховые товары

Товарные качества мехового сырья в первую очередь зависят от следующих характеристик волосяного покрова: густоты; высоты; мягкости; блеска; носкости. Немаловажным фактором при выборе мехового изделия является естественная окраска волосяного покрова.

Густота волосяного покрова зависит не только от количества волос, но и от их толщины. В целом по густоте меха шкурки подразделяются на 4 группы: особо густоволосые (бобр, выдра, песец); густоволосые (соболь, ондатра, кролик); средней густоты (куница, белка, лисица); редковолосые (суслик, хомяк).

По высоте волосяного покрова шкурки условно делят на: длинноволосые, высота волосяного покрова - более 5 см (лисица, песец); средневолосые с высотой волоса - 2,5-5 см (соболь, куница, кролик); коротковолосые с высотой волосяного покрова меньше 2,5 см (крот, суслик).


Блеск волосяного покрова может быть шелковистым или стекловидным (более резким). Отсутствие блеска придает волосяному покрову матовость. Более всего ценится мех с шелковистым блеском.

Носкость волосяного покрова определяется природными свойствами сырья и особенностями выделки меха. Шкурки различных животных характеризуются разной степенью носки. Условно можно выделить 5 групп мехового сырья, среди которых первая групп отличается самой высокой износостойкостью, а пятая – самой низкой.

Таблица

Группы мехов в зависимости от степени носки

Группа

Виды меха

1

Выдра, бобр, котик

2

Каракуль, норка, ондатра

3

Соболь, куница, суслик-песчаник, овчина, смушковое сырье

4

Белка, горностай, кролик

5

Заяц, суслик, хомяк, крот

Что касается окраски меха, то ее характер зависит от многих факторов: от породы животного, от места его обитания, от сроков убоя, от пола и возраста, отличается неравномерностью: темнее на хребте и светлее на брюхе. Деление шкурок по цветам предусмотрено, например, для шкурок соболя – 7 цветов; норки клеточного содержания – 18 цветов; лисицы серебристо-черной – 3 цвета, платиновой – 2 цвета, черно-бурой – 2 цвета; голубого песца – 3 цвета; нутрии – 7 цветов.

В целом по ценности и красоте меховое сырье делят на три разряда. К первому, самому вожделенному разряду относят мех черной и серебристой лисицы, соболя, шиншиллы, американской норки, куницы, бобра, выдры, медведя и белого и черного волка. Ко второму разряду относят мех красной лисицы, хорька, белки, выхухоли и росомахи. И к третьему разряду причисляют мех русской норки, зайца, кролика, крота.

Сорт шкурки – это совокупность товарных свойств шкурок определенного вида зверей, добытых в одном и том же районе и имеющих примерно одинаковое развитие волосяного покрова. В зависимости от вида пушных зверей установлено от 2 до 4 сортов. Например, для шкурок белого песца предусмотрено 4 сорта, а для шкурок соболя – 2 сорта. Сортировка пушно-мехового сырья и мехового полуфабриката основывается на оценке качества и измерения размеров в соответствии с требованиями стандартов. Оценка качества в основном производится органолептическим методом, при тщательном осмотре.